Особенности японского воспитания

 

Многие современные мамы наслышаны про японскую систему воспитания детей. Кратко её можно сформулировать так: до пяти лет ребёнок «король»  –  ему всё дозволено, после пяти лет ребёнок «раб»  – начинается период строгих запретов, а к пятнадцати годам ребёнок в семье – это уже взрослая сформированная личность, «равный» всем взрослым человек. 

 

Доброжелательное и терпимое отношение к ребёнку одно из условий японского воспитания. Малышей, в свою очередь, учат быть вежливыми по отношению ко всем окружающим, много времени уделяется изучению манер и ритуалов.

 

Считается, что малыш с довольно раннего возраста должен уметь контролировать эмоции и развивать в себе такие качества как послушание, сдержанность, способность позаботиться о себе и прилежность.

 

До появления малыша…

 

В Японии все дети очень желанные, а женщина может занять особое положение в обществе только родив ребёнка.

 

«Положение» будущей мамы – настоящий праздник для семьи, и все близкие с нетерпением ждут появления младенца на свет.

 

После того как беременная женщина сообщила мужу о беременности, в скором времени о её положении станет известно всем родственникам,  знакомым, сослуживцам и соседям. Будущих родителей принято одаривать поздравлениями и подарками.


Малыш родился  

 

В Японии основным женским занятием является воспитание детей.

 

После рождения малыша мама постоянно находиться с ним в тесном контакте и всячески пытается не допустить плача младенца. Дети знакомятся с миром именно на руках матери, даже когда малышу исполняется годик, мамы не спешат выпускать его с рук. Японские мамы мало пользуются колясками и буквально носят ребёнка на себе. Спят малыши в родительской постели.

 

Считается, что ребёнок капризничает, если он голоден или хочет попить,  если его оставили без присмотра, он  чувствует какие-то неудобства, или в случае, когда его к чему-то принуждают. Японская система воспитания направлена на то, чтобы избегать всего этого. Не унижать и не бить ребёнка, является главными принципами классического японского воспитания.

 

Чтобы не оставлять ребёнка без своего материнского внимания, японские женщины хорошо освоили слинги. При этом это не дань моде, а исторически сложившаяся практика. В Японии очень часто можно встретить молодую мамочку с малышом в общественном месте: в любом магазине, кафе или даже в парикмахерской. А мамочки на велосипедах или на маленьких мотороллерах с детьми «за плечами» — неотъемлемая  часть городского пейзажа.

 

Особой популярностью пользуется верхняя одежда для слингомам, т.е. одежда которая одевается поверх ребёнка. И если из ворота пальто торчат две головы, пугаться не стоит, это просто мама, вышедшая на прогулку с ребёнком в не очень погожий день. 

 

Мама постоянно общается с ребенком, поясняет ему, что она делает в данный момент, шутит с ним и поёт песенки. То, что  японские дети сначала начинают говорить, а уж потом ходить, вовсе не миф, а существующая реальность. Слова, которые малыш должен запомнить в первую очередь, мама повторяет много раз и рано или поздно малыш начинает повторять за ней. 

 

До трёх лет женщина не должна выходить на работу, это будет крайне неодобрительно оценено обществом и воспринято,  как перекладывание своих обязанностей на чужие плечи. Маму будут считать легкомысленной и безответственной. Если женщина выходит на работу, то она должна будет работать как все и часто задерживаться после работы, как это принято в Японии. Если мамочка спешит к малышу, она как бы противопоставляет себя коллективу. В Японии существует принцип «не можешь работать, как все, — не работай».

 

После рождения детей многие женщины оставляют карьеру и посвящают свою жизнь семье. Если женщина хочет работать, то в три года она может отдать ребёнка в сад или оставить няне. Занятость женщины, скорее всего, будет не полной и занимать далеко не первое место в её жизни.

 

Японские сады

 

Основная задача японских садов научить маленького японца быть частью коллектива, основная их функция воспитательная, а не образовательная.

 

В японской системе образования существует принцип, что  каждый ребенок ценен сам по себе, вне зависимости от его характеристик и способностей. Лидеров не выделяют и не поощряют, ко всем детям в группе одинаковое отношение. Существует пять основных направлений развития ребёнка: социальные отношения, здоровье, окружающая среда, выражение чувств и язык.

 

Детские сады принимают детей, как правило, на несколько часов. Там малышей учат дружить, быть вежливыми, проводят занятия по эстетическому воспитанию. Есть и сады, которые принимают деток на целый день, но их крайне мало.

 

В Японии существуют центры по уходу за детьми, туда принимают деток, начиная с 3 месяцев. В последнее время стали появляться центры, которые предоставляют свои услуги в ночное время и даже «детские отели», работающие круглосуточно. Если верить статистике, то 47%  дошкольников от 3 до 5 лет посещают детские сады, 30% – центры ухода за ребенком, остальные 23% детей воспитываются дома.

 

Интересным является наличие в Японии так называемых «элитных» садов, которые находятся под опекой университетов. После сада ребёнок переходит в школу при университете, а потом без экзаменов попадает в сам университет.

 

Японская традиция Майго

 

Если в общественном месте малыш не слушается маму, начинает проявлять любопытство и самостоятельность,  то его не останавливают, а позволяют ему «потеряться». Японцы хорошо знают такую уловку, и потерявшемуся майго помогают найти маму. Женщина всё это время находиться рядом и окружающие её видят. Прохожие поясняют малышу, что плохо стать майго и потерять мамину заботу и тепло, особую духовную связь с мамой (амаэ), а затем помогают малышу найти родительницу и малыш понимает, что это счастье быть с мамой.   

 

«Царёк» в доме или воспитание маленьких японцев

 

Маленький ребёнок словно любопытный исследователь должен все потрогать, пощупать и поиграть с разными предметами. До пяти лет ребёнок в семье король и ему всё дозволено, для его нет почти никаких запретов.

 

Пространство освобождают от потенциально опасных предметов и тщательно следят за поведением малыша. Считается, что ребёнку трудно что-то объяснить, например если он разбил ценную вазу, то ему бесполезно говорить, что она дорого стоит, для него это не довод. Педагоги считают, что запреты и наказания могут сделать малыша инфантильной личностью и не советуют подавлять ребёнка младше 5 лет. Маме советуется ограничиваться фразами типа « горячо, больно, опасно».

 

Когда ребёнку исполняется 5 лет, он перестаёт быть королём и становиться рабом, начинается период запретов. Малышу объясняют как себя вести в обществе и как жить в коллективе. В этом возрасте в дошкольных учреждениях учат читать, считать, писать искать решения в спорных ситуациях. Теперь с ребёнком нельзя «сюсюкаться». Специалисты советую не критиковать детей в таком возрасте и не сравнивать его со сверстниками.

 

Когда ребёнку исполняется 10 лет, основная задача родителей научить его независимости и самостоятельности. У подростка спрашиваю его мнение по разным вопросам, он принимает участие в принятии решений. Указывать и давить на подростка недопустимо. В Японии говорят, что если взять проблемы ребёнка на себя, то можно вырастить неуверенного и нецелеустремлённого человека. 

 

Другие принципы японского воспитания:

— «Сотрудничество, а не индивидуализм». Традиционно, чтобы выжить, японцам жизненно необходимо было сотрудничать и помогать друг другу.

—  «Делай как я, делай лучше меня».

—  «Найди группу, к которой бы ты принадлежал. Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях».

— «Умение учитывать свои ошибки».

 

Ирина Рыбакова

Особенности японского воспитания: 0 комментариев

  1. Елизавета_Пилипчук

    Блин, нравятся мне японцы…. нашим бы поучиться у них многому

  2. Малина

    Елизавета_Пилипчук: Блин, нравятся мне японцы…. нашим бы поучиться у них многому

    вы не отдыхали с такими детками на курортах…….там вешаются от них…

  3. Иринка

    Малина: вы не отдыхали с такими детками на курортах…….там вешаются от них……

    ну вот притча в тему:В московском метро возникает следующая ситуация: сидит мамаша с ребенком, возле них стоит девушка вся из себя, в длинной белой шубе, рядом с ней стоит панк неопрятного вида, жуёт жвачку, слушает плеер. Ребенок изо всех сих старается испачкать подошвой своих ботиночек шубу этой девушки, она старается отодвинуться, но из-за давки не может. Тогда она вежливо говорит мамаше, чтобы она приструнила своего малыша, т.к. шуба пачкается. Мамаша раскрывает рот и начинает вопить о том, что до 5 лет не воспитывают, нужно беречь нервы ребенка и чтобы эта девушка заткнулась сама. В это время вся публика в вагоне внимательно наблюдает за происходящим. Тогда стоящий рядом с девушкой панкообразного вида парень снимает наушники, вынимает изо рта жвачку и аккуратно впечатывает её на лоб орущей мамаши. В вагоне — гробовая тишина. И наглый, очень нелюбезный голос парня: — Меня вот тоже до 5 лет не воспитывали.

  4. Малина

    Иринка: ну вот притча в тему:В московском метро возникает следующая ситуация: сидит мамаша с ребенком, возле них стоит девушка вся из себя, в длинной белой шубе, рядом с ней стоит панк неопрятного вида, жуё…

    слышала такое ,только дело было в маршрутке….

  5. Mirabella

    Малина: вы не отдыхали с такими детками на курортах…….там вешаются от них……

    Вы отдыхали с японцами?

  6. Mirabella

    Иринка: ну вот притча в тему:В московском метро возникает следующая ситуация: сидит мамаша с ребенком, возле них стоит девушка вся из себя, в длинной белой шубе, рядом с ней стоит панк неопрятного вида, жуё…

    Да, все уже читали эту историю. Но это все-таки, мне кажется, о другом. Насколько я знаю, японцы не поощряют неуважительное отношение к взрослым в любом возрасте, а просто страраются не пользоваться запретами там, где это только возможно — дать ребенку разумную свободу. В отличие от нашей славянской склонности произносить «не» по поводу и без, на всякий случай.