Школьный токсикоз: Чем можете помочь школе? Посочувствовать…
Авторская колонка молодой мамы и участницы проекта “9 месяцев” – Марии Калацкой.
Начало учебного года. Белоснежная рубашка у сына. Белая блузка у дочери. В руках цветы. Улыбки на лицах. И только где-то глубоко в душе прячется беспокойство: «Опять школа…»
На форуме прочитала: «Школа как беременность: длится 9 месяцев, а тошнить начинает со второй недели». Поддерживаю полностью. Просто первые дни еще есть надежда, что в этом году все будет по-другому: дети – самостоятельней, учителя – адекватней, администрация школы – побогаче, а я сама – организованней и спокойней.
Правда, первые дни в школе показали, что чуда ожидать не стоит. Но обо всем по порядку.
Немного о финансах
В этом году школьная жизнь началась с родительского собрания. На нем мучительно и долго (минут сорок) выбирали родительский комитет. Потому что его главная задача (как ни грустно осознавать) – это сбор денег. Каждому позвони, каждому объясни, от каждого выслушай. Неблагородно прикрывшись Катей (куда с такой маленькой в комитет), успешно избежала сей почетной миссии.
Финансовый сбор ограничился 200 000 для дочки и 150 000 для сына. Пока сбрасывались по минимуму (как выразилась одна мама) – на воду, бумагу, обложки для журнала, кронштейн для телевизора. «Вот еще бы и нетбук приобрести», – предложила классный руководитель. Напряженное молчание, повисшее в воздухе, вынудило учительницу добавить. «Ну, может, чуть позже. Вы же понимаете, это все для ваших детей».
Удивительно, но пока ничего не потребовалось сдать на нужды школы. За время обучения столько всего приобреталось за деньги родителей: новые двери, информационные стенды, фонтаны и даже туи. Иногда мне кажется, что на многие детали школьного интерьера, можно как в музее повесить таблички: «за микрофоны благодарим семью Ивановых, за жалюзи – семью Петровых, а новые обои приняты в дар от коллектива родителей 1 «А» класса».
В этот раз ограничились малым. Раздали анкеты о семье, а там последним вопросом: «Чем можете помочь классу, гимназии…». «Посочувстовать», – как всегда по делу ответил супруг. Так и написать, что ли?
Немного о быте
Гимназия переполнена. Причем настолько, что английский язык у дочери проходит в библиотеке, а часть детей сидит на стульчиках (без стола) и пишет на коленках. «Мне повезло», – хвалится дочка – Я первой сказала, что мне неудобно, и поэтому самостоятельную работу писала за столом учителя.
Классного кабинета у класса дочери тоже нет. То есть вроде как есть, но закреплен за двумя пятыми классами. В одной половине кабинета наши учебники, на второй – других деток. Один раз воду для кулера покупаем мы, другой – их родители. Собрания и классные часы – по очереди. Интересно, на Новый год как украшать класс будем: каждый свою половину?
В раздевалке у сына (самой стандартной) разместили 4 (ЧЕТЫРЕ!) класса. Сложно представить, как около ста детей могут поместиться на пространстве менее десяти квадратных метров. «Как это возможно?» – спрашиваю у сына. «Никак, – отвечает он. – Сначала пытался протискиваться, а теперь в школу иду без куртки». Пока тепло – ладно, а что будет дальше?
Немного о справедливости
Бурно обсуждали на собрании вопрос горячего питания. Суммы платятся немаленькие – 110 тысяч в неделю. А дети кушать в столовой не хотят. Отказаться, по словам администрации, тоже нельзя. Я в дискуссии не участвовала, наивно полагая, что для меня этот вопрос уже не актуален.
С рождением Кати наши дети получили право на бесплатное питание. Радость от сэкономленных денег была недолгой. Придя из школы, дочка пожаловалась: «Это несправедливо, всем на завтрак курица, а нам сосиска». На следующий день ситуация повторилась: «всем – отбивная, а нам котлета». Еще день – и дети остались без апельсинов. Как-то не по себе.
«Мне одному кажется, что пора завязывать с бесплатным питанием?», – прокомментировал высказывание дочери супруг. «Не одному», – вздохнув, согласилась я. Получается, что вроде хотят поддержать детей материально, а на деле это оборачивается их душевным дискомфортом и чувством второсортности. Этого нам точно не надо.
Немного о сложностях
Наша гимназия с углубленным изучением иностранного языка. Времени на адаптацию у детей нет. С первого же урока учительница разговаривает (в том числе и объясняет материал) исключительно на английском языке.
Новые пособия (учебники и рабочие тетради) нужно купить до конца недели – иначе двойки. С понедельника за разговоры на русском языке – минус два балла. Листик-шпаргалку с фразами, используемыми на уроке, выучить за несколько дней. О-го-го. С такими темпами до конца года заговорим на английском свободно не только я и дочка, но и бабушка.
Уже на втором уроке большинство детей из группы получает шестерки. Я к этому была готова и предупредила дочку, что первое время оценки уйдут в минус. Поэтому сильно она не переживала, только вид был несколько грустнее, чем обычно.
А вот соседская девочка, у которой в аттестате была десятка, в слезах просила вернуть ее в прежнюю школу. Ее мама за малым не побежала к администрации, чтобы, как минимум, перевести дочку к другому учителю, как максимум, вернуться в бывшую школу.
Немного о детях
У дочки море вопросов, связанных с переходом в пятый класс. Ее тревожит, что по каждому предмету новые учителя и есть очень строгие. Она переживает, что подружки перешли в другую школу, а с новыми детками сложно подружиться.
А еще непривычная система уроков, когда по классам ходят не учителя, а дети (в первый же день дочка перепутала кабинеты и еле отыскала свой класс). Стараюсь больше разговаривать, объясняю, что главное – это то, как она сама оценивает себя. Говорю, что совсем не огорчаюсь из-за низкой оценки, если вижу, что она старалась. Мне кажется, что у нее все получается неплохо.
С сыном гораздо сложнее. Самое печальное открытие этой недели – это неудобное время тренировок. Правда, уже не 6.30, а 14.30. Но если учесть время на добраться (вернее добежать) и переодеться, то минус один-два урока в день.
Замечательный график. Ребенок ушел из дома в 7.30 – пришел в пять вечера. А еще домашние задания. Где взять сил все это выдержать??? Кажется, битва за успеваемость проиграна, не успев начаться.
Впрочем, мы, как всегда, легких путей не ищем, и нос раньше времени не вешаем. Будем работать и надеяться, что нам повезет, и наш школьный токсикоз благополучно закончится к концу первой четверти.