Любой мамочке сегодня известно такое понятие, как прикорм. Независимо от того, находится малыш на грудном или искусственном вскармливании, по достижении определенного возраста одного лишь жидкого питания ребенку становится недостаточно и требуется добавлять новые продукты основного питания, которые станут дополнять грудное молоко или молочную смесь. По своей сути прикорм – это добавление в пищевой рацион ребенка продуктов питания, которые по консистенции плотнее и гуще грудного молока или молочной смеси. Как правило, основным периодом введения прикорма является период от шести месяцев.

Фото с сайта www.det-dieta.ru
В каждой стране существуют свои традиции, концепции и принципы ввода первого прикорма, которые существенно менялись с течением времени. Тем не менее, сегодня полноценно определились два основных типа прикорма:
• Прикорм по педиатрическому принципу.
• Прикорм по педагогическому принципу.
Каждый из этих видов прикорма в своих основных правилах противопоставляется другому, и поэтому мы по отдельности рассмотрим как педиатрический, так и педагогический вариант введения первого прикорма.
Прикорм педиатрический
Стандартно прикорм по педиатрическому принципу вводится в полугодовалом возрасте. Тем не менее, в отдельных случаях сроки могут варьироваться. Так, например, некоторым деткам по медицинскому назначению могут рекомендовать вводить первый прикорм уже в 4 месяца, а если малыш находится на грудном вскармливании и хорошо набирает в весе, то добавление прикорма откладывается на какое-то время.
Правила педиатрического прикорма:
• Первый прикорм добавляют только в том случае, когда ребенок полностью здоров и хорошо себя чувствует.
• Для первого прикорма не рекомендуют соки и фрукты.
• Продукты первого прикорма в обязательном порядке должны измельчаться в пюре.
• Консистенция продуктов в прикорме к возрасту 1 год должна постепенно измениться от более жидкой до более грубой.
• Первый прикорм должен быть в виде монопродуктов.
• Нельзя добавлять следующий продукт прикорма за 7 дней до плановой профилактической вакцинации и в течение 7 дней после нее.

Фото с сайта www.stohitrostey.ru
• Отслеживайте переносимость новых продуктов. Каждый новый продукт вводится в объеме не более 5-10 грамм и не ранее 20 дней после введения предыдущего.
• Для прикорма используется только ложка.
• Три основных продукта прикорма: каша, овощи, мясо. Соки и фрукты могут быть использованы в качестве десерта между кормлениями.
• Отсутствие в прикорме соли и сахара.
• Введение прикорма должно сопровождаться допаиванием с использованием обычной питьевой воды.
• В 9-10 месяцев малыш должен начинать учиться есть самостоятельно и к этому времени должен съедать до 600 грамм густой пищи за день.
• Некоторые продукты (молоко, яйца, творог и другие) рекомендуется вводить после 12 месяцев.
Прикорм педагогический
Как мы уже говорили, педагогический прикорм в своих принципах противопоставляется педиатрическому. Так же как и раннее высаживание, слингоношение и длительное грудное вскармливание, данный вид прикорма является концептуальной частью «естественного родительства» и «естественного воспитания» ребенка. В данном варианте прикорма нет задачи накормить ребенка. Основной целью здесь будет непосредственное знакомство малыша с пищей и культурой питания в целом.
Основные правила педагогического прикорма:
• Педагогический прикорм вводится при появлении у ребенка интереса к взрослой пище и наличии навыка сидеть.
• Прием пищи происходит тогда, когда едят взрослые.
• Если ребенок не хочет есть, его не заставляют.
• Пища не измельчается в пюре, а дается маленькими кусочками размером до 5 мм.
• Пища не готовится отдельно, ребенок ест с общего стола и из одной тарелки с мамой или папой, сидя на руках у одного из родителей.

Фото с сайта www.arinadaim.ru
• В педагогическом прикорме практикуют досаливание пищи и добавление в нее специй.
• В качестве допаивания остается грудное молоко, которое даже в возрасте 12 месяцев при педагогическом прикорме может составлять до 70% рациона малыша.
Такой, казалось бы, нестандартный вид прикорма имеет свои плюсы: ребенок гораздо быстрее приспосабливается к семейному рациону, раньше приобретает жевательный навык. Быстрее учится глотать кусочки пищи. Кроме этого, детская пища при педагогическом прикорме не готовится отдельно, а необходимость в детских готовых кашах и пюре полностью отсутствует.