
Когда зарождается жизнь? С какого момента зародыша можно считать человеком? В какой момент у новорожденного появляется память, сознание, психика и душа? Что переживает и чувствует новорожденный до того момента, как родится? Над этими вопросами думают не только родители, но и ученые по всему миру. С каждым днем у человечества появляется все больше информации о первых моментах жизни детей, их развития в материнской утробе. В конце прошлого века многие психологи пришли к выводу, что умения и ощущения новорожденных закладывается еще до его появления на свет. Так же, как и связь с его будущими родителями до самой беременности. Все это сегодня изучает отдельная наука – перинатальная психология.
С латинского языка психология переводится как «наука о душе». Перинатальная же психологи – это новое направление в психологии, которая занимается изучением условий развития и становления психики ребенка во время беременности, родов и послеродового периода. Буквально «natalis» обозначает – «относящийся к жизни». Не зря восточная поговорка гласит, что беременность – это время, когда в женском теле живут сразу две души.
Многие беременные женщины и без всяких психологов уже давно обнаружили, что пузожитель любит, когда с ним разговаривают, в ответ он начинает активно двигаться и пинаться. Малыш в утробе матери чутко перенимает ее настроение, чувства и даже мысли. Единственное, чем ученые удивили, — это доказательствами, что полученная еще в утробе, во время и сразу после рождения информация прочно фиксируется и запоминается ребенком. Что, в свою очередь, в совокупности с генетической информацией влияет на дальнейшее поведение и психическое состояние ребенка и даже взрослого человека. Да на всю его жизнь в целом. Хотя в Японии и Китае уже дано об этом знали, не зря они ведут отчет жизни ребенка не с момента его рождения, как это делаем мы, а с момента зачатия.
Совсем недавно было принято считать, что человеческий зародыш в утробе матери повторяет стадии развития низших животных. Но научные исследования говорят об обратном: малыш вовсе не похож на зародыша рыбы, птицы или пресмыкающегося. Многие знания были получены благодаря развитию технологий и медицины. Одними из последних открытий стало доказательство, что зародыш величиной в 2 мм уже имеет свой функционирующий мозг, который управляет развитием самого малыша, а в возрасте 25-ти дней (величина не больше 3,5 мм) у крохи уже есть все основные органы: сердце, печень, легкие, кожа, центральная нервная система, кишечник и половые органы. Все это меняет наши устаревшие представления о жизни малыша в утробе матери.
А как, собственно, наше поведение может повлиять на дальнейшую судьбу ребенка? Пример из жизни. Есть у меня знакомая с двумя взрослыми детьми: первого они с мужем хотели, а второго — нет. Дети погодки, росли в одних условиях, воспитывались по одним правилам, ходили на все кружки, школы вместе… А в итоге, старший ребенок – успешный человек, а второй – озлобленный и неудачливый. А ведь родители не хотели второго только первые шесть месяцев, а потом в сыне души не чаяли.
Вопросами перинатальной психологии в 1971 году стал заниматься доктор Густав Ханс Грабер, а уже в 1986 году была основана Ассоциация пренатальной и перинатальной психологии и медицины.
Главным последователем теории Грабера стал знаменитый Станислав Гроф, который предложил свою теорию перинатальных матриц. Он утверждал, что человек с момента зачатия и до годовалого возраста проходит четыре основных периода развития психики, которые влияют на всю его жизнь.
Четыре перинатальные матрицы:
1. «Матрица наивности». Самая длительная матрица из всех – с момента зачатия до начала родов. В этот период формируется жизненный потенциал человека, его способность к адаптации и возможности. Доказано, что у желанных детей при здоровом протекании беременности базовый психический уровень выше. Приведу еще один пример из жизни. Одна мама двоих дочерей по-разному относилась к беременности. При первой беременности она вела активный образ жизни, много двигалась и постоянно боялась чего-нибудь не успеть до появления ребенка, в итоге ребенок шумный, суетливый и требующий к себе внимания. Вторая беременность протекала в спокойном состоянии и ребенок уравновешенный, тихий, вдумчивый.
2. «Матрица жертвы». Принято считать время с момента начала родовой деятельности до момента частичного или полного раскрытия шейки матки. Как известно, в этот период ребенок испытывает дискомфорт – некоторую гипоксию, силу давления схваток, и страх, так как «выход» еще закрыт. Если ребенок чувствует слишком сильную нагрузку, то он может несколько затормозить свое рождение для того, чтобы успеть сгруппироваться. Однако многие врачи предпочитают простимулировать маму и нарушают естественный процесс взаимопомощи матери и малыша, и таким образом формируют патологическую матрицу жертвы. Матрица также формируется, если мать испытывает серьезный стресс или страх, тем самым выбрасывая «злые» гормоны. При экстренном кесаревом сечении также формируется эта матрица, при плановом – нет.
3. «Матрица борьбы». С момента полного раскрытия до появления малыша. Влияет на активность человека в моменты жизни, когда от его выжидательной или активной позиции ничего не зависит. Т.е. если мама в момент икс вела себя спокойно, помогала ребенку, и он чувствовал, что в эти ужасные для него минуты он не один, то в своей жизни он будет действовать адекватно ситуациям.
4. «Матрица свободы». С момента рождения и до семи дней после рождения, либо до конца первого месяца, либо пересматривается всю жизнь. В это время важно быть с ребенком. С первого вскрика. Если по какой-то причине малыш был разлучен с мамой в первые дни его рождения, это может повлиять на его свободу и независимость. Он может расценивать их как обузу.
Однако не стоит расстраиваться, если в какой-то из четырех матриц вы неосознанно сделали ошибку. Есть мнение, что полноценное грудное вскармливание до года в совокупности с хорошим уходом, вниманием и любовью, компенсируют первые негативные воспоминания.
Послесловие
Главное, что дает перинатальная психология молодым родителям – это установку, что воспитывать и любить малыша необходимо еще в утробе матери. Но, к сожалению, в наше время многие будущие родители полностью или частично забыли об этом, поддавшись стремлению к независимости, свободе от ответственности и обязательств, карьерному росту. Напомнить им, что значит быть «мамой и папой» сегодня помогают различные центры по подготовке к родам и материнству, там их учат заботиться о крохе уже сейчас, в данную минуту. Не упустите шанс воспитать любимых детей.
Анна Копач