На условиях анонимности работники школ прислали в редакцию образцы заявлений на предоставление сведений из единого госбанка данных о правонарушениях. Нанимателей интересует, есть судимость у педагога или нет.
Нам прислали несколько заявлений, составленных в разной форме, то есть речь идет о разных школах. Вот пример такого согласия, адресованного начальнику управления по образованию Октябрьского района г. Минска.
В документе ниже от педагогов требуют указать паспортные данные. Согласие должно быть подписано директором школы.
— Пришла секретарь, принесла бланк, — рассказывает педагог, который работает в школе Октябрьского района г. Минска. — Я спросила: откуда такая бумага? Мне ответили, что из управления по образованию. Я сказала, что если буду в чем-то виновата, отвечу по закону, причем здесь работа? Меня убедили в том, что без меня никто информацию не получит. Само согласие я не подписывала.
Похожую бумагу прислала нам и работница детского сада.
В управлении по образованию администрации Октябрьского района г. Минска руководитель и его заместитель несколько дней не отвечают на звонки по указанным на сайте телефонам, другие сотрудники говорят, что ничего не знают о подобных документах. В пресс-службах Комитета по образованию Мингорисполкома и Министерства образования также затруднились дать комментарий: о сборе данных из госбанка МВД им неизвестно.
В профсоюзе работников образования и науки удивились вопросу: учителя не обращались в организацию за разъяснениями.
Если такие данные собираются, то для чего?
На этот вопрос у нас нет ответа, лишь предположения. Согласно действующему Кодексу об образовании «педагогическую деятельность не могут осуществлять лица, имеющие судимость». В обновленном кодексе, проект которого был направлен в парламент, формулировка будет звучать так: педагогами не могут быть лица, «имеющие судимость, которая не снята или не погашена в установленном порядке».
Погашена судимость или нет, можно узнать в госбанке: по административным делам информация хранится 10 лет, по уголовным — 100 лет. В ст. 97 УК указано, как погашается судимость. Если человек совершил менее тяжкое преступление, через два года после отбытия наказания он уже считается несудимым. Через пять лет погашается судимость за тяжкое преступление, через восемь — за особо тяжкое. По административным делам человек не считается правонарушителем спустя год после отбытия наказания.
Что это вообще за госбанк такой?
Это своеобразная электронная база, в которой систематизируются все сведения по лицам, привлекаемым к ответственности. В банке указываются паспортные данные, в том числе личный номер, статья КоАП по которой человек привлекался, или статья УК, по которой заводилось дело, а также какое решение по нему было принято.
К электронной базе имеют доступ Следственный комитет, МВД, КГБ, прокуратура, суды, Госконтроль. Кроме того, любой человек может обратиться в единый банк с просьбой предоставить информацию. Например, если нужно показать справку потенциальному работодателю о том, привлекался к ответственности или нет. А вот наниматель не может проверить прошлое сотрудника, обратившись в банк данных о правонарушениях, если, конечно, у него нет на это согласия, подписанного самим работником.
Обязаны ли педагоги подписывать это согласие?
Вот как комментирует ситуацию юрист Данила Смольский:
— Согласно «Положению о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений» сведения о правонарушениях в отношении работников, затрагивающие тайну их личной жизни, предоставляются организациям только с согласия таких работников. Исходя из комплексного анализа законодательства, можно сделать вывод, что к информации о личной жизни могут относиться и сведения о привлечении работника к административной или уголовной ответственности.
Белорусское законодательство устанавливает ограничения прав работников на выполнение некоторой работы или на занятие определенных должностей в связи с привлечением к административной или уголовной ответственности. При решении вопроса о приеме на работу в аналогичных ситуациях работодателю необходимо удостовериться, что кандидат на должность не привлекался к вышеназванной ответственности. Сделать это можно через соответствующий запрос о предоставлении сведения, хранящихся в едином банке данных, но с согласия работника.
Для работника подписание такого согласия является правом, а не обязанностью. В этой связи на сегодняшний день остается не до конца урегулированным вопрос действий нанимателя при отказе работника на предоставление сведений из банка данных правонарушений.



З настаўнікамі робяць, што хочуць. Ён павінен напісаць, што на чырвоны сігнал светлафора перабег дарогу? Нейкае дурноцце.
И ведь все согласятся, потому, что образование у нас даже по сравнению с девяностыми в деградации. На педагогов берут троечников, к примеру в М.Танка берут всех, кто подал документы. Многие из учителей держатся за свою работу как за бороду бога, и готовы в прямом смысле на все, что бы их не выгнали.
Работаю в отделе кадров (в сфере образования), такие запросы шлю на каждого вновь принятого работника, ВСЕГДА, всю свою карьеру, разумеется, взяв у них предварительно согласие.
Но старожилов обычно никто не трогает, только новичков.
Тут кто-то самодеятельностью занялся