Подходит к концу третья учебная четверть. И дети, и родители переживают за итоговые оценки. В спешном порядке «подтягиваются» отстающие предметы, исправляются неудовлетворительные оценки, сдаются «хвосты». И главный показатель здесь – оценка. Дабы порадовать взрослых, дети готовы на всё, только лишь бы получить заветный высокий балл. А так ли важна эта оценка? И нужна ли она вообще?
По-моему, мы уже давно подсадили детишек на эти оценки. И постоянно требуем исключительно высокий балл, иначе в ход идут различные наказания и ограничения. Мы, взрослые, сами подвели учеников под эти стандарты. Хотя, по сути, отметка не отражает полной картины. Ведь её выставляет учитель. А значит, может присутствовать человеческий фактор, и ни о какой беспристрастной оценке не может быть и речи. Все мы знаем, что у педагогов есть свои любимчики, те же дети знакомых или влиятельных/известных людей или дети мам из родительского комитета. Плохие отметки таким почти никогда не ставятся. А чтобы как-то выровнять ситуацию с оценками, другим они занижаются. Вот и получается, что, если попадёшь в немилость к учителю, то и не видать тебе высокого балла. И дело не только в самом педагоге, сколько во всей системе в целом. Ребёнку просто физически не могут нравиться все предметы сразу. А если нет интереса, то и заниматься нет желания. Но ведь нужна оценка, хорошая оценка. И приходится не учить, а заучивать, зазубривать. Вот только пользы от этого нет. Пройдёт время, останется оценка, а знания благополучно забудутся.


Фото с сайта www.bebeksayfasi.com
4. Дополнительные предметы. Это те же самые физика, химия, география, история. Как утверждают, это только для общего развития. Правда, требуют по ним так же строго. А для большинства детей это просто издевательство: формулы, виды и семейства, опыты, лабораторные. А ведь ещё нужно и параграф ответить. Скажу по личному опыту – ничего, кроме тупого зазубривания, не было. Интереса не могло быть, а оценка ну очень как была нужна.
5. Вспомогательные предметы. Если просмотреть аттестат любого выпускника, то по таким дисциплинам как пение, труд, физкультура стоит «отлично». И сразу душа радуется: что не ребёнок, то певец и мастер на все руки. Смысл в оценке по таким предметам отсутствует напрочь. Да, попели песенки, смастерили табуретку – и хватит, зачем это ещё и оценивать, если у всех всё равно будет исключительно высший балл.
Самое обидное, что оцениваются знания только в тот конкретный момент. Но ведь не всегда мы даже физически готовы: голова болит, не выспался, зуб ноет, живот крутит. Согласитесь, здесь уже не до контрольных и диктантов. Да и не отражается прогресс в изучении предмета. Допустим, в диктанте ребёнок сделал 10 ошибок и получил двойку. Упорно занимался, учил правила, и в следующем диктанте допустил только пять ошибок. Прогресс? Безусловно. Но по оценочной шкале он снова получит двойку. Ну и где здесь справедливость? Почему не оцениваются прилагаемые усилия?
Как относиться к системе оценки знаний решать каждому самостоятельно. Я только не хочу, чтобы из-за каких-то там отметок страдал ребёнок. Ведь согласитесь, наличие отличных баллов не гарантирует прекрасное безоблачное будущее. Ребёнок выучит только то, что ему действительно интересно, и оно останется надолго в его памяти. Ведь учится он, прежде всего, для себя. Так зачем загонять его в рамки, установленные другими?
Образование в нашей стране делает попытки к изменению, как оценочной системы, например Активная Оценка, о которой мы рассказывали в декабре (ссылка), так и совершенно другого подхода к обучению и развитию детей, который внедряет в своем проекте «Тарнціны і сыны» Анна Трубачева.