Архив рубрики: Здоровье

В школу (сад) приводят откровенно больных детей. Что делать, если вам это не нравится

Всякий родитель хоть раз бывал в ситуации, когда приводишь ребенка в школу (сад) и слышишь, как кто-то из детей звучно кашляет или сморкается. Но работа не ждет, поэтому оставляешь ребенка в «рассаднике инфекций» и на бегу возмущаешься: «Почему не оставили простуженных дома? Может, надо было вмешаться?» Мы узнали, что должны делать педагоги, когда принимают детей с явными признаками ОРВИ, и могут ли родители здоровых детей на что-то повлиять.
 

Источник фото: Pexels.com

Сразу возникает вопрос: есть ли какой-то общий алгоритм действий для школ и садов? В Минском городском центре гигиены и эпидемиологии рассказали, что общие подходы есть, но каждое учреждение образования обязано  разработать свой, индивидуальный план защиты от инфекций, опираясь на нормативную базу.

Под нормативной базой эксперты прежде всего понимают совместные рекомендации Минздрава и Минобразования по профилактике COVID-19, а также санитарные правила, утвержденные постановлением Минздрава № 217.

В рекомендациях акцент сделан на выявление признаков простуды, и они почти целиком вошли в локальные документы, которые учреждения образования должны исполнять, поясняет врач-гигиенист Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Ирина Позняк.

В санитарных правилах также есть четкие формулировки, как действовать в случае подъема респираторных инфекций. Интересный факт: согласно документу работники учреждений образования в такой период должны носить маски.

 — Если родители хотят узнать, как в школах работают с простуженными детьми, они могут обратиться в администрацию учреждения образования и попросить показать локальный документ. Им никто в предоставлении информации не откажет, — считает эксперт.

Ребенка могут отправить на «скорой»

— Учителя-воспитатели вправе «отправить» ребенка домой, если у него выраженные признаки ОРВИ? — интересуемся мы.

— Утренний прием таких детей должен проводиться совместно с медицинским работником. И если он считает, что  признаки ОРВИ — очевидные, то об этом незамедлительно сообщают родителям или другим законным представителям ребенка; рассказывают о плане, согласно которому педагоги действуют.

— Но родители — разные. Некоторые скажут: «Меня не волнует ваш план, я на работе». И что дальше?

— Есть такое. Бывают случаи, когда родители приводят детей и чуть ли не убегают за ворота. Кто-то отвечает: «Мне надо на работу, так что пусть остается в школе (в саду)». В таком случае сотрудники должны зафиксировать, что у ребенка признаки ОРВИ и поместить его в комнату-изолятор (такие помещения созданы во всех учреждениях образования Минска). Если ситуация сложная, например, очень высокая температура, родители знают об этом и не могут приехать, то в школе (детском саду) имеют право вызвать «скорую помощь» для госпитализации и сообщить об этом семье.

Мы обзвонили несколько школ и детских садов Минска. Спросили, как там работают с простуженными детьми. Практически везде нам отвечали примерно следующее: «Планы есть, мы не должны допускать к занятиям тех, у кого признаки ОРВИ. Но если родители упираются и не забирают простуженного ребенка, мы не можем их заставить».  

— Классные руководители работают с родителями, просят о том, чтобы они не отпускали детей на учебу с насморком или кашлем. Взрослым дано право — написать заявление и оставить ребенка дома на несколько дней, — рассказала заместитель директора по учебной работе СШ № 142 Минска Мария Хролович.  

— То есть запретить родителям привести простуженных детей вы не можете?

— Нет, конечно. Мы стараемся осматривать и учеников и взрослых еще на входе. В школе закуплены термометры. Если видим, что ребенок пришел сильно простуженным, звоним взрослым. Но если они не могут приехать сразу, даем ученику маску и «отселяем».

Источник фото: Pexels.com

В ясли-саде № 453 Минска сотрудница медкабинета также сказала, что не может повлиять на родителей — все по договоренности:

— Если нет температуры, а, например, просто ушко болит, и мама говорит, что не получается забрать ребенка домой, я не могу настоять. Детки, особенно в яслях, часто приходят с насморком, но это не показатель, что нужно отстранить их от занятий. Если малыши кашляют сильно, то тогда, конечно, звоним маме или другим родственникам, просим забрать.

По словам медработника, воспитатель должен сообщить с утра, что ему что-то не нравится в самочувствии ребенка:

— Тогда приводят ко мне, измеряем температуру, если она повышенная — изолируем в отдельной комнате до прихода мамы. 

Кашель и насморк? Тогда направляют в изолятор

 

Источник фото: Скриншот с сайта гимназия № 2 Витебска

Многие школы разместили планы по защите от инфекций и COVID-19 на своих официальных сайтах. Где-то больше общих фраз об «обеспечении и соблюдении мер», но есть и планы, которые содержат четкие инструкции.

Например, в плане гимназии № 2 Витебска прописано: ребенка с температурой, кашлем или насморком временно помещают в изолятор «с дальнейшей организацией их возвращения домой (для вызова врача) или в организацию здравоохранения».

То же самое касается и взрослых. По плану, в гимназии измеряют температуру на входе — и детям, и сотрудникам. Если она превышена, через 10-15 минут процедуру повторят, а потом уже принимают решение.

В плане СШ № 199 говорится о том, что температуру детям по утрам должны измерять родители , а термометрия предусмотрена только для сотрудников. Здесь же сказано, что в семье могут самостоятельно решить — водить ребенка на уроки во время эпидподъема или нет. Разумеется, после согласования с администрацией.

Источник фото: скриншот с сайта СШ № 199 Минска

 В целом выводы можно сделать такие:

  • Обстановка с COVID-19 предполагает, что детей на утреннем приеме должны осмотреть и измерить им температуру. Если в вашей школе или саду этого не делают, попросите показать план мероприятий по защите от коронавируса. Найдете пункт о температурном контроле — требуйте от администрации его выполнять.
  • Вы имеете право попросить учителя (воспитателя) позвонить родителям простуженного ребенка. Если в «антиковидном» плане есть пункт об изоляторе, настаивайте на том, чтобы сильно кашляющий или температурящий ребенок подождал родителей именно там, отдельно от других детей. 
  • Если ситуация сложная, например, температура у ребенка зашкаливает, администрация школы или сада имеет право вызвать «скорую помощь» и сообщить об этом родителям.
  • Педагоги не могут заставить родителей забрать простуженного ребенка из школы или детского сада. Поэтому часто повторяют фразу: «Все на совести родителей»

Мальчик победил рак, но без операции и нового протеза может потерять ножку

Девятилетний Миша Кустов — настоящий боец. С 5 лет он боролся с онкологией. За это время прошел 21 блок химиотерапии, лучевую терапию на оба легких, операцию по удалению опухоли из бедра и удаление метастаз из верхушки правого легкого. Мальчик победил рак, но ему нужен новый протез, без которого Мише грозит в лучшем случае жизнь в инвалидной коляске, а в худшем — ампутация ноги.  Родители просят о помощи: за время борьбы за Мишино здоровье денег на операцию не осталось.
 

Источник фото: архив героев

Миша родился в обычной белоруской семье, где папа — учитель, а мама — воспитатель. Как и все дети, мальчик время от времени болел простудными заболеваниями. Но в 4 года Миша стал жаловаться на боль в ножке, а затем начал хромать. Около месяца родители Миши пытались понять, что происходит с сыном, как их подвижный мальчишка в один день разучился ходить. Ответ они узнали в РНПЦ ДОГИ — причина в саркоме (рак кости). 

К этому моменту опухоль поразила практически всю тазобедренную кость. Началось сложное и долгое лечение. За плечами мальчика 21 блок химиотерапии, лучевая терапия на оба легких, операция по удалению опухоли из бедра, удаление метастаз из верхушки правого легкого.

— Первая операция на ножку, выполненная в Беларуси, была неудачной, — говорит мама Миши Наталья. — Опухоль удалили вместе с костью, а дефект заместили донорской трупной костью, которую укрепили металлической пластиной и 8 болтами, прокрученными на Мишину кость. В октябре 2017 года эта конструкция сломалась в маленькой ножке и попутно начала «ломать» Мишин таз. Почти год нестерпимой боли и днем, и ночью, затем патологический перелом и полное бездействие врачей. Это повлекло за собой целый ряд осложнений не только на ножку, но и на весь организм нашего сына.

Осенью врачи рекомендуют давать детям витамин D. Узнали, как получить его бесплатно

До 90% детей в Беларуси в холодное время года страдают от нехватки витамина D — вплоть до глубокого дефицита. Вот почему осенью педиатры настоятельно рекомендуют начинать профилактику. Мы узнали, могут ли родители получить препараты с витамином D бесплатно. 
 

Источник фото: pixabay.com

В редакцию обратилась минчанка с жалобой на то, что в поликлинике отказываются выписывать бесплатно витамин D для профилактики рахита.

— По опыту других мам знаю, что в некоторых поликлиниках выдают бесплатный рецепт по первому требованию, а в других — отвечают, что препарат положен бесплатно только в случае рахита. На какой документ можно опираться, для того, чтобы воспользоваться льготами, положенными государством?

Татьяна Докторевич, врач-педиатр, нутрициолог и мама двоих детей, подтверждает, что витамин D действительно педиатры выписывают бесплатно.

Витамин D входит в перечень лекарственных средств, выписываемых бесплатно детям до 3 лет (Постановление  Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.07.2007 N 65 (ред. от 24.06.2019) «Об установлении перечня основных лекарственных средств» — прим. редакции). Но есть один нюанс, который родители должны знать: в аптеке выдадут белорусский и самый дешевый препарат.

В учебно-методических рекомендациях от МЗРБ ГУО «БелМАПО» от  2020 г. прописано право врачей выписывать бесплатно витамин D в профилактических целях:

В перечень включены следующие лекарственные средства на основе
витамина D:

  •  масляный раствор эргокальциферола для внутреннего применения;
  •  капли (масляный раствор для приема внутрь) холекальциферола;
  •  капли (раствор для приема внутрь) холекальциферола.

Это в полной мере позволяет врачам-специалистам назначать и выписывать
их на льготной (бесплатной) основе в установленном законодательством порядке в лечебных (как и профилактических!) целях с обоснованием в медицинской документации медицинских показаний к их назначению. Особенно важным представляется наличие такой возможности льготного получения лекарственных средств у наиболее уязвимых по развитию дефицита витамина D категорий пациентов (дети раннего возраста, дети с инвалидностью, дети с определенными заболеваниями, например, с несовершенным остеогенезом).

Несмотря на такие рекомендации, не во всех поликлиниках легко добиться рецептов на бесплатные лекарства. Педиатр объяснила — почему.

— По факту витамин D положен родителям бесплатно, но в некоторых поликлиниках начальство требует от педиатров, чтобы те выписывали его только при установленном диагнозе «рахит», потому что руководство поликлиники потом «ругают» за большое количество выписанных бесплатных лекарств.

Педиатры вынуждены «беречь» льготные рецепты для тех, кто действительно в этом нуждается.

—  Особенно важно выписывать витамин D бесплатно малообеспеченным семьям. Там ребенок и так зачастую питается не разнообразной и не всегда полезной едой. И родители вряд ли сами купят ему витамины.

Если педиатр отказывается выписывать рецепт, Татьяна Докторевич рекомендует обратиться к заведующей педиатрическим отделением.

— Как правило, достаточно подойти к заведующей, попросить при вас открыть Постановление (Постановление  Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.07.2007 N 65 (ред. от 24.06.2019) «Об установлении перечня основных лекарственных средств» — прим. редакции) и вместе прочесть. В случае отказа обратитесь к главврачу поликлиники.

Юрист Полина Василевская дополняет перечень документов, на которые можно ссылаться. 

— В Постановлении Минздрава представлен перечень в Таблице 3 основных лекарственных средств, выдаваемых детям до 3-х лет для оказания медицинской помощи при амбулаторном лечении. В этом перечне есть и Витамин D.

В Приказе Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 31.12.2004 N 295 п. 2 ч. 3  говорится, что детям в возрасте до трех лет при наличии медицинских показаний лекарственные средства выписываются врачами-специалистами организаций здравоохранения, финансируемых из бюджета.

Что именно относится к этим показаниям, в приказе не уточняется. Однако медицинская помощь (Закон РБ «О здравоохранении») — это в том числе и профилактика заболеваний, поэтому можно говорить, что витамин D родители вправе получать бесплатно.

Мама жалуется: ребенок «подсел» на 3D-симуляторы. Вредно ли это для детской психики?

Дети обычно в восторге от 3D-игр. Их за уши не оттащишь от виртуальных гонок-стрелялок, а когда это удается, еще долго приходится утихомиривать ребенка — настолько он взбудоражен. Не вредны ли такие развлечения для неокрепшей психики?
 

Источник фото: Pexels.com

— Сын очень любит кататься на 3D-симуляторе самолета, — рассказывает Алина. — Аттракцион установлен в торговом центре, куда мы обычно ходим за покупками, и ребенок постоянно просит «полетать». Я часто уступаю, но после вижу, что он сильно возбужден. Однажды после очередного сеанса мы зашли в кофейню, и сын расплакался из-за какой-то ерунды. Ночью перед сном снова стал плакать. Я думаю, что это все из-за симулятора.

Спросили у нейропсихолога Ольги Войтехович: как виртуальная реальность (VR) влияет на детей?

— Наш мозг любит новую информацию, а ощущения — это тоже информация. То есть 3D-игры выступают как сенсорная нагрузка, — объясняет эксперт. — Сама по себе такая нагрузка не плоха, поскольку развивает мозг. Все дело — в интенсивности.  Если ее слишком много, это не очень хорошо.

Кроме того, в VR сенсорная нагрузка сопряжена с эмоциями, переживаниями, потому как мы погружаемся в игру глубоко, словно присутствуем в ней.

Например, у ребенка создается эффект, что он «летит» и «врезается» — в дракона, дорогу, стену замка. Да, это нереальная ситуация, но наш мозг реагирует на нее по-своему. Если объяснять «на пальцах», кора головного мозга знает, что ребенок в безопасности, а вот «подкорка» — нет, она действует гораздо примитивнее. Получается, что ребенок пугается абсолютно по-настоящему, как если бы он действительно летел и врезался.

Для тревожных и нервных — только спокойная VR

Если ребенок тревожный, легко возбудимый, то будоражащие игры ему точно разрешать не стоит. Выбирайте более спокойный вариант, где можно просто «парить над горами» или «плыть по морю в окружении дельфинов».

 

Источник фото: Pexels.com

 

Слишком динамичные 3D-игры будут вредны и для импульсивных, жестких детей. Есть данные, что 3D-геймеры более агрессивны по сравнению с 2D-игроками. Ольга замечает, что с такого рода исследованиями в области психологии можно, конечно, спорить, поскольку их результаты точно интерпретировать сложно. Но в этом конкретном случае выводы оказались очень даже любопытными.

— Исследователи замеряли уровень гормонов у геймеров после игровых сеансов. В итоге у ребят, которые дрались в 3D-сражениях, выявили очень высокий уровень гормонов стресса, в том числе адреналина (гормона агрессии). У тех, кто играл в 2D-формате, показатели были намного лучше. В эксперименте участвовали взрослые, но с большой долей вероятности аналогичные результаты получились бы и у детей.

В одном из исследований также говорится о том, что в краткосрочной перспективе 3D-игры могут влиять на зрение и вызвать дезориентацию в пространстве. Такие проявления были у нескольких детей-участников эксперимента всего после 20 минут игры. Логично предположить, что зависать в VR точно не следует.    

Зазеркалье как терапия. Такое возможно?

Виртуальные игры могут быть и полезны — для чрезмерно спокойных детей со сниженным энергетическим потенциалом. Таким детям показана сенсорная стимуляция, она развивает и бодрит. Кроме того, есть мнение, что виртуальная реальность может быть полезной для детей с расстройством аутического спектра. Часто они патологически боятся ситуаций, привычных для большинства людей (зайти в парикмахерскую, заговорить с продавцом в магазине). Погружаясь в «выдуманную» реальность, они смогут отрабатывать жизненно важные навыки без лишних нервов, оставаясь дома, в привычной обстановке.

Как понять, что ребенок переиграл?

Самый очевидный показатель: если ребенок ведет себя не так как обычно, становится плаксивым и неуправляемым. Обычно реакция проявляется сразу или спустя несколько часов, или во время сна.

— Новая информация обрабатывается мозгом, когда человек спит, — поясняет Ольга Войтехович. — Допустим, взрослый человек учится на курсах по вождению. Если впечатлений много, то и сны будут соответствующие: человек может подрагивать, «нажимая педали». Но этого пугаться не надо, ведь так проживается опыт, полученный днем.

Ольга говорит, что то же происходит и с детьми. Если ребенок немножко вздрагивает во время сна, что-то проговаривает, значит, идет процесс обрабатывания информации. Другое дело — если возбуждение чрезмерно:

— Когда ребенок просыпается и не может больше заснуть, кричит во сне, плачет — это ситуация, которая уже требует внимания родителей и, возможно, помощи психолога.

Может ли влияние 3D-игры проявиться спустя месяц?

— Есть такое понятие — отложенная реакция на стресс. Но вряд ли банальная игра может стать ее причиной.  Связать VR и необычное поведение можно, наверное, только в том случае, если ребенок вдруг начинает воспроизводить ее сюжет — лупить одноклассника, говоря, что это «дракон» из 3D-квеста, в который он играл недели три назад.

Как успокоить ребенка, если он слишком взбудоражен?

Ольга Войтехович советует успокоительные ритуалы — чай, какао, спокойная музыка. Есть еще такое понятие как зеркальные нейроны, замечает нейропсихолог. Неосознанно мы испытываем те же чувства и эмоции, что и наш собеседник, то есть зеркалим его состояние. Хотите чтобы сын или дочь успокоились — успокойтесь сами и транслируйте им свои чувства.

— Помните, что маленькие дети не могут просто взять и успокоиться по сигналу. Хорошо, если они рюкзак в школу соберут без нервов. А требовать от них, чтобы они взяли себя в руки после игры, когда перевозбуждены, это просто глупо. В таком состоянии ребенок будет чувствовать, что с ним что-то происходит, но понимать — нет. Задача взрослых — научить детей справляться с эмоциями. Сами они не научатся этому навыку ни в каких играх.

«Она выглядела как маленький инопланетянин». Мама ребенка с очень редким диагнозом рассказала свою историю

Ольга Тумар — дважды мама, старшей дочке исполнилось 5 лет, младшей — 7 месяцев. Сложно представить себе настолько разный опыт родительства в одной отдельно взятой семье. В первом случае это были полгода в больнице с недоношенным ребенком в трубках и проводах, мрачные прогнозы врачей, попытки научить дочку дышать и глотать — даже такие простые вещи поначалу казались сложными. Материнство со второй дочкой — совершенно обычное, что для Ольги удивительно, ведь она уже привыкла быть мамой особенного ребенка.

В День матери мы поговорили с белоруской о том, как принять мысль, что твой ребенок всегда будет немного «странным» для общества, и научиться полноценно с этим жить. 
 

Источник фото: Личный архив

Когда мы пришли в гости к Ольге, ее младшая дочка, как и положено младенцу, спала. Старшая — Маруся — собиралась с няней на прогулку. Девочка не ходит, не говорит, но близких людей хорошо знает и с ними общается — жестами, улыбками, смехом. Пальчиком она показывала на дверь — очень ей хотелось на улицу, на ее любимые качели.

— Я часто думаю, насколько тонко она понимает происходящее, — размышляет Ольга. — Бывают моменты, когда смотришь на нее и кажется, что она в своем мире. А иногда я удивляюсь, насколько хорошо она считывает настроение мое или мужа. А какие у нее способности к музыке! Я могу спеть ей песню, а она в ту же секунду своим «ааа» может повторить мелодию от начала и до конца. Как такое может быть?

Никто не знает, на что в будущем будет способна Маруся, потому что у нее очень редкий диагноз — Кагами-Огата (или синдром Темпл). Это заболевание совсем недавно описали в зарубежной литературе. Генетики обнаружили, что детей, у которых есть делеция (потеря участка) в 14-й хромосоме, объединяют схожие особенности. Но из-за того, что изучен этот синдром мало, пока неясно, чего ожидать. В Беларуси таких детей нет, в мире — единицы. 

Ложная надежда на то, что все будет хорошо

Такой сложный случай врачи не смогли обнаружить в начале беременности. После первого скрининга и УЗИ генетики заподозрили нарушения, и тогда Ольге назначили углубленное исследование — амниоцентез, когда берут небольшое количество околоплодных вод, выращивают клетки и изучают их на возможные хромосомные нарушения. Врачи заверили: если этот анализ покажет, что все хорошо, можно будет больше не беспокоиться.

— Ждать результата нужно было 4 недели. Нам сказали, что если что-то будет не так, нам позвонят. И я все это время была как на иголках, боялась любого телефонного звонка, особенно с городских номеров. Никто так и не позвонил. Я сама набрала в регистратуру, женщина спросила мою фамилию и сказала: все в порядке, 46 хромосом, XX — девочка. Я выдохнула. Было ощущение, что все плохое позади. Уже позже я узнала, что амниоцентез выявляет только самые грубые хромосомные нарушения.

Источник фото: Личный архив

До 33 недели Ольга была уверена, что ждет полностью здорового ребенка. А потом внезапно начался родовой процесс. Врачи решили сделать УЗИ, чтобы понять причину преждевременных родов.

— Врач смотрела на меня, потом — на монитор, потом — снова на меня и пыталась подобрать слова. Она начала спрашивать, не болела ли я чем-то, сказала, что с ребенком что-то не так (хотя на УЗИ в 20 недель все было в порядке). Многочисленные признаки патологий — диспропорции рук, ног, тела, головы, странная форма черепа, носа. Я помню это состояние шока: вышла и сразу же позвонила мужу, сказала, что все очень плохо. В тот момент мы как будто «зависли», было ощущение, что ничего уже не сделаешь, никуда не убежишь. Никаких решений от нас уже не требовалось, мы понимали, что будем рожать.

Человек-загадка, которого врачи показывали практикантам

Медики какое-то время пытались сохранять беременность, а потом сделали кесарево сечение. Ольга вспоминает, что очень хотела поскорее увидеть ребенка, которого еще до родов врачи называли чуть ли не «человеком-загадкой» и даже показывали на УЗИ практикантам.

Сразу после операции маме буквально на доли секунды дали взглянуть на ребенка, а потом унесли в реанимацию — состояние у девочки было очень тяжелое. Маруся показалась Ольге тогда «довольно симпатичной, ничего такой».

— А когда я увидела ее уже потом, в кювезе, поняла, что выглядит она очень плохо, почти как маленький инопланетянин. У нее были вывихи рук и ног — это было страшно. Нет, это не был обычный недоношенный ребенок (Маруся родилась весом 1,9 кг). Она правда была похожа на инопланетянку.

Источник фото: Личный архив

Врачи в роддоме говорили, что шансов мало, но делали, что могли. Первые дни дались непросто для всей семьи, рассказывает Ольга. Она хорошо запомнила тот день, когда с мужем громко рыдала в коридоре.

— У меня сильно болел живот после кесарева, гормоны зашкаливали, приливало молоко, а ребенок был не со мной, к тому же, все говорили, что «ребенок очень странный». Это было такое состояние шока, наверное. Прорыдались мы тогда с мужем от души. А дальше наступило какое-то ощущение тишины, доверия к происходящему и понимание, что, наверное, что-то важное с нами происходит. Мы с мужем замерли. Она ведь в тот момент должна была сделать выбор: оставаться с нами или нет. Останется — значит, мы будем с ней — ее родители. Не останется — значит, мы должны уважать ее выбор.

Уже позже, спустя месяцы-годы, Ольга поняла, что у нее с мужем была довольно нетипичная реакция на рождение особенного ребенка. Родители быстро приняли происходящее, обычно этот период растягивается надолго.

Врачи намекали на то, что Марусю нужно оставить в Доме ребенка

Когда девочку перевели из роддома в больницу, врачи подчеркнули, что ребенок родился с очень тяжелой генетикой и даже если выживет, всю жизнь проведет на аппаратах, ведь дышать она не могла. Были намеки на то, что малышку нужно перевести в Дом ребенка — в специализированное отделение для тяжелых детей-инвалидов, где девочка всегда будет под присмотром специалистов.

— Нам говорили, что мы сможем чуть ли не сутками там с ребенком жить. И я начала узнавать подробности, даже поехала туда на разведку. Но то, что я увидела, было невесело совсем — в одной палате лежало много детей с разными отклонениями, в основном — на аппаратах ИВЛ. Рядом с ними дежурили медсестры, родителей я там не наблюдала.

Источник фото: Личный архив

Ольга с мужем начали искать варианты, как забрать ребенка домой. В этот момент врачи как раз предпринимали попытки снять Марусю с ИВЛ. Улучшения были, но временные. Аппарат по-прежнему был необходим. Наблюдая за мучениями родителей, врачи посоветовали купить аппарат искусственной вентиляции легких и установить его дома. Стоил он дорого, управлять им было сложно, но ребята решились. И спустя 7 месяцев после рождения ребенка вернулись всей семьей в родные стены.

— Приехали домой мы на скорой помощи, с аппаратом и разными трубками. Почувствовали, конечно, облегчение, потому что вырвались из-под надзора врачей, которые нам постоянно говорили, что надо с ребенком делать, а что не надо. При этом было чувство страха и дикой ответственности за маленького человечка. Иногда было сложно заснуть, я постоянно проверяла, как настроен аппарат, достаточно ли поступает кислорода, сколько вдохов и выдохов делает дочка. Но со временем мы начали в этом разбираться. А потом стали учить Марусю дышать самостоятельно — это очень ювелирная работа. В реанимации вряд ли нам разрешили бы это сделать.

Научили ребенка дышать, глотать, передвигаться

Ольге сложно описать, как это вообще возможно — научить ребенка дышать. Говорит, что многое с мужем они делали интуитивно, потому что к тому моменту уже начали хорошо чувствовать ребенка, включилось родительское чутье.
 

Источник фото: Личный архив

Когда сняли Марусю с аппарата, решили, что можно потихоньку убирать трахеостому (трубку в горле) и гастростому (трубку в желудке). К полутора годам Маруся уже могла обходиться полностью без трубок.

— Как я научила ребенка глотать? — Ольга пытается объяснить, как это возможно. — Вот дала я немного смеси дочке через рот, она что-то проглотила, дальше вводишь питание через гастростому. Если подавилась, берешь аспиратор — трубочку, которой можно высосать жидкость из легких. Да, это страшно звучит, но глаза боятся, а руки делают. Потом добавились какие-то пюрешки, что-то послаще, и ребенок уже с большим желанием начал глотать еду. Так и ушли мы постепенно от трубки. Я думаю, окажись на моем месте любая мама, она сделала бы то же самое. Ведь это твой ребенок, нужно идти вперед. Ты можешь, конечно, отдать его в детский дом под чью-то ответственность, но как потом будешь спать по ночам? У меня такого выбора не было.

Когда ребенок пахнет не молоком, а антисептиком

Ольга признается, что материнский инстинкт с Марусей проснулся не сразу. Поначалу было ощущение долга, и только со временем появились настоящие, искренние чувства.

— Когда ты не кормишь грудью, когда твой ребенок вместо молока пахнет антисептиком, все это сложно прочувствовать. Когда мы уже вернулись домой, отмыли дочку, когда она стала «своя, домашняя, уютная», когда ты с ней проживаешь каждую секунду, начинаешь чувствовать очень сильную привязанность.
 

Источник фото: Личный архив

С младшей дочкой все было по-другому. Грудное вскармливание, тесный контакт с самого начала — это совершенно другие ощущения, которые сложно сравнивать.

— Когда я приехала домой с Викой, меня муж спросил: «А почему она все время плачет? Может, с ней что-то не так». На самом деле это норма, просто в первый раз у нас все было по-другому, у Маруси были проблемы с голосовыми связками, только сейчас начал прорезаться голосок. 

— А вы себя жалели, когда родилась Маруся? Не думали о том, почему это произошло именно со мной? — спрашиваем.

— Нет, жалости к себе точно не было. Я задумывалась иногда: почему это вообще произошло? Что я могла сделать не так? Но как-то очень быстро мы отбросили эти мысли. Даже когда с мужем я пыталась делиться: «Жень, а помнишь я во время беременности выпила бокал вина?», он отвечал: «И что теперь? Даже если из-за бокала вина, что это изменит?» И мы решили, что нет смысла копаться в этом.

Со вторым ребенком положились на результаты УЗИ

К рождению второго ребенка Ольга с мужем поначалу серьезно готовились, обследовались, узнали, что во время беременности можно будет отправить кровь на анализ и точно узнать, повторится история с Марусей или нет. Но в итоге ребята этого не сделали.

— Риск генетики со вторым ребенком у нас присутствовал, тем более, что помимо Маруси у меня были еще две неудачные беременности, которые закончились на раннем сроке. И когда я была беременна Викой, конечно, мне было страшно. Но у меня как будто сработала интуиция. Я даже не знаю сейчас, о чем мы думали, на что надеялись, но решили не копать глубоко. Просто дождались УЗИ на 12 неделе — и когда нам сказали, что все в порядке, более-менее успокоились.

Когда Ольга заговорила о Вике, малышка проснулась и громко дала о себе знать. Когда она не спит, почти все время требует внимание мамы. Это абсолютная норма, которую с первым ребенком Ольга не почувствовала. Тогда материнство представляло собой проект по спасению человечка — семье хотелось по максимуму восстановить Марусю. Но временами возникали мысли: «А кому нужен нормальный ребенок?»

— Даже когда мы ей ножки выпрямляли (а у нее коленки смотрели чуть ли не в обратную сторону), мы сначала думали: нужно сделать так, чтобы ноги были нормальными. А потом смотришь на нее: но ведь такой ее создал Бог, зачем ее делать нормальной? Вот такие внутренние терзания были постоянно. С другой стороны, если бы не аппарат ИВЛ, она бы не выжила. Значит, есть какие-то возможности современной медицины, которыми ты должен пользоваться, чтобы привести ребенка в норму. Но это нужно делать не для того, чтобы понравиться социуму, а чтобы сделать жизнь ребенка счастливее. Тут есть очень тонкая грань, и сейчас я постоянно ее ищу.
 

Источник фото: Личный архив

Как бы ни старались родители приблизить особенного ребенка к норме, окружающим он все равно может показаться странным. И этого не стоит стесняться, убеждена Ольга. До вторых родов мама была очень активной, брала дочку в путешествия, на разные мероприятия. Родители никогда не скрывали Марусю, хотя она всегда обращала на себя много внимания.

— Реагировать так на особенного ребенка — это нормально, я сама такая была, всегда рассматривала людей, которые выглядят не так, как все. Конечно, иногда от этих взглядов устаешь. Но грустить из-за такой реакции людей я не собираюсь и не вижу смысла даже тратить время на эти мысли.

Жизнь не должна останавливаться

После рождения особенного ребенка нельзя ставить свою жизнь на паузу, убеждена Ольга. Даже находясь в больнице с Марусей после родов, она не бросала работу — вела некоторые проекты удаленно. Сейчас занимается организацией мероприятий и лагерей для мам с детьми, ведет блог, в котором рассказывает о своем необычном опыте материнства.

Справляться с рабочей нагрузкой и двумя детьми Ольге помогает няня. Поначалу мама испытывала небольшое чувство вины по этому поводу, но теперь убеждена: так правильно. Иногда важно «дать себе немного воздуха», чтобы сохранить возможность жить полноценно, насколько это возможно с особенным ребенком.
 

Источник фото: Личный архив

— Я очень доверяю жизни и тому, что она мне преподносит. Вот она мне подарила Марусю — окей, мы делаем то, что нужно. И я не вижу смысла сидеть в четырех стенах, грустить и переживать по этому поводу. Ведь можно зачеркнуть слова «особенный ребенок» и заменить на что угодно: жизнь не удалась, потому что «ты толстая», «у тебя маленькая грудь», «ты живешь не в той стране». В моей жизни произошли такие события — значит, это для чего-то нам нужно, так я рассуждаю. И даже если какие-то события очень болезненные, нужно прожить эту боль, выдохнуть и думать о том, как полноценно жить дальше.

«А что дальше? Какой будет Маруся, когда вырастет?» — Ольга признается, что ее, как и многих других родителей особенных детей, иногда посещают эти мысли. Снять напряжение можно, создавая открытую среду для своего ребенка уже сейчас. Для этого Ольга советует рассказывать людям вокруг о том, что есть дети с особенностями развития, что их не надо бояться, от них не надо убегать.

— Пусть люди в моем городе знают, что есть такая Оля Тумар, что она мама Маруси, а Маруся — волшебная девочка. Если мы сами не будем открытыми, не будем рассказывать про своих детей, про их качества, про хорошие моменты в нашей жизни, никто об этом не узнает. Для всех людей Маруся будет просто странным ребенком, а ведь для нас она прекрасная. 

«Кто мне вернет здорового сына?» Ребенок сильно пострадал в родах, в Беларуси медики предлагают «смириться»

«Я и подумать не могла, что с нашей семьей может такое случиться», — рассказывает Маргарита Гончарова. Семья из Гомеля ждала этой весной рождения долгожданного сына. Беременность протекала без патологий, никаких проблем во время обследований врачи не видели. А вот роды прошли тяжело. Ребенок родился с тяжелой асфиксией и попал в реанимацию. «Стечение обстоятельств или врачебная ошибка?» — этот вопрос с момента родов мучает белоруску. Но главная задача теперь — реабилитировать сына.

Источник фото: Архив героев

— Когда я ехала в роддом, меня не покидали мысли о том, что скоро наш первый и долгожданный сыночек появится на свет и будет радовать нас, — с нежностью вспоминает период беременности Маргарита, мама Никиты. — Никто и не думал, что плакать придется вовсе не от счастья. 

Несмотря на положенный срок, роды не наступали. На протяжении трех дней врачи по-разному стимулировали родовую деятельность, говорит мама.

— Когда эффект от стимуляции наступил, меня отправили в родзал, но родить у меня не получалось самостоятельно, поэтому врачи провели вакуум-экстракцию плода, после которой должны были завершиться роды. Эта процедура не помогла, ребенка пытались «выдавить» в прямом смысле три врача, но никак не получалось. Родился наш сын спустя 40 минут без сознания и дыхания.

«Он жив? Почти нет». Ребенок родился инвалидом

Ребенок родился в очень плохом состоянии из-за сильной асфиксии. Новорожденного сразу же забрали из родзала в отделение реанимации. 

— Все внутри перевернулось. Не передать ту боль, тревогу, дрожь в теле, которые испытывает мать… В тот же вечер мне сообщили, что у ребенка была тяжелейшая асфиксия, внутриутробная пневмония. Все внутри оборвалось, а в голове вопросов много: «Как так вышло?», «Что же будет?», «Когда увижу ребенка, возьму на руки?»

Источник фото: Архив героев

На восьмые сутки Никиту перевели в специализированную детскую больницу. Тогда же родителям рассказали о том, что из-за асфиксии у ребенка произошел сильнейший отек головного мозга. Медики не могли его купировать в течение недели, из-за чего мозг сильно пострадал, и малыш провел в коме около месяца.

Диагноз Никиты звучит так: «Раннее органическое поражение головного мозга вследствие перенесенной аноксии в родах. Апаллический синдром: мультифокальная кистозная трансформация головного мозга с субатрофией. Симптоматическая эпилепсия с частыми полиморфными судорогами, нарушение терморегуляции, задержка психомоторного развития».

Семья обращалась в Администрацию президента с просьбой провести проверку по этому случаю, а также помочь в поиске клиники для лечения ребенка и оказать финансовую помощь. Выполнен был только первый пункт: проведена проверка. Комиссия считает, что врачебной ошибки не было.

«Наша жизнь — кислородная маска»

Первое время за Никиту дышал аппарат искусственной вентиляции легких (ИВЛ). Врачи предупреждали родителей, что ребенок может не выжить. Но самый плохой сценарий не оправдался. На 40-е сутки мальчик начал дышать самостоятельно. Правда, в нужном объеме получать кислород у него пока не получается, ему нужна специальная кислородная маска.

Кроме того, ребенку сделали трахеостомию — искусственное отверстие на шее, которое обеспечивает поступление воздуха в дыхательные пути. Несмотря на сложности ухода за ребенком с трахеостомой, спустя три месяца родители забрали Никиту домой.

— Чтобы это сделать, нам нужно было купить дорогостоящее оборудование, которое обеспечивает и контролирует жизнедеятельность Никиты. Это кислородный концентратор, пульсоксиметр, аспиратор жидкости и другое.

Источник фото: Архив героев

Дома родители постоянно убирают жидкость (мокроту, слюну), которая скапливается в трахеостоме, с помощью электроотсоса. А ест ребенок через зонд.

— У Никиты нет глотательного, сосательного и многих других жизненно важных рефлексов. Поэтому мы стимулируем рефлексы различными способами, делаем все от нас возможное, чтобы он научился сосать, глотать и делать все то, что умеют здоровые дети. 

Четвертая степень утраты здоровья

В возрасте трех месяцев ребенку присвоили группу инвалидности с четвертой степенью утраты здоровья. Сейчас Никите 5 месяцев, на реабилитацию в Беларуси его не берут.

— Еще при выписке из стационара, нам сказали, что сделано все возможное и мы должны смириться с мыслью, что наш ребенок будет глубоким инвалидом. Сейчас нам предлагают только паллиативную помощь. Невролог осматривает ребенка на дому, выписывает лекарства. Ни о какой реабилитации, повторном обследовании речи не идет. Но я уже вижу, что Никита за последний месяц стал более активен, двигает ручками, пытается держать голову и даже приподниматься на ручки, стал реагировать на яркие вспышки фотоаппарата, и это без помощи специалистов. И мы очень надеемся, что с квалифицированной помощью врачей-неврологов, реабилитологов будут заметные улучшения.

Семье подарили надежду за рубежом — в Клинике детской неврологической реабилитации Хелиос Хоэнштюкен (город Бранденбург-на-Хафеле, Германия). Там говорят о положительном прогнозе при условии, что ребенок пройдет лечение в возрасте до одного года.

— Головной мозг формируется до 1 года, и если начать лечение в этот период, можно восстановить некоторые поврежденные участки. Стоимость лечения, с учетом дополнительных расходов, составляет 105 тысяч евро. Для нашей семьи это непосильная сумма. Поэтому мы создали группы помощи Никите в социальных сетях. Нам очень помогают волонтеры — неравнодушные чудесные белорусы! Спасибо вам огромное! По состоянию на 8 октября собрано около 24 тысяч евро.

Реквизиты для оказания материальной помощи Гончарову Никите

ОАО «АСБ Беларусбанк», отделение 300/3006 г. Гомель, пр. Речицкий,16 УНП 100325912, БИК АКВВВY2Х

Транзитный счет: BY12 AKBB 3819 3821 0003 1000 0000

Счета открыты на имя Гончаровой Маргариты Анатольевны

BYN (белорусские рубли) — BY29 AKBB 3134 0000 0033 3007 0000
USD (доллары США) — BY41 AKBB 3134 1000 0019 3007 0000
EUR (евро) — BY44 AKBB 3134 2000 0017 0007 0000
RUB (российские рубли) — BY17 AKBB 3134 3000 0014 9007 0000

Важно! Назначение платежа: лечение Гончарова Никиты.

Для переводов из России:

Карта МТБанк 5351 0410 2626 9710 срок: 09/23 Yauheni Hancharou

Карта Сбербанк России 4817 7603 4633 3366 срок: 02/23 momentum R на Жихарева Валерия (друг семьи)

Можно пополнить баланс благотворительного номера МТС +37533 366-50-60

Карта Беларусбанка № 9112 3800 0203 8158
MARHARYTA HANCHAROVA до 08.25
Карта Белгазпромбанка № 4641 3200 3421 7488
Гончаров Евгений Андреевич до 08.25

Информация о Никите размещена на сайте Беларусбанк, в разделе Благотворительность https://belarusbank.by/ru/33139/33142/30394/blagotvoritelnost/5926

Контакты семьи:

Евгений и Маргарита Гончаровы.
Адрес: 246023 г. Гомель, пр-т Речицкий 39-116.
Эл. адрес: hancharova.marharyta@gmail.com
Тел. +375 29 241 13 04

Прививать ли ребенка от гриппа? Какой вакциной? Собрали мнения медиков на этот счет

В детских садах и школах активно предлагают вакцинировать детей от гриппа. Но родители сомневаются. Стоит ли соглашаться на российскую бесплатную вакцину или лучше привить ребенка платно в частном центре? Нужна ли вообще эта прививка? Мы собрали ответы медиков на самые популярные вопросы.
 

Источник фото: unsplash.com

Стоит ли прививать детей от гриппа?

Про пользу прививок от гриппа говорят многие врачи. Причем никто не скрывает, что вакцинация не защищает от заболевания на 100%. Заболеть может и привитый человек, но протекать грипп у него будет без серьезных осложнений. Об этом не устает напоминать известный врач-педиатр, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский: «Вакцина не защищает полностью от гриппа, но сводит к нулю вероятность тяжелого течения болезни».

Такого же мнения белорусский врач-педиатр Надежда Дубатовка: «Хоть эффективность вакцины около 90%, прививаться однозначно стоит для того, чтобы уменьшить риск тяжелых форм и осложнений». Тем родителям, которые по-прежнему верят, что заболеть гриппом можно из-за самой прививки, врач напоминает: вакцина содержит не сам вирус, а только смесь антигенов. После их введения заболеть невозможно —  это миф. 

Когда нужно вакцинироваться, чтобы защита была эффективной?

Врач-педиатр приемного отделения Минской областной детской клинической больницы Ольга Кашляк советует прививаться с середины сентября до конца октября. Основная циркуляция вируса гриппа наблюдается в декабре-марте, а иммунитет после прививки формируется минимум две недели. 

Медик напоминает, что у детей, которые прививаются впервые, вакцинацию желательно проводить в два этапа с интервалом в один месяц. Потому делать это лучше заблаговременно. Если же в прошлом сезоне ребенку прививку уже делали или он болел гриппом, дозу вводят однократно.

Биолог и известный автор блога о вакцинах Антонина Обласова рассказывает, что не поздно вакцинироваться и в декабре, январе и даже феврале, при этом подчеркивает: «Прививка — это не таблетка от головы, которая начинает работать через 15 минут! Нашей иммунной системе нужно около 2 недель, чтобы выработать иммунный ответ на вакцинацию. Делая прививку до начала эпидемического сезона, вы даете организму время спокойно сформировать иммунитет, ведь шансов встретиться с больным гриппом пока мало. А в самый сезон есть риск, что на момент встречи с вирусом прививка не успеет сработать».

С какого возраста можно вакцинировать от гриппа?

Делать прививку можно детям с 6 месяцев, если нет противопоказаний (анафилактический шок или другие тяжелые аллергические реакции на куриный белок и другие компоненты вакцины), напоминает Ольга Кашляк. Особенно важно прививать детей до 5 лет, поскольку они подвергаются более высокому риску развития осложнений от гриппа.

Можно ли делать прививку от гриппа вместе с другими вакцинами?

Вакцину против гриппа можно совмещать с любой другой плановой прививкой. Про это говорят многие педиатры. А биолог Антонина Обласова в подтверждение приводит позицию ВОЗ: «Инактивированные гриппозные вакцины не взаимодействуют с другими одновременно введенными вакцинами, предусмотренными для вакцинопрофилактики в рамках плановой программы иммунизации детей».
 

Источник фото: unsplash.com

Какие вакцины от гриппа есть для детей?

В феврале каждого года ВОЗ принимает решение о том, какие штаммы вируса гриппа должны быть включены в состав вакцины в следующем году — обычно речь идет о двух вирусах типа А и одном вирусе типа В. Трехвалентные вакцины защищают от трех самых распространенных типов вируса гриппа. В последние годы на рынке также появились четырехвалентные вакцины, которые защищают от двух вирусов типа А и двух вирусов типа В. И те, и другие используются для вакцинации детей в Беларуси и ближайших странах СНГ. Вот их краткий обзор:

— «Ваксигрип» (Франция) содержит 15 мкг антигенов, защищает от трех штаммов гриппа, разрешена с 6 месяцев. Аналогично — «Ваксигрип Тетра», только эта вакцина содержит в своем составе дополнительный четвертый штамм вируса гриппа.

— «Инфлювак» (Нидерланды) содержит 15 мкг антигенов и защищает от трех штаммов гриппа. Разрешена эта вакцина с 6 месяцев.

— «Гриппол плюс» (Россия) — это трехвалентная вакцина, которая содержит 5 мкг антигенов. Но в ней применяется вспомогательное вещество — адъювант (иммуномодулятор), который повышает эффективность действующего вещества. Она подходит для детей с 6 месяцев.

* Стоит подчеркнуть, что ВОЗ рекомендует «использовать в вакцинах от гриппа по 15 микрограммов (мкг) антигенов каждого из подтипов заболевания».

Какие вакцины есть сейчас в Беларуси?

На данный момент в Беларуси можно бесплатно сделать российскую прививку «Гриппол плюс» (ее как раз и предлагают в детских садах и школах). Привиться иностранными вакцинами «Ваксигрип Тетра» и «Инфлювак» можно в частных медицинских центрах, а также в некоторых государственных поликлиниках на платной основе. Например, в 4-й детской поликлинике г. Минска есть «Инфлювак», в то время как во 2-й детской поликлинике г. Минска сказали, что «платных вакцин нет и не будет». Об их наличии в вашей поликлинике стоит заранее узнавать по телефону платных услуг.

Стоимость вакцинирования зависит от медицинского учреждения. Например, в случае «Инфлювак» она варьируется от 19 рублей в государственной поликлинике до 25,5 рублей в частном центре. Стоимость «Ваксигрипп тетра», которая пока есть только в частных центрах — около 35 рублей.

Стоит ли бесплатно прививаться российской вакциной? 

Известный российский врач-педиатр, автор блога «Заметки детского врача» Сергей Бутрий уверен: «Оптимально привиться четырехвалентной 15-микрограммовой импортной вакциной в сентябре-октябре. Остальное — компромиссы. Но любая вакцина лучше, чем ничего».

Врач-педиатр Федор Катасонов также считает, что «идеальный вариант — это импортные вакцины», поскольку российские вызывают у медика вопросы: «Гриппол Плюс содержит в три раза меньше антигенов, чем импортные вакцины. Это неплохая экономия. Оправдывается она добавлением адъювантов — иммуномодуляторов (препаратов с неизвестным профилем эффективности и безопасности, но с большей вероятностью вредных, чем полезных). Якобы они усиливают иммунный ответ, и меньшего количества антигенов тоже должно хватить. Это безосновательное заявление, потому что никаких добытых в обширных исследованиях доказательств этому нет. Мы не знаем, какова эффективность этих вакцин, но хуже, что мы не можем быть уверены в их безопасности».
 

Источник фото: pixabay.com

А вот заведующий лабораторией вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний НИИ вакцин и сывороток им. Мечникова Михаил Костинов, наоборот, считает наличие иммуномодулятора в вакцине ее преимуществом: «Вакцинация современными адъювантными вакцинами сопровождается не только формированием специфических антител к штаммам вируса гриппа, но и ранней активацией клеточных механизмов противовирусного иммунного ответа, приводящего к снижению заболеваемости гриппом и ОРИ, и, по всей видимости, коронавирусной инфекцией».

Эту формулировку можно встретить на сайтах белорусских детских садов и школ, а также на странице Минздрава, посвященной вакцинации 2020-2021. 

Как не надо кормить детей. ВОЗ назвала главные родительские ошибки

Всемирная организация здравоохранения ответила на вопросы о том, как и чем кормить детей. 23 сентября вышло «Руководство по детскому питанию и физической активности для родителей и людей, работающих с детьми 6–10 лет», составленное Европейским офисом ВОЗ по профилактике неинфекционных заболеваний и борьбе с ними. Вот одна из самых важных его глав — о правильных пищевых привычках. 
 

Источник фото: pexels.com

Каким должен быть режим питания школьника

Главное в питании школьника — соблюдение режима питания и соответствие количества пищи энергозатратам. В течение дня у школьника должны быть 3 основных приема пищи (завтрак, обед и ужин) и 2–3 дополнительных перекуса. Длительные перерывы между приемами пищи могут провоцировать развитие гипогликемии (снижение содержания сахара в крови), вызывать усталость, ослаблять концентрацию внимания и мешать познавательной деятельности.

Завтрак — важнейший прием пищи. Выбор вариантов блюд для полноценного завтрака довольно велик: это разнообразные каши, цельнозерновой хлеб, несладкие хлопья; яйца, нежирное мясо, несладкие кисломолочные продукты (сладкие кисломолочные продукты и творожные изделия следует относить к десертам), а также фрукты и овощи. Обед школьников младших классов состоит из нескольких блюд: обязательно жидкое горячее блюдо (суп), белковый компонент (мясо, птица или рыба) с гарниром, овощной салат, напиток.

Перекусы заслуживают особого внимания, ведь часто школьники перекусывают фастфудом, кондитерскими изделиями, запивая еду сладкой газировкой. Здоровые пищевые привычки предполагают, что в течение дня между основными приемами пищи школьник может есть фрукты и овощи, фруктовые чипсы или фрипсы (фрукты, высушенные без сахара и добавок), натуральную пастилу без сахара, цельнозерновые хлебцы, сухофрукты или батончики на основе сухофруктов, печенье из цельного зерна. Примерный размер порции перекуса — ладонь или кулак ребенка.

Как можно увеличить употребление фруктов и овощей?

1. Как можно чаще включайте овощи в ваше меню.

2. Используйте овощи и фрукты как удачный вариант небольших перекусов.

3. Старайтесь употреблять в пищу больше сезонных плодов.

4. Заботьтесь о разнообразии фруктов и овощей на вашем столе.

5. Большую часть тарелки должны составлять овощи или фрукты.

6. Ужин должен быть одновременно легким и питательным: рыба, омлет, творожная запеканка, овощные салаты или тушеные овощи, фрукты. Рекомендуется давать ребенку на ужин приблизительно 20–25% ежедневного количества необходимых питательных веществ. Вечером нельзя допускать переедания! Ужинать желательно не позднее чем за 2,5 часа до отхода ко сну. Если после ужина ребенок снова просит дать ему что-нибудь съесть, не стоит устраивать второй ужин. В качестве альтернативы можно предложить стакан кефира (ряженки) или фрукт.

У многих школьников в связи с перестройкой организма в процессе роста возникают нарушения обмена веществ и, как следствие, проблемы с лишним весом и состоянием кожи. Иногда ребенок болезненно воспринимает изменения внешности. Важно не оставлять его один на один с возрастными проблемами, тем более что многие из них можно решить, правильно подобрав диету.

Доля свободных сахаров не более 5% от общей получаемой с пищей энергии

По мнению ВОЗ, здоровое питание включает следующие компоненты: бобовые (например, чечевица, фасоль), орехи и цельные злаки (например, непереработанная кукуруза, просо, овес, пшеница, неочищенный рис); хотя бы 400 граммов (пять порций) фруктов и овощей в день (к овощам не относятся картофель, батат).

Свободные сахара — это сахара, добавляемые в пищевые продукты и напитки производителем, поваром или потребителем. К ним также относятся сахара, естественным образом присутствующие в меде, сиропах, фруктовых соках и их концентратах. Доля свободных сахаров в оптимальном варианте составляет менее 5% от общей получаемой с пищей энергии, что эквивалентно 25 граммам сахара (или 6 чайным ложкам без верха) на человека с нормальным весом, потребляющего около 2000 ккал в день.

Как можно сократить потребление сахара?

1. Избегайте продуктов с высоким содержанием сахара, таких как конфеты и сладкие перекусы (кукурузные палочки, сладкие кукурузные хлопья, мюсли с добавлением сахара, сладкие подушечки, батончики, карамелизированные орешки).

2. Старайтесь пить меньше напитков, в которых присутствуют свободные сахара:

— газированные и негазированные прохладительные напитки;

— фруктовые и овощные соки и нектары;

— жидкие и порошковые концентраты;

— напитки на основе воды и молока со вкусовыми добавками;

— энергетические и спортивные напитки; бутилированные чай и кофе.

3. Замените сладкие перекусы свежими фруктами и овощами.

Жиры должны составлять менее 30% от общей потребляемой энергии

Отдавайте предпочтение ненасыщенным жирам (они есть в рыбе, авокадо и орехах, а также в подсолнечном, соевом, рапсовом и оливковом масле) и избегайте насыщенных жиров (содержатся в жирном мясе, сливочном масле, пальмовом и кокосовом масле, сливках, сыре, топленом масле, свином сале), а также трансжиров всех видов. Трансжиры могут быть как промышленного производства (в запеченных и жареных продуктах, полуфабрикатах), так и естественного происхождения (в мясных и молочных продуктах, получаемых от коров, овец, коз и других жвачных животных). Желательно, чтобы насыщенные жиры составляли менее 10%, а трансжиры — менее 1% от общей потребляемой энергии. Особенно вредны трансжиры промышленного производства.

Как можно сократить потребление жиров?

1. Готовьте пищу на пару или варите, а не жарьте и не запекайте; ешьте меньше запеченных и жареных готовых продуктов.

2. Вместо сливочного масла и сала используйте растительное масло, которое богато полиненасыщенными жирами (соевое, рапсовое, кукурузное и подсолнечное).

3. Выбирайте молочные продукты с пониженной жирностью и постное мясо; срезайте видимый жир с мяса.

4. Ограничьте потребление пончиков, кексов, пирогов, вафель и другой выпечки, содержащей трансжиры промышленного производства.

Как можно сократить потребление соли?

1. Ограничьте количество соли и приправ с высоким содержанием натрия (например, соевого соуса, рыбного соуса и бульона), которые вы используете в процессе приготовления еды.

2. Не ставьте на стол соль и соусы с высоким содержанием натрия.

3. Избегайте соленых закусок и вообще выбирайте блюда и продукты с низким содержанием натрия.

4. Ни в коем случае нельзя разрабатывать эту диету самостоятельно, без помощи диетолога: ребенок должен продолжать получать все необходимые вещества и микроэлементы. Категорически исключаются любые голодания, «разгрузочные дни», диеты с жестким ограничением калорий без рекомендаций врача. Важную роль в организации питания ребенка играют родители: они влияют на его пищевые привычки, покупая домой те или иные продукты, выбирая, что приготовить на завтрак, обед и ужин, определяя время основных приемов пищи. Дети часто копируют поведение родителей, в том числе и их пищевые привычки, так что родителям следует подавать пример здорового образа жизни.
 

Источник фото: pexels.com

Итак, основные ошибки в питании детей по мнению ВОЗ:

1. Отказ от завтрака. Причины могут быть разными: отсутствие аппетита по утрам, слишком плотный или слишком поздний ужин, в семье отсутствует привычка завтракать с утра.

2. Трансжиры. Содержатся в жареных во фритюре блюдах, в полуфабрикатах (замороженные пиццы, пироги, печенье, вафли; кулинарные жиры, маргарин).

3. Дефицит овощей и фруктов. Следует ежедневно съедать по меньшей мере 400 граммов (то есть пять порций) фруктов и овощей. Свободные сахара должны составлять менее 5% от общей потребляемой энергии.

4. Плотный и поздний ужин. Ужин должен составляет приблизительно 20–25% от ежедневного количества питательных веществ, необходимых ребенку. Ужин должен состояться минимум за 2,5 часа до планируемого отхода ко сну.

5. Большие перерывы между приемами пищи. Они могут провоцировать развитие гипогликемии, приводить к усталости, снижению концентрации внимания и познавательной активности.

Источник: mel.fm

«В каждом классе есть заболевшие». Родители не понимают, почему школы не закрывают на карантин

Читатели жалуются на вспышки коронавируса в учебных заведениях. В минской школе № 90, по словам родителей, детям с подтвержденным COVID-19 закрывают больничный без  повторного анализа. А в гимназии № 1 г. Минска массово болеют учителя и ученики, и родители даже написали открытое письмо в Минздрав с просьбой временно закрыть гимназию на карантин.
 

Источник фото: pexels.com

«14-дневная самоизоляция превратилась в 5-дневную»

Екатерина Войтешонок, мама семиклассницы из средней школы № 90 в Октябрьском районе, убеждена, что ходить на учебу ее ребенку сейчас небезопасно. О первых случаях заражения СOVID-19 стало известно еще в начале сентября. 

— Заболела учитель математики, и только спустя неделю сотрудники школы резко стали ходить в масках. А на следующий день (в пятницу 11 сентября) нашему классу сообщили, что дети уходят на карантин как контакты первого уровня.  

Екатерина жалуется, что в ближайшие несколько дней делать тесты к школьникам никто не пришел.

— Не дождавшись медиков, в среду 16 сентября родители сами повели детей в поликлинику делать тесты, и только тогда им сказали, чтобы все сидели дома и ждали медперсонал.

В этот же день врачи взяли тесты у всех детей из класса, говорит Екатерина. Тогда же она подписала документ о 14-дневной изоляции.

— У классного руководителя и шести детей из класса результаты оказались положительными, один ребенок даже попал в больницу. Но в понедельник 21 сентября нам позвонили из детской поликлиники и сказали забрать справку в регистратуре, мол, ребенок здоров и может идти в школу.

Не только кашель и температура. Чем коронавирус опасен для детей?

С началом осени опасность заражения коронавирусом увеличилась. Риски есть и для детей. Публикуем максимально полный разбор для родителей от педиатра детской клиники доказательной медицины DocDeti Екатериной Труновой. Отдельное внимание медик уделила мультисистемному воспалительному синдрому, который пугает очень многих родителей.
 

Источник фото: unsplash.com

В марте 2020 года Всемирная Организация Здравоохранения объявила о пандемии нового вирусного заболевания COVID-19. Информация о течении, распространении, диагностике и лечении коронавируса постоянно дополняется и обновляется. 

Согласно статистике, собранной на текущей момент, можно сказать, что дети болеют меньше — так, например, в США из 1,7 миллиона верифицированных случаев заболевания доля детей до 18 лет составляет 3,2 процента, в среднем же, в зависимости от региона, цифры колеблются от одного до пяти процентов. Среди них доля детей до 1 года — 15 процентов.

Что касается особенностей клинической картины: симптомы COVID-19 у детей и взрослых схожи, однако, дети, по статистике, болеют менее тяжело, чем взрослые.

Есть серия исследований из Китая, по результатам которых 55% детей имели легкое или и вовсе бессимптомное течение, у 40% была зарегистрирована пневмония без дыхательной недостаточности, около 5% имели тяжелое течение — одышка, центральный цианоз, гипоксемия, и 1% детей были в крайне тяжелом состоянии — дыхательная недостаточность, шок, респираторный дистресс-синдром.

При этом среди младенцев до года статистика несколько отличается: тяжелое или крайне тяжелое течение в данной возрастной группе описано в 11% случаев.

Сейчас мы точно знаем, что COVID-19 имеет очень разные клинические проявления — у большинства детей отмечался кашель и лихорадка, в некоторых случаях одышка. Часть детей переносит заболевание только с высокой температурой, кто-то — вообще бессимптомно, у небольшого процента детей — заложенность носа, диарея и рвота.
 

Источник фото: pixabay.com

Также сообщалось о кожных симптомах — макулопапулезные, уртикарные, везикулезные высыпания и преходящее сетчатое ливедо.

Известно, что тяжелее болеют дети, которые имеют сопутствующие патологии — в частности, наиболее часто имеет значение заболевания легких (бронхиальная астма), сердечно-сосудистые заболевания, иммуносупрессия (например, у онкологических больных), ожирение, хронические заболевания почек, печени, эндокринные нарушения.

Мы пока точно не знаем, с чем связано в большинстве своем более легкое течение коронавирусной инфекции у детей. Согласно данным UpToDate, возможный ответ в том, что взаимодействие вирусов в дыхательных путях у маленьких детей приводит к снижению у них вирусной нагрузки, однако окончательного ответа на этот вопрос пока нет.

Наряду с тем, что дети в целом болеют реже и легче взрослых, за последние несколько месяцев было зарегистрировано несколько необычайно тяжелых случаев заболевания.

Данные случаи объединяет наличие таких проявлений как лихорадка, гипотензия, сыпь, поражение сосудов сердца, повышение уровня воспалительных маркёров в анализах крови.

Это состояние выделяется как мультисистемный воспалительный синдром у детей, ассоциированный с COVID-19. Его проявления схожи с таковыми при болезни Кавасаки, инфекционно-токсическом шоке, синдроме активации макрофагов.
 

Источник фото: pixabay.com

Таким образом, течение коронавирусной инфекции у детей можно разделить на четыре группы:

1. Большинство детей переносит инфекцию бессимптомно или имеют легкое течение заболевания;

2. У некоторых детей будет лихорадка, симптомы интоксикации — головная боль, слабость, возможно определение маркеров воспаления в анализах крови, при этом нет признаков мультисистемного поражения;

3. У некоторых детей может быть несколько признаков болезни Кавасаки, однако не развивается шок и мультисистемное поражение;

4. Дети с мультисистемным поражением, значительным повышением уровней маркеров воспаления и проявлениями шока.

Механизм поражения пока до конца не ясен. По сути, при развитии мультисистемного воспалительного синдрома возникает серьезная аутоиммунная реакция на клетки, составляющие стенки кровеносных сосудов. Поражаются мелкие и средние артерии по всему организму, что ведет к расщеплению внутреннего и наружного слоя сосудов, что приводит к образованию аневризм. Они препятствуют току крови, а также могут разорваться — и быть причиной инфаркта. Также, в некоторых случаях из-за течения воспалительного процесса утолщается внутренний слой сосудистой стенки, в связи с чем просвет сосуда сужается и создается возможность образования тромба, что может привести к тромбоэмболии.

В целом, патогенез заболевания пока изучен недостаточно. В настоящий момент причины развития синдрома Кавасаки точно неизвестны, однако, считается, что есть предрасполагающий генетический компонент, что означает, что лишь у малого процента детей на фоне течения острой коронавирусной инфекции развивается системный мультивоспалительный синдром.

Диагностика мультисистемного воспалительного синдрома включает в себя наличие следующих критериев (по данным ВОЗ):

1. Возраст от 0 до 19 лет.

2. Лихорадка в течение трех и более дней.

3. Наличие не менее двух из следующих признаков: сыпь, двусторонний негнойный конъюнктивит, признаки воспаления кожи и слизистых (полости рта, кистей и стоп); снижение давления или шок; поражение коронарных сосудов по данным ЭХО-КГ, перикардит, нарушения сердечной деятельности; изменения в коагулограмме; диарея, рвота, боли в животе.

4. Повышение уровня маркеров воспаления в крови (СОЭ, с-реактивный белок, прокальцитонин).

5. Отсутствие другой причины развития воспалительного процесса (бактериального поражения).

6. Подтверждение COVID-19.

Важно: для постановки диагноза необходимо наличие всех шести критериев.
 

Источник фото: pexels.com

Также, разработаны критерии CDC, которые в целом схожи, но предусматривают возраст детей до 21 года и наличие лихорадки выше 38 градусов по Цельсию от суток и более.

Итак, следует обратиться к врачу для осмотра, если у ребенка температура выше 38, которая длится больше суток совместно с:

—  покраснением глаз;

—  покраснением губ (малиновые губы);

—  наличием сыпи;

—  острым поражением ЖКТ (диарея, рвота, боли в животе).

Такие симптомы могут быть и при обычной ОРВИ, поэтому оценить ребенка комплексно, и, при необходимости, провести дополнительные исследования — задача доктора.

Все дети с подозрением на течение коронавирусной инфекции с развитием мультисистемного воспалительного синдрома должны быть госпитализированы в стационар — помощь на ранних сроках заболевания в большинстве случаев обеспечивает благоприятный прогноз.

Для родителей хочется отметить: да, действительно новая информация о том, что течение коронавирусной инфекции может запускать тяжелый мультисистемный воспалительный синдром выглядит пугающе. Однако, стоит помнить, что вероятность заболеть таким образом крайне мала — причин для паники нет.

Тем не менее, не следует забывать о мерах предосторожности: ношение маски в общественных местах, частое мытье рук и использование санитайзеров позволит обеспечить дальнейшее снижение уровня заболеваемости.

Будьте внимательны к себе и окружающим и будьте здоровы!

Источник: n-e-n.ru