Родители узнали постфактум о том, что педагоги проводили «беседу» с детьми. Как реагировать?
Иногда родители узнают, что в саду или школе ребенка назойливо расспрашивали о вашей семье. Возникает вопрос: имеют ли воспитатели и учителя на это право? И стоит ли готовить ребенка к такому сценарию, предупреждая, что нельзя «ничего рассказывать посторонним людям»? Советами делится специалист по семейному неблагополучию, в прошлом работник органов опеки Наталья Поспелова.
Конечно, никто просто так с «беседами» к детям не пристает. Педагоги скорее всего проводят социальное расследование, а в его рамках — беседу (о том, как и для чего проводится такое расследование, мы подробно рассказывали здесь — прим. Ред).
То есть теоретически работники сада или школы имеют право общаться с детьми на тему того, насколько благополучная в семье атмосфера. Но если в целях социального расследования пренебречь тактом, этикой, законодательством, воспользоваться доверием ребенка или злоупотребить им, можно не только оперативно собрать недостающую информацию о семье, взаимоотношениях детей и родителей, но и нанести ребенку непоправимый вред, противопоставив его с самыми родными людьми и разрушив его картину мира.
Напомним, что с беседой к ребенку могут подойти не только в случае, если подозревают родителей в пьянстве. Все чаще семьи попадают под превентивные меры по другим мотивам: это может быть политика (привлечение родителей к ответственности за выходы на акции, выражение своего мнения и т.п.), банальные разборки между соседями (кто и в какое время делал ремонт перфоратором, чьи дети бегали «по голове» в неурочное время), сложные отношения между родителями и даже нежелание делать прививки детям.
Реальные примеры из недавней консультативной практики
Рассказывает Анна, мама двоих детей: «Вечером младшего из сада и старшую из школы забирал муж. Не буду скрывать: мы с ним в предразводном состоянии. Накануне повздорили, он меня толкнул, а я хотела дать ему пощечину, но так получилось, что оцарапала его щеку маникюром. Вот с этой царапиной муж посетил учреждения образования, так сказать. На следующий день заведующая вызвала меня в сад „на профилактический разговор“, как она выразилась. Сказала, что наш пятилетний сын в ходе беседы рассказал, что мама с папой подрались. Заведующая сказала, что, по ее мнению, — это повод для проведения соцрасследования, ведь наши дети живут в тяжелой морально-нравственной атмосфере. Мы с мужем в шоке».
Рассказывает Елена, мама 11-летней дочери: «С соседями снизу отношения не заладились сразу, как только они сняли квартиру под нами. Им мешает, когда дочь приходит из школы, „громко хлопая входной дверью“, „шумно топает ногами в коридоре“, играет на фортепиано (только до 18 часов); как мы с отцом громко зовем ее к столу… Недавно из школы приходила комиссия: в милицию поступил анонимный сигнал, что якобы за нашими дверями после 24 часов слышались детские и женские крики. Посетившая нас комиссия сообщила, что условия жизни ребенка в семье хорошие, дочь — прилежная ученица, занимается в школе искусств, но еще предстоит с ней побеседовать и выяснить, какие отношения у родителей и были ли домашние инциденты с криками детей и женщин».
Еще одну маму тоже предупредили, что с сыновьями вскоре будут беседовать на предмет благонадежности родителей. Это случилось после того, как папа был привлечен к административной ответственности за участие в несанкционированном мероприятии. Заместитель директора по воспитательной работе гимназии, где учатся мальчишки, сформулировала цель беседы с детьми так: «выяснить политические взгляды родителей».
Во всех этих случаях родители, конечно, встревожены. Чего ждать от педагогов, которые захотели пообщаться с детьми и узнать подробности семейной жизни? Можно ли противостоять беседам, если кажется, что они будут похожи скорее на допросы с пристрастием? Что делать с ребенком, если он наговорил «лишнего»?
Одни взрослые могут ответить жестокими санкциями, оставляя без удовольствий и карманных денег детей, проговорившихся о положении дел в семье. Нужно понимать, что в подобных ситуациях есть риск вызвать болезненное чувство вины у детей, которое может вылиться в самоагрессию или агрессию вовне.
Другие взрослые могут обратить внимание на известный в родительской и педагогической среде факт: дети из пьющих и деформированных семей являются совершенно неполезными источниками информации. На все вопросы о родителях и положении в семье такие дети отвечают выученно и мажорно: дома все в порядке, никто не пьет, никого не бьет, все ок. Какими средствами неблагополучные родители достигли такой семейной монолитности, не пропускающей за пределы семьи никакой компрометирующей информации? Дело в том, что дети сами в процессе тяжелой жизни поняли, что лучше молчать и правды о семье не говорить (во-первых, можно отгрести от разъяренной мамы, вышедшей из запоя; во-вторых, почувствовать свою вину за все происходящее в семье, и это будет тоже больно). Живя в условиях ненадежности, тотального недоверия к постоянно подводившим их близкими (а как тут доверять, если родители уже столько раз «завязать» обещали, да все никак), — дети переносят это недоверие и на окружающих. А потому информацией о личном не делятся.
Дети из благополучных семей, в отличие от сверстников из тяжелых и дисфункциональных, совершенно простодушно полагают, что если классная спрашивает о том, какие отношения у папы с мамой, она просто искренне сопереживает ребенку, чьи родители сейчас разводятся…
Воспитываясь в благополучной семье в условиях уважения, прогнозируемости, стабильности ребенок наполняется доверием к миру через доверие к своим родителям. И переносит это доверие на других значимых взрослых, в том числе на педагогов. Вот это доверие и играет с ребенком злую шутку: он доверчиво откровенничает, а проводящие социальное расследование педагоги могут использовать это в своих целях.
Как себя обезопасить?
Чтобы защитить своего ребенка от бесед, сводящихся к получению от детей личной семейной информации, родителям можно придерживаться следующих правил:
— Согласно Кодексу об образовании родители имеют право знакомиться во всеми результатами обследования детей. Социальное расследование — вид такого обследования. Требуйте для ознакомления письменные протоколы бесед с вашими детьми. Из протокола будет понятно, какие вопросы задавались вашему ребенку. Если насчет соблюдения режима дня младшего школьника — одно дело, а если по поводу отношений между родителями — другое.
Четких правил проведения бесед, к сожалению нет. Есть общеметодические — задавать вопросы от общего к частному или, наоборот, прислушиваться к тому, что говорит ребенок, давать возможность высказаться. При этом недопустимо навязчиво расспрашивать у ребенка о его родителях («выведывать», «вынюхивать»), пользоваться доверием и злоупотреблять им. По закону никто не должен принуждаться к свидетельствам о своих близких, в том числе дети.
Если вам кажется, что по отношению к вашему ребенку применялись недопустимые педагогические и психологические методы воздействия, жалуйтесь. Понятно, что «никому ничего не будет», но медленно и верно практика изменится. На первых порах в протоколах будут писать одно, а спрашивать у детей другое. Тогда у родителей возникнет следующий вопрос о том, откуда в распоряжении учителя компрометирующая семью информация.
— В желании защитить ребенка от неприятных и болезненных последствий я не советую родителям идти по кратчайшему пути, давая установку: «Ничего не рассказывай в школе о том, что происходит дома». Лучше учить ребенка четко выделять «своих» и «посторонних». Последовательно формируйте круг тех людей, которым ребенок может рассказывать все, и круг людей, в беседах с которыми лучше придерживаться банальных правил приличия и избегать разговоров об отсутствующих. Если ваш ребенок усвоит это правило, он сможет не только противостоять скользкому «педагогическому» вниманию к семейному белью, но и во взрослой жизни станет человеком, который не опустится до сбора сплетен и слухов, как бы красиво и социально-педагогично этот процесс ни назывался.
— Формируйте, развивайте и укрепляйте со своими детьми отношения доверия. Если семья попала в эпицентр социального расследования — доступно объясняйте детям, что происходит вокруг их семьи. Делитесь своими мыслями, чувствами и способами справится с ситуацией. Показывайте своим детям модель выдержанного поведения в подобных ситуациях. Так вы научите ребенка распознавать и правильно реагировать на подобные истории в их взрослой жизни.
Sorry, the comment form is closed at this time.


who-knows22675
То есть теоретически работники сада или школы имеют право общаться с детьми на тему того, насколько благополучная в семье атмосфера.
***
Если мне не изменяет память, то все исследования, проводимые в школе, должны быть с письменного разрешения родителей. В противном случае – лесом этих жаждущих общения.
——————
повздорили, он меня толкнул, а я хотела дать ему пощечину, но так получилось, что оцарапала его щеку маникюром
*
пятилетний сын в ходе беседы рассказал, что мама с папой подрались. Заведующая сказала, что, по ее мнению, — это повод для проведения соцрасследования, ведь наши дети живут в тяжелой морально-нравственной атмосфере. Мы с мужем в шоке
***
Ну так ребенок тоже в шоке был, увидев драку родителей. В данном случае поддержу заведующую – атмосфера у детей определенно нездоровая.
Другой вопрос, насколько ситуация может быть извращена самими “благодетелями” в лице проверяющих и прочей шелупони, решившей, что они могут вершить судьбы.
———————-
Заместитель директора по воспитательной работе гимназии, где учатся мальчишки, сформулировала цель беседы с детьми так: «выяснить политические взгляды родителей».
***
А в чем смысл беседы с детьми о политических взглядах родителей? С родителями слабО побеседовать?
——————–
он доверчиво откровенничает, а проводящие социальное расследование педагоги могут использовать это в своих целях.
***
Ну не сволочи ли?
aprelskaya22630
Who_knows, есть просто очень ретивые на местах товарищи. Которые в желании выслужиться ни перед чем не остановятся. И это тоже огромная проблема нашего общества, это огромный гнойник, который непонятно, как вскрывать. Силовой блок силовым блоком, а вот такое ретивое выслуживание на местах, по всей вертикали, тоже оставляет негативное впечатление. Потому что мы в этом случае говорим о тысячах и тысячах людей. Они-то потом переобуются в полете, но до этого, увы, могут натворить дел (((
madhed
Поддержу заведующую, лучше перебдеть когда “мама с папой подрались”.
krapivnica22666
Who_knows, есть просто очень ретивые на местах товарищи. Которые в желании выслужиться ни перед чем не остановятся. И это тоже огромная проблема нашего общества, это огромный гнойник, который непонятно, как вскрывать. Силовой блок силовым блоком, а вот такое ретивое выслуживание на местах, по всей вертикали, тоже оставляет негативное впечатление. Потому что мы в этом случае говорим о тысячах и тысячах людей. Они-то потом переобуются в полете, но до этого, увы, могут натворить дел (((
с другой стороны у меня сверху соседка иногда так орет матом на 3летнего ребенка, что возникает нездоровое желание куда-нибудь капнуть, а то мало ли что
minsk22614
с другой стороны у меня сверху соседка иногда так орет матом на 3летнего ребенка, что возникает нездоровое желание куда-нибудь капнуть, а то мало ли что
Видите ли в чем дело… Даже если вы на такую мадам капнете, с большой долей вероятности никто этим заниматься все равно не будет, потому как заняты «выяснением политических взглядов родителей» и прочей ересью. А на детей плевать по большому счету.