22 октября Конституционный суд Польши запретил проведение абортов даже при наличии патологий у плода. Поляки отреагировали на это многочисленными протестами. Стоя с плакатами возле костелов и Президентского дворца, женщины пытались донести до властей, что у них должно быть право на аборт. Мы спросили у белорусок, живущих в Польше, как они относятся к новым ограничениям, а также узнали у врача-гинеколога, чем законодательство по абортам в Беларуси принципиально отличается от польского.
Польское законодательство об абортах всегда было одним из самых суровых в Европе. Сделать прерывание по собственному желанию, как в Беларуси, там нельзя уже с 1993 года. Прервать беременность можно было только в трех случаях: после изнасилования, при угрозе здоровью или жизни матери и при тяжелых патологиях у плода.
Последнюю причину Конституционный трибунал Польши недавно отменил, поскольку посчитал ее не соответствующей Конституции. До этого 98% абортов в Польше делали именно по причине патологий у плода. В 2019 году сделали 1000 таких прерываний.
Протестные настроения поляков, судя по всему, не остались без внимания. Представитель премьер-министра Польши Михал Дворчик заявил, что решение Конституционного суда может быть смягчено. Рассматривается вариант закона, который разрешит аборт в тех случаях, когда смерть плода неизбежна. Однако аборты будут по-прежнему запрещены в «менее трудных», по мнению властей, ситуациях — например, если скрининг-тест выявит синдром Дауна. Соцопросы показывают, что подобный компромисс вряд ли устроит поляков.
«Вынашивать и рожать ребенка, который не выживет — весьма травматический опыт»
Анна из Беларуси, но живет в Польше уже 6 лет и воспитывает 4-летнего сына. Ей было комфортно жить в тех законодательных рамках по абортам, которые существовали прежде. Сейчас же белоруска солидарна с протестующими женщинами и уверена, что только мать и отец должны принимать решение по поводу аборта из-за нарушений у плода, ведь это кардинально повлияет на будущее семьи.
— Я понимаю логику Конституционного трибунала относительно прав нерожденных детей, но все же поддержка семей, у которых есть дети с тяжелыми нарушениями развития, в Польше пока на низком уровне, если не сказать, что ее вообще нет. А вынашивать ребенка, у которого обнаружены патологии, несовместимые с жизнью, это весьма травматический опыт. Получается, что женщина должна пройти через все этапы беременности, родов и послеродового восстановления, зная, что ее ребенок не выживет… На мой взгляд, только родители должны решать, хотят они проходить через такое испытание или нет.
Многие женщины в Польше возмущены и напуганы почти полным запретом абортов, говорит Анна. При этом белоруска убеждена, что законодательное нововведение вряд ли существенным образом повлияет на отношение к материнству.
— Женщину, которая хочет стать матерью, ничто не остановит. Не думаю, что пара, планирующая ребенка, откажется от идеи беременности из-за потенциального риска нарушений, ведь в большинстве случаев он невысокий. Возможно, люди из группы риска станут чаще делать генетические анализы до зачатия. А если возникнут проблемы во время беременности, касающиеся здоровья плода, женщины, вероятно, будут ездить в соседние страны, чтобы сделать аборт. Тем, у кого такой возможности нет, придется рожать. Но планировать беременность женщины от этого меньше не станут.
А вот разногласий в обществе и связанного с этим политического кризиса не избежать, считает белоруска. Тема абортов разделила людей — на тех, кто поддерживает действующую власть, и тех, кто выступает за оппозицию. Чем закончатся эти противоречия для страны, пока сказать сложно.
«Вырастет процент незаконных оборотов и спрос на «абортивный» туризм»
Виктория живет в Польше около полугода, у нее есть 5-летняя дочь. Белоруска выступает резко против принятого властями решения:
— Мы же не скот рогатый (это я о женщинах), чтобы просто вынашивать и рожать детей. У нас должно быть право выбора. Более того, для чего рожать ребенка, если он не сможет прожить полноценную жизнь или вообще умрет после рождения? Это какое-то варварство, ведь сейчас существуют специалисты и самые новейшие технологии, с помощью которых можно заранее выявить многие болезни. Оставлять женщину без право выбора в этой ситуации — просто возмутительно.
Виктория считает, что такое решение руководства Польши ни к чему хорошему не приведет: вырастет процент незаконных абортов либо увеличится спрос на аборты в соседних странах, что в принципе было и раньше. «Абортивный туризм» станет еще более востребованным, убеждена белоруска.
«Все это напоминает фильм «Рассказ служанки», где женщина стала конвейером по производству младенцев»
Татьяна живет в Польше полтора года, ее сыну 8 лет. В прошлом белоруска работала в гинекологии, поэтому неплохо разбирается в медицинских вопросах. Обсуждая ситуацию с абортами в Польше, Татьяна говорит, что «мир сошел с ума».
— Даже если ребенок мгновенно умрет после родов, ты должна его рожать. И вот тут возникают вопросы: «А кому должна? Кто подумает о психологическом состоянии женщины и ее семье? Кто позаботится о том, хватит ли у нее сил решиться потом на вторую беременность?» Такое чувство, что в Польше кошки имеют больше прав, чем женщины.
Вся эта ситуация напомнила Татьяне фильм «Рассказ служанки», где женщина стала конвейером по производству младенцев.
— Я не знаю, как в 21 веке можно придумывать такие законы, ведь это подтолкнет женщин к нелегальным абортам (и возможным жертвам среди тех, кто решится на такие услуги).
По словам Татьяны, в Польше также хотят запретить половое воспитание детей в школах. В то время как во многих странах миро активно популяризируют такие уроки, в Польше идут по пути ограничений. Законопроект предусматривает введение 2-летнего тюремного заключения «за публичную пропаганду или восхваление полового акта перед несовершеннолетними».
— Меня это возмущает. Молодежь должна знать все о сексе, инфекциях, передающихся половым путем, а также об абортах со всеми вытекающими последствиями. Но здесь в школах уже почти не говорят на эту тему, вместо этого преподают религию.
«Разрешенное законом прерывание беременности — меньшее зло, чем криминальный аборт, опасный для жизни»
Врач-гинеколог Екатерина Александровская напоминает, что в Беларуси законодательство по абортам гораздо более лояльное, нежели в Польше. По собственному желанию прерывание у нас можно сделать до 12 недель, считая от первого дня последних месячных. По социальным причинам, когда беременность наступила в результате изнасилования или произошла у женщины, лишенной родительских прав, прервать беременность можно до 22 недель.
Если есть угроза здоровью и жизни женщины или плода (полный перечень показаний можно посмотреть тут), то беременность может быть прервана на любом сроке. Такое решение выносит врачебно-консультативная комиссия после оценки риска для матери или плода. При этом медик уточняет:
— Так как после 22 недель плод уже считается жизнеспособным, врачи будут его спасать. То есть речь уже, по сути, идет не об аборте, а об искусственно вызываемых преждевременных родах, после которых жизнеспособного ребенка будут стараться выходить в реанимации больницы.
Екатерина не одобряет аборт без медицинских показаний, особенно ее расстраивает, когда к ней приходят женщины со словами: «Так получилось». Но в любом случае медик принимает право женщин на аборт и уважает их выбор:
— Женщина, твердо решившая прервать беременность, в большинстве случаев найдет способ избавиться от плода самостоятельно или с чьей-либо помощью, это уже проверено опытом. Поэтому я считаю разрешенное законом прерывание беременности меньшим злом, чем криминальные аборты, которые опасны для жизни.
Решение польских властей медик считает прежде всего несправедливым по отношению к женщинам:
— Не каждая из нас способна принять тот факт, что у нее родится ребенок с отклонениями. Еще сложнее принять это, когда беременность незапланированная. Увы, ни один метод контрацепции не дает 100% защиты, потому каждая женщина может попасть в такую сложную ситуацию. И если эта беременность нежеланная, да еще и патологическая, как в этой ситуации можно выносить ребенка и сохранить психическое здоровье? Это вполне может привести к самоубийствам среди беременных женщин, не говоря уже о волне криминальных абортов. Вероятно, это ждет Польшу в ближайшем будущем. Не верится, что в 21 веке в Европе, на которую мы равняемся, принимают такие законопроекты. Я считаю, что выбор должен оставаться за женщиной, ведь только она может решать свою судьбу.
Непонятна медику и финансовая сторона принятого решения:
— На кого власти возложат финансовую ответственность за детей с патологиями? Если на родителей, то они обрекают их на весьма сложную жизнь, если на государство, то это огромные затраты. Как бы жестоко это ни звучало, но в наше время, когда планета перенаселена, а ресурсы заканчиваются, я не вижу смысла в таком решении как с моральной, так и с финансовой точки зрения.
Екатерина рада, что в Беларуси у женщин есть право выбора: кто-то прерывает беременность по социальным причинам или из-за пороков развития у плода, а кто-то оставляет ребенка даже при наличии у него отклонений. И медик уверена, что это справедливо.



Мне интереснее, что в голове у ябатек, которые верещат, что стоит уйти Лукашенко, как здесь первым делом проведут гейпарад и будут их детей морально разлагать. Как например в Польше, да, ябатьки? А оказывается, что в Польше ничего такого нет… даже наоборот… это ж вроде у них «пиндосские ценности»? Или где вообще такое происходит? В ваших воспалённых мозгах?
Подпольные аборты, инфицирования, смерти. Ничему история не учит…
————-
Прервать беременность можно было только в трех случаях: после изнасилования, при угрозе здоровью или жизни матери и при тяжелых патологиях у плода.
***
Странно, что исключили только патологии плода. А вынашивание и рождение нежизнеспособного младенца разве не несет угрозу психическому здоровью, а иногда и жизни матери? А изнасилование чего ж не исключить тогда? Там детишки не несут ответственности за то, как были зачаты, могут быть вполне здоровы и не несут никакой угрозы матери. Ну, кроме порушенной психики. Но кого это волнует…
А изнасилование чего ж не исключить тогда? Там детишки не несут ответственности за то, как были зачаты, могут быть вполне здоровы и не несут никакой угрозы матери
Читайте на Ребёнок BY: https://rebenok.by/articles/wa ntchild/plan/28425-zapret-abor tov-v-polshe.html
Кстати, да. Более того, как по мне, здоровый малыш в результате изнасилования получше будет безнадежно больного ребенка от мужа.