Речевое развитие дошкольников

 

 

 

 

На сегодняшний день ситуация такова, что все родители должны хотя бы раз сводить на консультацию к логопеду своего ребенка.

 

В старшей группе детского сада приблизительно 70-80 % детей нуждаются в помощи учителя-логопеда. Речь идет и о простой постановке звуков, и об исправлении такого распространенного речевого нарушения, как общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития).

 

Общее недоразвитие речи имеет 4 уровня речевого развития. В данной статье мы поговорим про III уровень, как самый распространенный в старшей группе.

 

Конечно, исправлением речевых нарушений должен заниматься специалист. Однако родители дома могут способствовать коррекции, занимаясь с ребенком 15 минут каждый вечер. Это можно делать по дороге в сад или магазин, на прогулке, во время одевания-раздевания малыша.

 

Что же такое общее недоразвитие речи?

 

У ребенка нет навыка правильного словообразования и словоизменения, он допускает ошибки при использовании предлогов, словарный запас маленький, при составлении рассказа по картинке просто перечисляет изображенных на ней героев и предметы, так как не может связать между собой события и явления и т. д.

 

Подробнее я хочу остановиться на том, как мама может помочь своему малышу в работе над исправлением данного речевого нарушения. Это можно сделать с помощью игр. Например.

 

Чей лист

 

«Если лист упал с клена, то лист… кленовый, если лист упал с дуба, то лист… дубовый, а если лист упал с березы, с каштана или с ивы?».

 

Один – много

 

Вы можете идти и перечислять осенние признаки вокруг, расширяя тем самым словарный запас ребенка. Потом посчитать их: «Одна лужа – много луж, один журавль – много журавлей, один осенний лист – много осенних листьев, одно темное облако – много темных облаков».

 

Из чего сделаны мои игрушки

 

Нужно посмотреть на любимые из них, на то, из какого материала игрушки сделаны и ответить на вопрос: «Если машинка сделана из пластмассы, то она… пластмассовая, если мячик сделан из резины, то он… резиновый, если книга сделана из бумаги, то она… бумажная и т. д.».

 

Чей хвостик

 

Дайте ребенку рассмотреть картинки с изображением животных и ответить на вопрос: «Чей? Чьи? Чья». Хвост у кошки – кошачий, уши – кошачьи; у кролика уши кроличьи, а у коровы морда коровья и т. д.

 

Назови ласково

 

Большая куртка – маленькая курточка, большая чашка – маленькая чашечка и т. д.

 

Назови одним словом

 

Как одним словом назвать кружку, тарелку, чашку и кастрюлю? А как одним словом назвать стол, диван, кровать и шкаф? А как назвать одним словом сапоги, тапки, туфли и кроссовки? Продолжайте сами.

 

Моя одежда

 

Нужно ответить на вопрос, как называется одежда из разного материала. Например: «Майка из хлопка какая?» Хлопковая. Косынка из ситца – ситцевая, а куртка из болоньи – болоньевая, а шапка из меха – меховая и т. д.

 

Где предмет

 

Отрабатывает предлоги. Наглядно демонстрируем ребенку и называем: вилка лежит под тарелкой, чашка стоит между стаканами, мяч под креслом, картина над диваном, машинка выглядывает из-за шкафа и т. д.

 

Так же не забывайте про связную речь.

 

Можно дома составлять рассказы-описания любых предметов. Например: это шапка, она шерстяная. У нее есть отворот и помпон. Шапку носят зимой.

 

Пусть ребенок пересказывает коротенькие тексты, из 5-6 предложений. Мама читает текст два раза, ребенок пересказывает.

 

Можно составлять рассказы по серии сюжетных картин. Например:

 

 

Или составлять рассказы по одной сюжетной картинке. Например:

 

 

 

Продается очень много книг по логопедии для родителей. Например, Г. А. Османова «Логопед родителям». Заинтересованные мамы и папы могут получить много информации в интернете. Стоит только копнуть.

 

 

Татьяна Заславская

 

04.11.2014

 

© mamochki.by

 

Перепечатка и копирование текста без разрешения редакции запрещены

Речевое развитие дошкольников: 0 комментариев

  1. svetiksvetlanka

    Что то я не поняла.. .каким боком здесь логопед? ????картавость или не внятный разговор, но предлоги тут при чем? ??а почему бы еще в саду не начать с высшей математики тогда уж? ?пойдет в школу, начнет читать, учить правила, стихи, сочинения писать, научится и говорить и предложения строить.

  2. Ольга_Гаткевич

    svetiksvetlanka: Что то я не поняла.. .каким боком здесь логопед? ????картавость или не внятный разговор, но предлоги тут при чем? ??а почему бы еще в саду не начать с высшей математики тогда уж? ?пойдет в школу, начн…

    при всем, при чем. это его работа — исправлять дефекты речи. не надо думать, что школа панацея для ребенка. мама должна поднять попу с дивана и научить ребенка разговаривать нормально.

  3. marikiv

    до школы у ребенка уже не должно быть дефектов речи, иначе чревато различными проблемами…

    svetiksvetlanka: Что то я не поняла.. .каким боком здесь логопед? ????картавость или не внятный разговор, но предлоги тут при чем? ??а почему бы еще в саду не начать с высшей математики тогда уж? ?пойдет в школу, начн…

  4. mamaDanilki

    Ольга_Гаткевич: при всем, при чем. это его работа — исправлять дефекты речи. не надо думать, что школа панацея для ребенка. мама должна поднять попу с дивана и научить ребенка разговаривать нормально….

    а как с помощью этих всех игр и занятий научить ребенка правильно именно некоторые звуки произносить. Все вышепредложенное мы выполняем правильно и с удовольствием, но как бы мы не шуршали, шумели, рычали, лялякали, все равно проблема остается — ш, р, л Как с этим справиотся до школы, со скольки лет целесообразно направленно ставить звуки?

  5. Tatyana_Z

    svetiksvetlanka: Что то я не поняла.. .каким боком здесь логопед? ????картавость или не внятный разговор, но предлоги тут при чем? ??а почему бы еще в саду не начать с высшей математики тогда уж? ?пойдет в школу, начн…

    Это настолько интересное сообщение, что даже не знаю с чего начинать отвечать )))))

    Есть такое речевое заключение — общее недоразвитие речи. Его исправлением занимается логопед.

    Если ваш ребенок к 6-7 годам не в состоянии будет построить предложение — школа для детей с тяжелыми нарушениями речи ему в помощь.

  6. Tatyana_Z

    mamaDanilki: а как с помощью этих всех игр и занятий научить ребенка правильно именно некоторые звуки произносить. Все вышепредложенное мы выполняем правильно и с удовольствием, но как бы мы не шуршали, шумели,…

    с помощью речевых игр звуки ребенку, естественно, не поставишь)

    звуки ставятся на индивидуальном занятии, перед зеркалом, при помощи логопедическим зондов либо обычных ватных палочек (для того, что бы придать языку определенное положение во рту).

    С 4, 5 лет можно ставить звуки

    Точнее, ставить их можно и раньше, но чем старше ребенок, тем быстрее и легче проходит постановка.

  7. Tatyana_Z

    svetiksvetlanka: Что то я не поняла.. .каким боком здесь логопед? ????картавость или не внятный разговор, но предлоги тут при чем? ??а почему бы еще в саду не начать с высшей математики тогда уж? ?пойдет в школу, начн…

    Кстати, о высшей математике )))

    если для вас составить текст по серии картинок сродни математике, то да, не занимайтесь, предоставьте все специалистам))