К 9 месяцам малыш постепенно превращается в настоящего хватайку. Пальчиковые игры в этот период помогают укрепить мелкую моторику рук.
К году ребенок становится особенно любознательным. Не ограничивайте малыша, позволяйте ему познавать окружающий мир всеми доступными для него способами и средствами, если, конечно, они не противоречат правилам техники безопасности.
Проговаривая произведения устного народного творчества (потешки, прибаутки и т. д.) и одновременно двигая пальчиками, ребенок невольно ритмизирует свою речь: она становится более четкой и выразительной, эмоционально окрашенной. Наличие рифмы положительно влияет и на слуховое восприятие.
Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой рукой. Работая правой рукой, ребенок развивает левое полушарие мозга и наоборот, работа левой руки стимулирует развитие правого полушария.
Обязательно разговаривайте с малышом во время занятий, это даст ему заряд положительных эмоций и побудит к общению.
Не старайтесь опережать развитие ребенка. Если движения слишком сложны для него, совершайте их сами, а малыш пусть наблюдает. Со временем у него обязательно получится.
Самое главное: в раннем возрасте внимание детей неустойчиво. Учитывая эту особенность, не затягивайте игру. Она должна длиться не более 5-8 минут, иначе ребенок потеряет к игре интерес и действие не получит логического завершения.
Месим, месим…
Месим, месим маме тесто (поочередно сжимайте и разжимайте кисти рук, имитируя замес теста),
Месим, месим маме тесто,
Скалкой покатали (раскрытыми ладонями имитируйте раскатывание лепешки скалкой по столу или коленям),
Ягодки собрали (складывайте пальчики в щепоть и «срывайте» ягодки).
Налепили пирогов (хлопайте в ладоши, «лепите пирожки») –
Ух! В печь! Ух! В печь! (обеими ладошками «возьмите» пирожок и бросьте в горячую печь, раскрывая пальчики)
Щепки-прищепки
Разместите разноцветные прищепки по всему краю подходящей миски, коробки или пластиковой банки. Обхватите ручку малыша своей рукой и помогите ему сложить большой и указательный пальчики, прижав остальные к ладошке. Затем вместе с ребенком снимайте прищепки, ухватывая их за кончики и складывайте в емкость.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы отправились гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо щепочки собрать,
Чтобы ножек не кололи
Там, где мы пойдем гулять!
Дождик
Дождик, дождик, посильней (потрясите кистями рук и «стряхните капли» с пальчиков) –
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки (соедините ладони лодочкой и раскройте их, изображая распускающиеся почки)
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, трава, гуще (шевелите пальчиками, изображая растущую траву).
Бабочка
Скрестите запястья обеих рук ребенка и прижмите ладони тыльной стороной друг к другу, а пальцы должны быть выпрямленными – это положение «бабочка сидит на цветке».
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На березовой ветке.
Под текст потешки переходите в положение «бабочка в полете»: совершайте легкие, но резкие движения руки в запястьях.
Поросятки
Имитируйте движения, о которых идет речь:
Поросятки мыли пятки.
Вот так! Вот так!
Мыли ушки, мыли брюшки.
Вот так! Вот так!
А потом устали.
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали.
Вот так! Вот так!
Утки плавали, ныряли
Пальцы обеих рук ребенок складывает в щепоть, а затем начинает двигать руками по дуге от плеча, изображая ныряющих рыбок.
Утки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде.
Теперь малыш должен сжимать и разжимать пальцы, а в конце совершать движения руками, как будто он раскапывает песок:
То нырнут, то вынырнут,
То зароются в песке.
Имитируйте все указанные в стихотворении движения.
Две козочки
Идет коза рогатая (сделайте «козу» правой рукой),
Идет коза бодатая,
К ней спокойная спешит (сделайте «козу» левой рукой),
Колокольчиком звенит (имитируйте колокольчик правой рукой).
Ольга Трубач