
Большую роль в речевом развитии ребенка играют его родители. Именно они первыми должны забить тревогу, когда их малыш отличается от других детей в плане становления этапов речи. Для этого необходимо хотя бы приблизительно знать те возрастные рамки, которые соответствуют появлению того или иного вида речи.
На что обратить внимание
Например, появление гуления к 2-3 месяцам, лепета к 5-7 месяцам, первых слов к году. Далее следует первая фраза из 2-3 слов к 2-2,5 годам. Развернутое предложение к 3 годам. К 4-5 оценивается умение ребенка составить рассказ по серии сюжетных картинок, пересказать коротенький текст с опорой на картинку, умение согласовывать глаголы, прилагательные и числительные с существительными, правильное употребление предложно-падежных конструкций.
Кто кому что должен
Конечно, этот пункт про «гуление должно, лепет должен» очень скользкий, его можно легко оспорить. Ребенок вроде бы никому ничего не должен. Любая мама может сказать, что ее ребенок молчал до года, не издавая ни каких звуков, а потом взял и заговорил. Другая согласится с ней, рассказав, что когда ее муж был маленький, то он до 3 лет говорил только «мама», а сейчас закончил вуз и стал преподавателем филологии. Ну что ж, их примеры вполне имеют право на существование. Однако есть такие детки, которые как не лепетали до года, так не стали лепетать и после. К 3 годам им поставили моторную или сенсорную алалию или задержку психического развития. Все потому, что мама, наслушавшись таких вот замечательных советов в песочнице от других, просто махнула рукой и стала ждать, когда ее малыша прорвет.
Действительно, все дети индивидуальны. Каждый ребенок имеет право на собственное развитие. Однако нет ничего сложного в том, чтобы показать своего малыша неврологу или логопеду. Если малыш до года абсолютно молчит, у него вполне могут быть какие-то сопутствующие отклонения и по неврологии.
Слушайте логопеда!
Когда ребенок попадает к логопеду в детском саду, роль родителей в его речевом развитии увеличивается еще больше.
Во-первых, надо обязательно слушать рекомендации комиссии ЦКРОиР. Если вашего ребенка направляют в логопедическую группу, то надо идти именно туда. Когда на пункт коррекционно-педагогической помощи – туда. Это разные вещи. В логогруппе занимаются детки с тяжелыми нарушениями речи: заиканием, алалией, общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития), ринолалией. На пункте в детском саду оказывают помощь ребенку с легкими нарушениями: дислалией, общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития), стертой формой дизартрии. Однако мамы зачастую руководствуются выбором сада в плане его расстояния до дома и хороших воспитателей. Не хотят переводить ребенка в тот сад, где есть логогруппа, несмотря на рекомендации ЦКРОиР, оказывая тем самым ребенку не очень хорошую услугу. У меня был ребенок, у которого в 6 лет была речь трехлетки. Мама просто не думала, что это все серьезно и ждала, когда само пройдет.
Не забывайте, что лучшим учителем для вашего ребенка является мама. Это действительно так! Бывает, мучаешься на занятиях с ребенком, никак не выходит закрепить у него какое-либо артикуляционное упражнение, например «присоска» (когда язык присасывается к верхнему небу и удерживается в таком положении в течении 10 секунд). И так объясняешь, и эдак показываешь. Не получается! Тогда просишь маму дома объяснить своему ребенку это упражнение. И о чудо! Ребенок приходит и назавтра делает идеальную «присоску»!
Конечно же, необходимо выполнять все домашние задания и рекомендации логопеда. Например, у деток очень сложно идет образование притяжательных прилагательных «лисий хвост», «медвежье ухо». Или, например, образование прилагательных от существительных «сливовое варение», «грушевый компот». На занятиях мы все это проходим с детками и пишем такое же задание в тетрадь. Просим мы родителей и помощи в автоматизации звука в речь. Когда звук уже поставлен, начинается один из самых сложных этапов – его автоматизация. Мы расписываем в тетрадь те слова, которые надо повторить дома, просим останавливать речь ребенка и повторить сказанное слово, но в правильном варианте. К сожалению, не все родители повторяют дома задание. Кто-то говорит, что не должен выполнять работу логопеда за него, у кого- то нет времени. Однако все же большинство родителей подходят к этому ответственно!
Хотелось бы напомнить родителям о важности посещения детьми занятий логопеда, потому что все нерешенные вопросы с речью в дошкольном периоде обязательно вылезут при обучении в школе. Более того, они будут накапливаться, как снежный ком. Ребенку придется вплоть до 4 класса ходить на занятия к логопеду, исправлять проблемы с письмом и чтением. Как можно выучить, к примеру, иностранный язык, если толком не знаешь родного? Объяснять про важность хорошего обучения в школе, думаю, не стоит. Ведь никто не хочет получить тихого двоечника на задней парте?
Татьяна Заславская
Спасибо за интересную и содержательную статью!!!

Может быть вы подскажете какие-нибудь пособия для домашних занятий, Сыну 2.11 года, были у логопеда, не проговаривает слова целиком, только вторую половину слова, речь в основном понятная только близким, пропиваем пирацетам с аминалоном по рекомендации врача.
Спасибо заранее.
В любом книжном магазине есть полка «Логопедия». Там можно посмотреть очень хороший для малышей «Альбом по развитию речи» В. С. Володиной. Начинать с первой странички, прорабатывая в день по 2-3 странички. Как только интерес малыша угаснет к занятию — отложить и продолжить завтра.


Так же можно уже начинать делать артикуляционную гимнастику. Перед зеркалом, начинать с 3 — 4 минут в день. Продаются альбомы для деток 2-4 лет. Упражнения выполнять не просто механически перед зеркалом, а включая элемент сказки. Например: жил-был Язычок (показали язычок). Утром он вставал и смотрел на часы (рот приоткрыть, достать язычок и двигать им влево-вправо, поочерёдно к уголкам губ, тик-так, тик-так). Затем он чистил зубки (погладить языком верхние и нижние зубы, рот приоткрыт, задача языка — дотянуться до верхних зубов, не подтягивая нижнюю губу кверху) и т.д.
Например, вот
Для накопления словаря мне нравятся предметные картинки. Они продаются например в ларьках Белсоюзпечати. И в любом книжном. Каждый набор на определенную лексическую тему: «Одежда», «Овощи», «Мебель», «Домашние животные» и т .д.. Стоят недорого.

Сначала изучаете карточки, учитесь называть обобщающее слово (стол, диван, кресло, кровать — как называть одним словом?)
Потом можно поиграть в «Четвертый лишний». Положить стол, диван, кресло и собаку. Какая картинка сюда не подходит?
Ну про мелкую моторику, думаю, и рассказывать нечего — все знаете!)))
Приогромное вам спасибо за такую содержательную информацию!!! Часть из того, о чем вы советуете- мы пытаемся делать- у Сына нет терпения, не давлю на него… надеюсь, потихонечку- у нас будут результаты!!!