Родители с детства упорно твердят своим чадам о том, что без качественного образования им не достичь в жизни похвальных высот. Мама и папа радуются каждому успеху ребенка, но также сильно огорчаются его неудачам. Если таких неудач в жизни ученика много, поведение некоторых родителей может быть непредсказуемым. Стоит ли очередная «двойка» детских слез? В чем же кроются основные причины такой плохой успеваемости?
Факторы внешние
«Плохая» школа может негативно сказываться на оценках вашего ребенка. Если в учебном заведении нет дисциплины, царит беспорядок, а преподавательский состав оставляет желать лучшего, у ребенка не будет никакого интереса к учебе. Классы с «плохишами» даже уверенного отличника могут перевести в ранг неуспевающих.
Многим детям нужен индивидуальный подход, а класс, в котором учителю безразлично будущее его подопечных, обречен на плохую успеваемость. Часто в такую ситуацию попадают перегруженные школы, где в одном классе учится большое количество детей.
Грубый или даже просто непривлекательный внешне учитель также может повлиять на успеваемость в классе. Малыш бы и рад учиться хорошо, но при одном виде преподавателя он начинает запинаться, забывать твердо выученные фразы и просто столбенеет.
Даже дисбаланс финансового благополучия родителей, чьи дети учатся в классе с вашим крохой, может оказаться опасным. Более «скромные» финансово дети боятся лишний раз выделиться, отвечая у доски, чтобы не привлечь к себе внимание и насмешки тех ребят, родители которых богаче и успешнее. Как видно, проблема здесь кроется в воспитании других детей, а потому важно объяснить своему малышу сложившуюся ситуацию.
Факторы внутренние
На самом деле довольно редко истинной причиной плохих отметок становится диагноз – ЗПР. Однако среди внутренних причин стоит выделить также плохое зрение или плохой слух, наличие какого-либо хронического заболевания, а также повышенная утомляемость малыша.
К тому же если в семье царит неспокойная обстановка, родители часто ссорятся или находятся на грани развода, это также может повлечь за собой тяжелое психическое состояние крохи и, как следствие, его отставание в школе. Такое же беспокойство может появиться у малыша с рождением второго ребенка, переездом или другими кардинальными изменениями в жизни семьи.
Замкнутые ребята могут получать неудовлетворительные отметки из-за неумения наладить контакт со сверстниками или преподавателем. Боязнь выхода к доске, переживания из-за страха быть осмеянным и не показать хороший результат – все это может стать серьезной преградой на пути к успеху.
Интерес к учебе может быть потерян, как у тех, кому слишком легко, так и у тех, кому слишком трудно учиться. В первом случае стоит обратить внимание на индивидуальный подход к крохе. Задания со «звездочками», подготовка дополнительной информации по теме, участие в предметных олимпиадах могут возродить интерес к процессу познания. Во втором случае преподавателю и родителям стоит направить совместные усилия на подробный разбор непонятного учебного материала.
В любом возрасте не стоит требовать слишком многого от своих детей. Вырастая перфекционистами, они могут тяжело переживать любую, даже самую незначительную, неудачу. Даже результат «хорошо» вместо «отлично» может стать причиной зарождения комплексов.
Когда малыш приносит из школы «двойку» или «тройку» в дневнике, не спешите его бранить и наказывать. Постарайтесь выяснить истинную причину такой отметки, особенно, если это не первая неудача малыша. В выяснении всех обстоятельств вам помогут не только откровенный разговор с чадом (а это возможно лишь при хороших отношениях с ним), но и беседа с классным руководителем, директором и школьным психологом.
Подумайте, стоит ли одна или две «тройки» детского нервного срыва, если уже через несколько месяцев вы сможете благополучно забыть о них?