«Одна из грубейших ошибок – считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…»
Я. Корчак
Легенда.
Варшава. 1942 год. Идет вторая неделя уничтожения еврейского гетто: к товарным вагонам бредут люди, чтобы отправиться в лагерь смерти. Вдруг по разрозненной и поникшей толпе бежит волна удивления: 200 воспитанников Дома сирот, во главе с пожилым мужчиной, выстроившись в шеренги под развевающимся знаменем, дружно шагают к станции. Полиция невольно встает смирно, а возмущенный офицер кричит:
— Кто это?
— Корчак с детьми – следует ответ.
Погрузка детей уже заканчивалась, когда эсэсовец, что-то вспомнив, произнес:
— Я читал вашу книгу. Хорошая книга. Вы можете остаться, доктор.
— А дети?
— Дети поедут.
….
Через сутки Януш Корчак вошел в газовую камеру вместе со своими маленькими воспитанниками.
Фото с сайта callofzion.ru
Начало пути.
Ровно 137 лет назад – 22.07.1878 года – родился Януш Корчак. Этот псевдоним он возьмет себе почти двадцать лет спустя, а пока первенца успешного и уважаемого варшавского адвоката назовут Генрик Гольдшмидт. Уже в подростковом возрасте, из-за неожиданно проявившейся психической болезни отца и связанных с этим финансовых трудностей, Генрик стал подрабатывать репетитором. В этот период и проявились его педагогические и писательские способности. Но юноша решил стать врачом и поступил на медицинский факультет Варшавского университета.
Хоть интуитивно, он все же шел за своим призванием: в медицине выбрал педиатрию и с первого курса работал в детской клинике; активно писал статьи по педагогике и детские книжки; а все свободное время проводил с малышами в беднейшем квартале Варшавы.
К 30 годам этот молодой мужчина – популярный писатель и педагог Януш Корчак, отстаивающий интересы детей, и знаменитый врач Генрик Гольдшмидт, отдающий почти весь свой заработок на лекарства беднякам.
Он участвовал в русско-японской войне, ежедневно видел болезни и смерть ребятишек в детском госпитале («Узнал, с каким достоинством, по-взрослому и мудро, умеет умирать ребенок…»), чутко улавливал страдания обездоленных детей в период работы в летних лагерях («Условия их жизни искривляли их тела ночью и искажали их души днем…»), но не очерствел, не выгорел.
В 1911 году Корчак начал свое главное дело – основал Дом сирот для еврейских детей. Официально покинул медицину, но каждый день лечил множество болезней своих маленьких воспитанников. Сдержал слово, данное себе в детстве из-за страха тяжелой наследственности, и не завел семью. Но отныне и на протяжении 30 лет стал отцом для сотен детей.

Фото с сайта callofzion.ru
Дом сирот и Старый доктор.
Януш Корчак доказал, насколько хорошо работают его педагогические идеи, воплотив их в жизнь. Детское самоуправление, организованное с полной серьезностью, научило детей взаимопомощи, развило чувство справедливости и ответственности. Ребята чувствовали уважение к себе и уважали других. Знали, что у них есть право быть собой, и не требовали подчинения.
Здесь работал парламент, издавалась собственная газета, регулярно проводились заседания суда. Даже Корчак не единожды сидел на скамье подсудимых за то, что прогнал из комнаты расшалившегося мальчика, нагрубил судье, заподозрил в краже невинного… «Прощение» – вот был главный вердикт этой судебной системы, ведь это так важно – уметь прощать.
Много было в Доме и веселья: праздники типа «Первый снег», «Самый длинный день» и пр. – организовывались мгновенно и запоминались надолго; а каждое лето ребята проводили за городом, где наслаждались жизнью на природе. Позже «выпускники» Дома сирот признавались, что не смогли дать такого воспитания своим детям.
Помимо работы в приюте, Корчак вел активную общественную деятельность: много писал, читал лекции и вел передачу по радио под псевдонимом Старый доктор, в которой беседовал с родителями, давал врачебные советы. Ни война, ни болезнь не смогли отвлечь его мысли от детей: во время участия в Первой мировой войне он написал свою главную книгу по педагогике «Как любить ребенка», а пережив тяжелую форму тифа, создал свою лучшую детскую книгу – «Король Матиуш».
Фото с сайта www.livelib.ru
Трудные времена.
Гонения на евреев начались в Польше задолго до вторжения гитлеровских войск. Корчак очень болезненно переживал несправедливость и жестокость тех времен. В конце 1940 года стало еще хуже – Дом сирот переселили в гетто. Из-за попыток вернуть запас картошки, «конфискованной» у детей по дороге, Корчак попал в тюрьму. Через месяц почитатели смогли добиться его освобождения и даже предложили ему бежать из Польши, но сильно ослабевший и постаревший доктор вернулся в гетто – к детям.
Положение было катастрофичным: голод, нищета, болезни, смерти. Корчак днями напролет добывал для детей еду, одежду, лечил их. И, несмотря на весь ужас, в Доме сирот по-прежнему шли уроки, выпускалась газета, работал суд, кружки, ставились пьесы…
Узнав о смертном приговоре для всех евреев гетто, друзья снова попытались спасти его. Один из бывших воспитанников вспоминал: «Когда я пришел к нему, имея пропуск на два лица, Корчак взглянул на меня так, что я съежился… Смысл ответа доктора был такой: «Не бросишь же ты своего ребенка в несчастье, болезни и опасности. А тут двести детей».

Фото с сайта uchitel76.ru
И сегодня много спорят, в чем суть системы воспитания Януша Корчака и существовала ли она вообще. Широкое распространение получили его «10 заповедей», где последователи попытались коротко изложить основные идеи, изложенные в многочисленных трудах писателя. Но вырванные из контекста фразы, хоть и дадут возможность узнать, не позволят понять и прочувствовать то, что хотел сказать этот, пожалуй, величайший педагог в истории человечества.
«Не обобщайте, не абсолютизируйте, нет детей вообще…, в процессе воспитания мы имеем дело с конкретными индивидуумами», – говорил он. А вся его жизнь указывает на то, что секрет воспитания был очень прост – оно основывалось на бескорыстной и честной любви к детям.
Читаем Корчака:
Педагогическая литература: «Право ребенка на уважение», «Правила жизни» и «Как любить ребенка» и пр.
Детские книги: «Король Матиуш», «Дети улицы», «Дитя гостиной», «Лето в Михалувке», «Когда я снова стану маленьким», «Банкротство маленького Джека», «Кайтусь-волшебник» и др.
Дневник, который вел Корчак, опубликован посмертно в 1958 году.

10 принципов воспитания детей Корчака:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен – ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
8. Ребенок – это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, чего не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым – неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.