
При освоении речи, обучении чтению и письму очень важно развитие фонематического слуха малыша. Оно происходит постоянно, когда ребенок слышит речь окружающих людей, разговаривает сам. Однако все же у многих детей возникает немало проблем. Их можно решить, используя следующие игры.
Тише-Тише
Вам понадобится список слов.
Как играть. Взрослый отходит от ребенка на 2-3 м и произносит слова шепотом, но очень четко. Для самых маленьких это могут быть отдельные слова, для детей постарше – простые выражения или короткие стихи. Ребенок должен услышать слово или фразу и громко повторить.
Задача этой игры – научить ребенка воспринимать тихие звуки, внимательно прислушиваться.
Хлопни, если услышишь
Вам понадобится список слов.
Как играть: «Сейчас я буду произносить разные слова. Когда ты услышишь название фрукта (можно загадывать любое обобщающее слово), хлопни в ладоши».
Например: слива, карандаш, зонт, мак, яблоко, самокат, кепка, абрикос, персик, барабан.
Что звучит?
Вам понадобятся: предметы, которые издают разнообразные звуки, например: бумага или пакет, связка ключей, две деревянные ложки, погремушка, губная гармошка, жестяная банка, наполненная сухим горохом, резиновая игрушка с пищалкой, свисток, барабан, бубен.
Как играть. Предложите ребенку для начала попробовать все ваши инструменты, чтобы услышать, что как звучит. Пусть малыш поиграет с каждым из них, послушает разные звуки. Затем расскажите ему правила игры.
Завяжите ребенку глаза и попросите на слух определить, какой инструмент звучит.
Первый звук
Вам понадобится список слов или картинок в зависимости от того, какую форму игры вы выбираете – речевую или зрительную.
Как играть: «Я буду произносить слова, а ты называй первый звук каждого слова».
Если вы хотите играть с картинками, то задача может быть такая же, но ребенок будет выбирать те картинки, где изображены предметы, начинающиеся с нужного звука.
Музыкальная викторина
Вам понадобятся разные по звучанию музыкальные инструменты, например, барабан, дудочка, пианино, гитара, маракасы, бубен и т.д.
Как играть: чем младше ребенок, тем меньше инструментов нужно использовать.
«Сейчас ты услышишь звуки, которые издают музыкальные инструменты. Запоминай. Теперь я еще раз воспроизведу для тебя такие же звуки. Твоя задача – сказать, все ли инструменты играли в таком же порядке, как и в первый раз. Если какой-то из них занял не свое место, ты должен заметить это и сказать, какая последовательность правильная.
Угадай мелодию
Вам понадобится несколько записей известных детских песен, фонограммы без слов, так называемый минус, колокольчик.
Как играть: «Я буду включать мелодии известных тебе песенок. Попробуй угадать песню. Если угадал, позвони в колокольчик и называй песенку. Не знаешь название, но знаешь слова – начинай подпевать».
Съедобное – несъедобное
Вам понадобятся списки слов.
Как играть. Из трех слов ребенку нужно выбрать то, которое означает что-то съедобное. Все эти три слова звучат очень похоже. Главное – четко и внятно произносить. Делать это нужно не быстро, чтобы ребенок мог разобрать все звуки.
Например: Огурец, ларец, молодец. Удод, компот, поворот. Ладошка, картошка, гармошка. Суп, дуб, тулуп. Колбаса, оса, коса. Стакан, банан, баян и т.д.
Ольга Трубач