Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств.
Вначале ребенок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений.
Дошкольный возраст – возраст почемучек, пора нескончаемого познания мира и своего места в нем. В эту пору рождаются вопросы неудобные (про интимные отношения, деторождение) и страшные (про смерть) для родителей. Как на них отвечать? Они застают врасплох. И часто родители пытаются вопрос «замять», отвлечь ребенка, тем самым заостряя его интерес на теме, которая, оказывается «какая-то особая», раз мама «смешалась». Так вот, говорить с детьми надо обо всем, что их интересует (важна их инициатива), но в каждом возрасте говорить по-разному. Для дошкольника любая «взрослая» информация должна подаваться кратко, просто, метафорично, всегда тянуть вверх, к красоте. Ни в коем случае не стоит вдаваться в физиологические или натуралистические подробности, чтобы не напугать и не развратить чистую душу. К примеру, на вопрос о том, откуда я взялся, мама может рассказать об их любви с папой, о том, как они захотели подарить свою любовь еще кому-то, и появился он, их малыш. Если ребенок потребует конкретного «места обитания», сказать, что Бог дал ему душу и тело, и вложил их маме в животик, где малыш рос до того дня, как ему стало мало места, и он вышел на свет. Когда мой старший сынуля в 6-летнем возрасте увидел в магазине на витрине презервативы и прочел название, он тут же спросил, что это такое. Я на секунду растерялась, а потом нашлась: «Это такая медицинская вещь для гигиены взрослого человека». Интерес тут же угас – ах, медицинская.. а…гигиена..
Про смерть ребенок начинает задумываться около 4-5 лет, поднакопив жизненный опыт. Зачатки страха смерти гнездятся в страхах стихий наводнения, пожара, урагана, перед которыми ты беспомощен. Дальше ребенок начинает осознавать свою хрупкость и конечность в этом мире. И появляются переживания, вопросы – «а все ли мы умрем?», «а я не хочу умирать» и т.д. В общем-то, этот страх присущ каждому человеку, и в той или иной мере окрашивает наш жизненный путь до конца.
Смерти в каком-то случае даже нужно бояться, чтобы не причинить себе или другому человеку вреда для здоровья; чтобы ценить свою жизнь и людей, которые сейчас с тобой. Смерти правильно бояться, чтобы не грешить, чтобы сделать свою жизнь насыщенной, деятельной, чтобы все успеть. Вот эти все положительные стороны — то, про что можно и нужно говорить с ребенком. Т.е. смещать акценты с «просто» ужасного страха на его конструктивную сторону: для чего нам этот страх дан.
Так родителю стоит обращаться со всеми детскими страхами: проговорить, прожить, объяснить, поддержать, найти позитивное зерно.
Екатерина Шевелёва. — детский психолог, сертифицированный инструктор голландской программы «Роды без страха». Автор и ведущая курса по подготовке к родам и материнству «Я — мама», психолог-консультант по вопросам беременности и родов, консультант кризисной беременности, научный сотрудник центра проблем развития образования БГУ.