Оценка знаний

Подходит к концу третья учебная четверть. И дети, и родители переживают за итоговые оценки. В спешном порядке «подтягиваются» отстающие предметы, исправляются неудовлетворительные оценки, сдаются «хвосты». И главный показатель здесь – оценка. Дабы порадовать взрослых, дети готовы на всё, только лишь бы получить заветный высокий балл. А так ли важна эта оценка? И нужна ли она вообще?

По-моему, мы уже давно подсадили детишек на эти оценки. И постоянно требуем исключительно высокий балл, иначе в ход идут различные наказания и ограничения. Мы, взрослые, сами подвели учеников под эти стандарты. Хотя, по сути, отметка не отражает полной картины. Ведь её выставляет учитель. А значит, может присутствовать человеческий фактор, и ни о какой беспристрастной оценке не может быть и речи. Все мы знаем, что у педагогов есть свои любимчики, те же дети знакомых или влиятельных/известных людей или дети мам из родительского комитета. Плохие отметки таким почти никогда не ставятся. А чтобы как-то выровнять ситуацию с оценками, другим они занижаются. Вот и получается, что, если попадёшь в немилость к учителю, то и не видать тебе высокого балла. И дело не только в самом педагоге, сколько во всей системе в целом. Ребёнку просто физически не могут нравиться все предметы сразу. А если нет интереса, то и заниматься нет желания. Но ведь нужна оценка, хорошая оценка. И приходится не учить, а заучивать, зазубривать. Вот только пользы от этого нет. Пройдёт время, останется оценка, а знания благополучно забудутся.

></p>
<p> </p>
<p>Чтобы не быть голословным, давайте рассмотрим бесполезность оценок на примере каждого предмета:</p>
<p>1.    Языки. Как правило, оценивается орфография и пунктуация. В итоге речь не богата словами, ударение и правильное употребление слов оставляет желать лучшего. Ведь оценивается диктант либо изложение. Учитывая развитие компьютеров и их внедрение в жизнь, они сами подчеркнут или исправят неверно написанное слово. А устная речь так и остаётся безграмотной. По сути, оценивается то, что в будущем будет использоваться не так часто.</p>
<p>2.    Литература. Мой любимый предмет для примера бессмысленности оценок. Просто вспомните: вы читаете произведение, потом в классе его разбираете, и в конце пишите сочинение, в котором нужно высказать своё мнение о прочитанном или о главном герое. Как итог, выставляется оценка. Но весь парадокс в том, что мнение ученика должно совпасть с мнением учителя. То есть, дают высказать мнение, но не дай Бог напишешь не то, что нужно. Никогда не замечали этой абсурдности? Ребёнок из индивида превращается в такого же, как и все вокруг. Да и вообще, как можно оценить то, как ребёнок думает?! Это ведь личное мнение.</p>
<p>3.    Математика. Здесь сама система оценок не совсем хороша. Обычно это контрольная с пятью заданиями, каждое имеет свою оценку. В итоге за выполненные первые три задания балл будет такой же, как и за одно четвёртое. Согласитесь, не совсем честно. У кого-то подсмотрел, списал и получил столько же, сколько другой за три выполненных самостоятельно задания. Как бы то ни было, результат есть и оценка выставлена.</p>
<p> </p>
<p style= width=
Фото с сайта www.bebeksayfasi.com

 

4.    Дополнительные предметы. Это те же самые физика, химия, география, история. Как утверждают, это только для общего развития. Правда, требуют по ним так же строго. А для большинства детей это просто издевательство: формулы, виды и семейства, опыты, лабораторные. А ведь ещё нужно и параграф ответить. Скажу по личному опыту – ничего, кроме тупого зазубривания, не было. Интереса не могло быть, а оценка ну очень как была нужна.

5.    Вспомогательные предметы. Если просмотреть аттестат любого выпускника, то по таким дисциплинам как пение, труд, физкультура стоит «отлично». И сразу душа радуется: что не ребёнок, то певец и мастер на все руки. Смысл в оценке по таким предметам отсутствует напрочь. Да, попели песенки, смастерили табуретку – и хватит, зачем это ещё и оценивать, если у всех всё равно будет исключительно высший балл.

Самое обидное, что оцениваются знания только в тот конкретный момент. Но ведь не всегда мы даже физически готовы: голова болит, не выспался, зуб ноет, живот крутит. Согласитесь, здесь уже не до контрольных и диктантов. Да и не отражается прогресс в изучении предмета. Допустим, в диктанте ребёнок сделал 10 ошибок и получил двойку. Упорно занимался, учил правила, и в следующем диктанте допустил только пять ошибок. Прогресс? Безусловно. Но по оценочной шкале он снова получит двойку. Ну и где здесь справедливость? Почему не оцениваются прилагаемые усилия?

Как относиться к системе оценки знаний решать каждому самостоятельно. Я только не хочу, чтобы из-за каких-то там отметок страдал ребёнок. Ведь согласитесь, наличие отличных баллов не гарантирует прекрасное безоблачное будущее. Ребёнок выучит только то, что ему действительно интересно, и оно останется надолго в его памяти. Ведь учится он, прежде всего, для себя. Так зачем загонять его в рамки, установленные другими?

Образование в нашей стране делает попытки к изменению, как оценочной системы, например Активная Оценка, о которой мы рассказывали в декабре (ссылка), так и совершенно другого подхода к обучению и развитию детей, который внедряет в своем проекте  «Тарнціны і сыны» Анна Трубачева.