Почему мы так говорим своим детям?

Как-то мой младший сын, первоклассник, вернулся из школы с круглыми глазами и со страхом сообщил, что какая-то тетя пригрозила забрать его в свой класс, если он будет носиться по коридору… Дальше были долгие объяснения и прояснения, что это всего лишь слова, что никто его не заберет никуда, но ребенок верил и боялся. Несколько дней после этого случая он отзванивался с словами: «Еще не забрала!». И я думала тогда, насколько мы, взрослые, наплевательски относимся к своим словам. Ведь та учительница наверняка и думать забыла о своих словах в тот же момент, как пошла дальше по коридору. А для ребенка стресс, который связался с началом школы…


><br /><sup>Фото с сайта www.hsmedia.ru</sup></p>
<p>Ребенок совершенно иначе относится к словам, нежели взрослый. Вспомним, с каким трудом человеку даются первые слова. Какой многоступенчатый процесс восприятия человеческой речи, запечатления, переработки, соотнесения звуков со словами проходит младенец, прежде чем начинает пользоваться речью. Неудивительно, что каждое слово у маленького ребенка на вес золота.</p>
<p>Речь активно развивается на протяжении всего дошкольного возраста. Ребенок сначала с трудом понимает иносказания, анекдоты, игру слов, сложные речевые обороты, рифмы и другое. Для дошкольника слова «имеют вес», а для годовалого ребенка одно слово кроет в себе целую мысль. Например, «мама» — это и еда, и запах, и теплые родные руки, и защита, и впечатления, и много чего еще. Дети верят в «магию» слова.</p>
<p>По большому счету, серьезное отношение к словам – это абсолютно правильный подход: <em>«В начале было Слово..»</em>. <em>«Слово лечит и калечит», «Молчание – золото, а речь – серебро»</em> и т.д. Это все про то, что слово – не просто произнесенные в атмосферу звуки. Слово несет в себе смыслы и отношения — то, что составляет основу человеческой жизни. Язык – дом души, ее выражение. Чтобы понять человека, с ним надо поговорить.</p>
<p style=><br /><sup>Фото с сайта www.happymama.ru</sup></p>
<p>Серьезное отношение к словам отбиваем у детей мы, взрослые. Мы давно уже позабыли, как это было у нас. Нам легко говорить, мы давно уже обожглись на своих и чужих словах и не придаем им значения. В какой-то момент жизни мы пришли к тому, что слова – ничто, главное – поступки.</p>
<p>Есть и еще факторы, которые влияют на словесную несдержанность взрослых в отношении детей:</p>
<ul>
<li>Незрелость ребенка провоцирует несерьезность взрослость (чего с ним разговаривать, ничего еще не поймет);</li>
<li>Бессилие в сложившейся ситуации (ребенок не соглашается слушаться, взрослый не знает, на что надавить, как заставить, и начинает прибегать к словесному шантажу);</li>
<li>Автоматизм поведения (так общались мои родители со мной, я просто иду по той же дороге);</li>
<li>Относительная безнаказанность словесного оскорбления (чего разводить дипломатию с ребенком, что он мне сделает?)</li>
</ul>
<p><!--AdFox START--><br />
<!--dsail-Minsk--><br />
<!--Площадка: Mamochki.by / Mamochki.by / Content Banner--><br />
<!--Категория: <не задана>--><br />
<!--Тип баннера: Content Banner 100%--></p>
<div id=

И когда мы не выполняем своих обещаний или угрожаем детям тем, чего никогда не выполним, мы неосознанно:

  • Учим детей такому же несерьезному отношению к словам. Чего потом удивляться, когда ребенок перестает отвечать за свои слова, не держать их, даже где-то обманывать?
  • Заражаем их страхами от несбыточных угроз.
  • Роняем свой авторитет в глазах у ребенка, что может сработать и в важный момент, но у ребенка уже выработается «иммунитет» против слов родителя, который мелет языком без толку.

><br /><sup>Фото с сайта www.hsmedia.ru</sup></p>
<p>Какие слова страшнее всего услышать ребенку? Слова отвержения – ты мне больше не сын; я тебя не люблю, раз ты так сделал; уходи из моего дома; ищи себе другую маму; видеть тебя больше не хочу и пр. Они пробивают эмоциональные защиты подавляющего большинства детей, особенно сказанные с интонацией враждебности.</p>
<p>Да, разговаривать с ребенком всегда надо на уровне его возраста и жизненного опыта. Не надо, как со взрослым. Надо, как с ребенком. Но «как с ребенком» ни в коем случае не означает неуважение или пустословие. Как раз с ребенком надо думать, что ему говоришь. Он внимателен к словам, лучше запоминает ваши слова, чем взрослый. Он может буквально зацепится за слова. Поэтому, давая любую информацию ребенку, надо подумать:</p>
<ul>
<li>Нужна ли ему эта информация? Для чего?</li>
<li>Не навредит ли ему она?</li>
<li>Что ему можно сказать, а что ему пока не надо говорить?</li>
</ul>
<p>Например, подробно знакомить ребенка 2-5 лет с опасностью контактов с незнакомцами не стоит. Потому что ребенок пока не в той жизненной ситуации, когда ему надо передвигаться одному. Эта информация может только напугать его и добавить недоверия к жизни в целом. А вот когда ребенок уже выходит на улицу один, начинает самостоятельно ходить в школу, предупредить его надо.</p>
<p>Возьмите на вооружение <strong>принцип КПД</strong> в отношении дошколят и младших школьников: <strong>к</strong>ратко, <strong>п</strong>росто, <strong>д</strong>оступно. С ребенком можно говорить о разных вещах (отношения полов, смерть, болезнь, нравственные вопросы), в том числе и сложных, взрослых, используя этот принцип. Чтобы снизить остроту темы, но не оставить ребенка самого искать ответы.</p>
<p>По мере взросления те же темы можно расширять, дополнять, говорить сложнее.<br />Помните, что лишняя, ненужная информация может создавать потребность, которой раньше не было. <br />Слово нематериально, но оно может, как исцелить, так и ранить, искалечить, убить. Будьте внимательны к словам, которые вы говорите своим детям.</p>
</p></div>
					</div><!-- .entry-content -->
		
		<footer class= Запись опубликована автором в рубрике Статьи.