«Господи, помоги мне не сорваться!». Учителя о том, что заставляет их плакать после уроков
После громкого случая в гомельской школе белорусы разделились на два лагеря. Одни защищают учителя, который «пережил нервный срыв», другие — считают такое поведение недопустимым. Выгорел — значит, уходи из школы. Мы спросили у учителей, что их выводит из равновесия и как они справляются со стрессом, которого в работе более чем достаточно.
Светлана, учитель начальных классов:
— Мне кажется, что любой человек, даже с очень устойчивой психикой, может оказаться на грани срыва. Ведь нервы — как струна. Натягиваются, но до определенного предела. Иногда струна может порваться. Но срыв может проявляться по-разному у разных людей. Тут все зависит от темперамента, от готовности к срыву. Да, даже к нему важно готовиться.
В первый раз на замену я пришла в очень сложный класс (почти все дети были из семей, находящихся в СОП, всего 3 девочки, остальные — мальчишки). Мне тогда было 19, им по 10 лет. Один мальчишка сначала обругал меня трехэтажным матом, а затем подбежал сзади и шлепнул меня по пятой точке.
Сказать, что я в свои 19 лет к этому была не готова — ничего не сказать. Все, что я смогла в тот момент сделать, — это взять мальчишку за плечи и держать так около минуты, молча, глядя прямо в глаза. К сожалению, эффективно вести урок у меня после этой ситуации не получилось. Я дала детям задание открыть учебники и решать задание на отметку, на этом все.
Хорошим лекарством от стресса для меня тогда была поддержка более опытных коллег. Они поделились собственными историями, рассказали о тех способах, которые помогали справиться.
Был еще случай, когда я пришла работать в класс после очень серьезного педагога (та ушла в декретный отпуск). Учитель умела одним взглядом держать дисциплину. У нее была копилка приемов для того, чтобы успокоить детей, настроить на работу. У меня темперамент другой, я активная, творческая, всегда на позитиве.
Отлично помню, как ученики решили меня “проверить на прочность”. Кричали хором, никак не реагируя на то, что был звонок на урок. Кто-то стоял на парте, кто-то залез под крышку парты, кто-то просто бегал по классу. Такое поведение никак не совпадало с тем, что я видела в этом классе раньше. Я понимала, что это испытание. Но в свои 20 лет я не нашла другого способа, кроме как выбежать из класса и расплакаться.
В коридоре ко мне подошла коллега, вытерла слезы и сказала, что такая реакция — это норма. Но добавила, что и в поведении детей нет ничего особенного. Так они проверяют компетентность педагога. Правда, интересным был и результат. В классе мгновенно воцарилась тишина, а на моем столе оказалась записка:
Извините, мы больше так не будем.
И действительно, больше такого не повторялось.
Sorry, the comment form is closed at this time.
nyavka22621
Выгорание – бич многих профессий, но с учителями все сложно ещё потому, как кроме собственно преподавания на них висит куча всякой работы. И часто сделать её во время рабочее невозможно. Вот и получается, что нет зоны отдыха, нет возможности перевести дух
Вторая беда – необходимость красивой картинки, ради поддержания которой будут закрываться глаза на хамство, травлю, жестокость детей. И закрываться прежде всего начальством школы. Оно предпочтет надавить на учителя чем привлечь к работе тот же СОП или милицию. Конфликты не гасятся, а просто загребаются под коврик и делается вид, что все хорошо.
Но вечно так продолжаться не может. Гомельская история – лишь начало. Нервы у людей не Железные.
bars100622651
Выгорание – бич многих профессий, но с учителями все сложно ещё потому, как кроме собственно преподавания на них висит куча всякой работы. И часто сделать её во время рабочее невозможно. Вот и получается, что нет зоны отдыха, нет возможности перевести дух
Вторая беда – необходимость красивой картинки, ради поддержания которой будут закрываться глаза на хамство, травлю, жестокость детей. И закрываться прежде всего начальством школы. Оно предпочтет надавить на учителя чем привлечь к работе тот же СОП или милицию. Конфликты не гасятся, а просто загребаются под коврик и делается вид, что все хорошо.
Но вечно так продолжаться не может. Гомельская история – лишь начало. Нервы у людей не Железные.
Если привлекать СОП или милицию, то будет минус в рейтинге конкретной школы, а следовательно и минус в финансировании из бюджета данной школы. А минус финансированию – больше сборов денег с родителей, и, следовательно, ещё больше конфликтов, ибо красивую картинку никто не отменял.
Руководство школы это прекрасно понимает, но систему рейтингов придумывало не оно.
dsm22652
мама учительница, причем довольно профильного предмета, и классных руководств никогда не брала. и тем не менее говорила, что детей учить нравится, хотя и всякие бывают. но вот этот маразм, бумажная работа – отбивают желание делать свои первостепенные обязанности. а еще очень много зависит от начальства. если адекватное, не заигрывает по любой мелочи с вышестоящими, то легче. а если там чудо-юдо, которое за рейтинги и милость господ трясется где надо и не надо, то нервы из учителей пинцетом подостают