Презумпция хорошести

Презумпция хорошести

Все мы триста тысяч раз слышали, что суть каждого из нас совершенна, что нужно себя принять целиком, что ребенка нужно любить безусловной любовью… Но на практике оно как-то не очень легко получается. Поэтому все о том же под другим углом…

Понравилось, как пишет Литвак Б.М. http://www.cross-club.ru/article/index.php?ELEMENT_ID.. про презумпцию плохости и хорошести.

Оценивая себя, человек может исходить из двух позиций: презумпция плохости и презумпция хорошести. В первом случае человек воспринимает себя изначально плохим и неполноценным. Он может быть хорошим, но только при выполнении определенных условий, при достижении чего-либо, при получении одобрения окружающих.

Презумпция хорошести заключается в том, что «мне не нужно никому ничего доказывать. Я хороший сам по себе и это не требует доказательств. Мне не нужно ничего делать, чтобы я имел право считать себя хорошим. Я хорош потому что я есть. Я есть и это хорошо. У меня могут быть неудачи? — Могут. Меня могут осуждать другие люди? — Могут. Но это не делает меня плохим».

«…Человек, с презумпцией нехорошести, постоянно что-то кому-то доказывает, а соответственно постоянно находится в напряжении. Человек как бы живет в гигантском зале суда, где он выступает в качестве подсудимого, а большинство людей вокруг, являются судьями. Да и сам человек является самым жестким судьей по отношению к самому себе. Он прежде всего он пытается доказать собственную состоятельность самому себе. А когда это не получается, то он сам себя наказывает, приводя приговор в исполнение.

Если я выхожу на новый уровень мышления, то я перестаю жить в зале суда. Я на людей смотрю, как на людей, а не на судей. Я вижу в них совершенно другие приятные и неприятные стороны. Я могу видеть и общаться с людьми, а не осуждать их и не ждать от них оценки, втайне ненавидя их.

Презумпция хорошести дает большое внутренне спокойствие. Дает ощущение внутренней силы. Только выйдя на этот уровень мышления, человек может ощутить все краски и всю прелесть жизни. Перестать жевать себя и винить других людей. Человек перестает жить в роли подсудимого и перестает судить себя».

В отношении ребенка работают те же принципы. Можно воспринимать его изначально плохим и настраивать его соответственно: «Хорошие мальчики так себя не ведут!», «Как же я тебя люблю, когда ты получаешь пятерки!» и т.п.
А можно давать ему чувствовать, что факта существования ребенка достаточно для вашей любви. И как бы он ни поступал, «плохим» он от этого не становится.

Жан Ледлофф описывает, как это происходит у индейских племен, в своей прекрасной книге «Как вырастить ребенка счастливым»:
«…И что самое главное — ребенка глубоко уважают и считают его хорошим во всех отношениях. Не существует таких понятий, как «хорошие» или «плохие» дети. То, что каждый ребенок стремится к гармоничной жизни в коллективе, а не к конфликтам, не ставится под сомнение. Все, что он делает, принимается как действие по своей сути «правильного» существа. Эта аксиома правильности и социальности как врожденной черты человека лежит в основе отношения екуана (племя индейцев) к людям любого возраста. Тот же принцип лежит в основе отношения к растущему ребенку родителей и всего его окружения».

А давай поиграем в индейцев! 😉
Источник http://vk.com/svoreb