Популярные в Беларуси методики развития детей
По какой методике будут воспитывать ребенка, по большей части, выбирают родители. Но не каждый родитель знает, в чем они заключаются, на какие принципы ориентируются, на что делают упор. Сейчас в Беларуси существует несколько основных известных методик воспитания и образования детей в учреждениях дошкольного образования. Вот некоторые из них.
Педагогическая система Марии Монтессори.
Итальянский врач и педагог Мария Монтессори, работая врачом-ассистентом при университетской психиатрической клинике, заинтересовалась детьми, страдающими слабоумием. Она пришла к выводу: умственная отсталость детей нуждается не только в медицинском лечении, но и в воспитании. Используя свой метод, Монтессори достигла результатов — ее воспитанники смогли приблизиться к учащимся нормальных школ. В последующем этот же метод Монтессори перенесла и на здоровых детей.
Метод Монтессори — система воспитания детей с 2,5 до 7 лет (и далее в начальной школе до 13 лет). Остановимся на некоторых ее принципах.
Монтессори считала, что жизнь ребенка идет сама собой, ребенок как бы просит взрослых «Помоги мне сделать это самому», причем с наименьшим количеством указаний со стороны взрослого. Дети в Монтессори-группе находятся в самостоятельном действии постоянно. Основными приемами работы должны быть наблюдения за детьми, дидактические материалы и молчание. Формой обучения и воспитания являются самостоятельные индивидуальные занятия детей. Коллективно проводятся музыкальные и гимнастические занятия, обслуживающий труд.
Для педагогов, работающих с дошкольниками, существуют заповеди Монтессори-школ. Вот они:
Если ребенка часто критикуют – он учится осуждать. Если ребенку часто демонстрируют враждебность – он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают – он учится быть робким. Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят – он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны – он учится справедливости. Если ребенок живет с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относится.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Одним словом, в основе данного метода лежит индивидуальный подход к каждому ребенку. При этом дети свободны от критики, сравнения и критической оценки. Педагог направляет ребенка, претворяет в жизнь главный принцип — помогает ему сделать самому. Так же взрослый следит и способствует разрешению конфликтных ситуаций.
Главная задача — научить ребенка быть самостоятельным и увести от лишней опеки взрослого.
Вальдорфский детский сад.
Вальдорфская педагогика – это явление европейской образовательной практики. Ее название связано с открытием школы для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарде (Германия), основателем которой был известный философ, литературовед, критик, а затем и педагог Рудольф Штайнер.
В развития ребенка Штайнер выделял три возрастных периода и для каждого определял конкретные задачи:
– от рождения до7 лет (воспитание воли);
– от 7 до 14 лет (формирование чувств);
– от 14 до 21 года (развитие мышления).
В Вольдорфском детском саду могут находиться группы для детей одного возраста и разновозрастные.
При организации детской деятельности руководствуются следующими положениями:
– рациональное распределение времени между свободной игрой детей и занятиями со всей группой, где дети проявляют свою инициативу под творческим руководством воспитателя;
– занятия по рисованию настроены так, что воспитатель сама начинает рисовать: разводит краски, подбирает бумагу и т.д. Дети наблюдают за ней (как держит кисточку, набирает краску, обмакивает кисточку в воду). Один-два ребенка включаются в работу, а затем и остальные. Так начинается занятие по рисованию. Получается, что никакого принуждения детей, полная свобода;
– проводится рассказывание историй (лучше, когда воспитатель не читает из книги, а ведет живую беседу). Целесообразно использовать сказки братьев Гримм, А.С. Пушкина и др.;
– вокруг детей необходимо постоянно создавать красивую, естественную среду, чтобы в ней ребенку было недопустимо, жалко, невозможно что-то разбить или испортить;
– очень важно обучать детей искусству движений и музыки. Это позволяет ребенку почувствовать радость свободных движений, пробуждает фантазию. В 3-4 года ребенок особенно проявляет внутренние музыкальные способности, которые родители и воспитатели должны использовать в развитии художественных способностей.
Одной из особенностей детских садов, работающих по педагогической концепции Р. Штайнера, является их тесная связь с родителями. Воспитатель знает положение в семье каждого ребенка, постоянно поддерживает с родителями контакт. В свою очередь и родители — частые гости в группе детского сада и принимают участие в театрализованных представлениях, приходят на занятия, обсуждают вопросы воспитания своих детей, участвуют в подготовке материала к занятиям.
Таким образом, один из важных моментов Вальдорфской педагогики – развитие художественной деятельности детей. То есть, создатели этой методики наставляют родителей больше уделять внимания творческому развитию ребенка. Танцы, музыка, рисование, сказки – все это должно присутствовать в детском мире. С ребенком занимаются пением, ритмикой, лепкой, проводят различные театрализованные представления. Такие виды творчества позволяют детям развиваться разносторонне.
Также популярными являются методики С.Н. Лысенковой «Когда легко учиться» и Н. Зайцева (например «Кубики Зайцева»).
Конечно же, имея возможность выбирать детский центр или детский сад для своего ребенка в соответствии с интересующей вас методикой, главным вопросом должен быть «какая польза ребенку?». Только внимательное и заботливое отношение поможет вырастить из малыша настоящую личность.
Ольга Добронравова