
Ранее мы размещали для вас тест, позволяющий определить, готов ли ребенок учиться читать. Теперь приступим непосредственно к процессу.
Несомненно, данное умение для деток очень важно, поскольку, читая, ребенок станет лучше ориентироваться в повседневной жизни. Это поможет ему хорошо учиться и в дальнейшем стать образованным человеком. Желание мам и пап обучить своего малыша чтению вполне понятно. Кто-то стремится к раннему развитию, а кто-то рассчитывает на то, что ребенок освоит этот навык в школе. Какой же возраст будет оптимальным для обучения чтению? Существует несколько признаков, свидетельствующих о готовности к чтению.
1. Ребенок должен говорить полными предложениями, его речь должна быть полностью сформирована.
2. Фонематический слух у малыша развит в совершенстве. Это значит, что ребенок прекрасно слышит каждый отдельный звук, с легкостью отделяет один из них от другого. В идеальном случае может распознать все звуки, составляющие слово.
3. Отсутствие логопедических проблем. Если ребенок не выговаривает большую часть алфавита, не умеет произносить те или иные звуки, то не стоит практиковать данное обучение. В противном случае это чревато нарушением фонематического слуха и затруднением чтения в дальнейшем.
4. Ориентация в пространстве должна быть развитой. Это значит, что ребенок должен понимать, где право, а где лево, где верх, а где низ. Ведь читать нужно будет сверху вниз и слева направо.
Вышеперечисленные признаки, как правило, формируются к пятилетнему возрасту. В данном периоде детский мозг готов к усвоению знаковых систем: цифр, букв и нот. У некоторых малышей наблюдаются случаи развития в раннем возрасте.
Подготовка к обучению
Для того чтобы приступить к чтению, нужно подготовка. Начинать лучше с развития движения. Способность к чтению закладывается в раннем детстве, она тесно связана с двигательной активностью малыша и с пространственной ориентацией.
Поэтому важно именно в этом возрасте развить у ребенка чувство ритма. Этому поможет игра в мяч, пение, игра на детских барабанах, дудочках и т. д. Можно послушать с ребенком негромкие и неизвестные ему звуки (пение птиц, звуки природы, жужжание насекомых). У ребенка должна появиться заинтересованность к процессу. Читайте вслух своим деткам и у них появится желание в ответ сделать это для вас.
Как учить
1. Азбука. Смысл данной методики заключается в том, что каждая буква подкрепляется тематическим рисунком. Несомненно, это поможет выучить и запомнить буквы, но для чтения не совсем подойдет, поскольку ребенку сложно будет понять, почему слово «мама» получилось из чередования мячей и аистов. Неправильно также будет учить названия самих букв («А», «Бэ», «Вэ»). К примеру, если ребенок выучит буквы по алфавитным названиям, то слово «кот» он прочитает так «ка-о-тэ».
2. Букварь. Использование букварей позволяет ребенку сначала выучить буквы, затем из них составлять слоги, а только потом соединять слоги в целые слова.
3. Методика Домана. По-другому называется методикой целых слов. Она заключается в том, что деткам с раннего возраста показывают карточки с изображенными на них словами и предложениями, проговаривая написанное вслух. В этом случае значение слова закрепляется при помощи зрительной памяти. Данный метод будет неплохим вариантом для изучения английского языка, ведь он практически не имеет спряжений, склонений, в отличие от русского. Поэтому если ваш ребенок выучит слово «дом» по карточкам, отдельно ему придется учить формы этого слова «доме», «дому», «дома» и т. д.
4. Кубики Зайцева. Смысл методики в том, что дети учат наизусть и читают целые слоги. При таких занятиях ребенок использует уже готовые слоги, изображенные на кубиках, у него нет возможности составить их самостоятельно, что порой приводит к потере окончаний при воспроизведении того или иного слова и невозможности понять его значение.
5. Звуко-буквенная методика предполагает, что звук сначала воспринимается, анализируется детками, а затем они учатся соотносить его с буквами.
Учить или не учить чтению с раннего возраста – решать родителям. Важно помнить, что каждый ребенок это индивидуальность, и у него свои темпы развития. Если вы видите, что малыш еще не совсем готов к обучению, то, может, и не стоит его торопить.
Юлия Иванова
28.10.2014
© mamochki.by
Перепечатка и копирование текста без разрешения редакции запрещены