Mamochki.by

Безопасность и культура общения детей в интернете

Мы уже не можем представить себя вне благ цивилизации, в основе которых лежат информационные технологии. Ученые даже придумали специальный термин для обозначения боязни остаться без своего гаджета – номофобия.

О том, как с самого детства привить нашим детям адекватное восприятие и разумное использование технических устройств, о культуре общения и безопасности на просторах интернета мы поговорим с Натальей, специалистом в сфере ИТ и психологии, а также мамой двух замечательных девочек.

– Сплошь и рядом наблюдаешь картинку, когда родители во время кормления ставят перед грудничками планшеты с мультиками, оправдывая это тем, что малыш плохо есть. Так ли это необходимо?

Озвучу не только свое мнение, сказав, что ограничивая «экранное» время, вы помогаете своим детям вести здоровый образ жизни.

Многочисленные исследования показали, что длительный просмотр видео (мультфильмы, фильмы или телепередачи) связан с избыточной массой тела и ожирением у детей. Уже с совсем раннего возраста вы формируете у ребенка поведенческий стереотип – еда только в сопровождении видеоинформации. Поскольку зрительный канал будет в данном случае доминировать, то вкусовые ощущения, как и ощущение сытости, останутся незамеченными.

Фото с сайта www.econet.ru

Чаще общайтесь с малышом! Не используйте гаджеты в качестве няни. До 2-х лет вообще не рекомендуется знакомить ребенка с ними, как и с телевизором.

– Наша жизнь насквозь пронизана информационными технологиями. Многие дети, еще не умея читать, писать, даже говорить, уже отлично справляются с гаджетами. Чему должен научить ребенка родитель, давая ему в руки планшет или телефон?

Алфавит, чтение, счет, иностранные языки, развитие логики, пространственного мышления, внимания, реакции – все это можно получить, пользуясь интересными программами на гаджетах, однако родителям важно уметь это фильтровать и дозировать. Обязательно наблюдайте за поведением ребенка. Пользоваться любым гаджетом ребенок должен в вашем присутствии и при вашем участии в процессе – т.е. контролируемо. Использование гаджетов в обучении должно быть дозированным. Мнения специалистов разнятся, а вот финальный вывод делать, конечно, родителям. Я бы рекомендовала не более 30-40 минут в день до двух лет, если вы занимаетесь с ребенком, используя планшет,  и не более часа-полутора до трех лет.

– Культура поведения и общения ребенка/ подростка в интернете во многом формируется (или не формируется), благодаря родителям.  Какие рекомендации Вы можете им (родителям) дать? Что допустимо и чего категорически нельзя делать в интернете? Какие опасности могут подстерегать ребенка в Сети? Известно ли вам о существовании образовательных проектов для детей/подростков в сфере безопасности в интернете?

– Культура поведения в интернете, как и любая другая культура поведения, должна транслироваться родителями своему ребенку с малых лет и в первую очередь личным примером. С поведением в интернете все еще сложнее, чем с поведением в обществе.
Надо объяснить ребенку на доступном ему языке, что такое интернет, про публичность информации, хорошо использовать понятные для детей образы. Например, рассказать, что, если он размещает свое фото вКонтакте, это равносильно тому, что он расклеивает его на всех столбах во всех городах и населенных пунктах мира. Кто-то просто пройдет мимо, а кто-то нарисует на фото, кто-то посмеется, кто-то будет обзываться. И ситуация в интернете еще более опасна тем, что все могут видеть насмешки и комментарии других. это касается и других данных – телефонов, адресов.
Кроме того вреда, который может прийти к вашему ребенку из интернета, его необходимо предупредить о том, что он сам должен вести себя в интернете достойно: не писать оскорбительные слова в адрес других, не мошенничать, не заниматься запрещенной деятельностью. В этом случае надо пояснить, что пресловутая «анонимность» (когда используются псевдо имена и вымышленные образы), не такая уж и анонимная. Есть масса способов вычислить, откуда (из какого города, места, дома, компьютера) приходит информация. Поэтому достаточно легко могут найти источник и привлечь к ответственности.
Тема поведения в Сети настолько обширная, что, пожалуй, правильнее всего отправить ребенка на занятия по безопасности поведения в Интернете.


Фото с сайта www.games.mail.ru

В некоторых странах существуют соглашения о поведении в интернете, которые ребенок знает и подписывает. 

И еще важный момент – это ваше родительское участие в жизни ребенка, ваше внимание к его настроению, заботам, к отношениям со сверстниками, ваши с ним доверительные отношения. Ребенок должен быть уверен, что независимо от своего поступка он сможет найти в вас опору, чтобы разобраться с ситуацией, даже если он что-то натворил. Вы должны помогать ему оставаться достойным человеком всегда,  учить вести себя в разных обстоятельствах, учить принимать ответственность.  Ведь гораздо важнее поддержать ребенка, когда он что-то натворил и от него и так все «отвернулись» или осуждают. К кому пойти в такой момент, если не к вам?! Кто научит, как разрешить сложную для него ситуацию? Если между вами нет доверия – он пойдет в интернет искать поддержку. Кто ее даст и какова она будет – мы не знаем.

 – Отдельно стоит отметить функцию «родительского контроля». Почему ее установка необходима? Нужно ли контролировать/ ограничивать доступ к компьютеру, играм?

– Думаю, это полезный инструмент, который поможет вам быть всегда в курсе, где проводит время ваш ребенок в ваше отсутствие, какую информацию ищет, сколько времени проводит в Сети.

– Рекомендации родителям о том, как надо общаться со школьником, какие вопросы необходимо задавать, чтобы быть в курсе его настроений, волнующих тем?


Фото с сайта www.dobrenok.com

  • С ребенком надо для начала ежедневно общаться. Не дежурной фразой: «Как дела в школе? Уроки сделал(а)?» На которую вы получите такой же дежурный ответ – «Нормально». Узнавайте, как зовут его одноклассников, спрашивайте о конкретных людях и отношениях. Например, кто в классе самый смешной? Кто больше всех хулиганит? Какой учитель нравится, что в нем такого особенного? Какой не нравится, почему. Поставили сегодня 4? – Что не получалось, почему, давай вместе попробуем разобраться.  Вместе посмотрите фильм, обсудите героев, кто и почему вызвал симпатию.  Тем для разговоров очень много – они такие же, что и для разговоров со взрослыми.
  • Не давайте оценок, просто слушайте, сопереживайте и поддерживайте. Учите не только прямыми наставлениями, а еще и косвенно – своим примером. Расскажите историю из своей школьной жизни, когда что-то не получалось сразу, но вы старались снова и снова, чтобы достичь результата. Хотите увлечь ребенка литературой, читайте ему, читайте сами, включайте хотя бы аудиокниги.  Если вы говорите: «Иди лучше книгу почитай, а не в компьютере сиди!», но при этом сами идете включать телевизор или берете в руки планшет… Не ждите, что ваш ребенок пойдет читать. Есть такое высказывание: «Хочешь воспитать ребенка, начни с себя».
  • Дайте ребенку понимание, что рядом с вами безопасно делиться любыми переживаниями или промахами. Что вы не накричите, не оставите одного с его «детскими» на ваш взгляд проблемами, что вам не всё равно, что вы будете с ним в любой ситуации, даже если он ошибся, и подскажите как разрешить проблему.
  • Не пытайтесь создать у него ваш идеальный образ, наоборот, покажите и расскажите, что у вас тоже не все сразу отлично получалось, что вы допускали ошибки, учились, исправляли. Расскажите, что вам тоже бывало стыдно до ужаса, но вы сумели не повторять таких промахов, потому что ваши ошибки вас многому научили.
  • Смейтесь и шутите, добавьте в отношения юмор, но не насмешки – не переходите тонкую грань хрупкой самооценки школьника. Хотите насмешить – пошутите над собой, побудьте смешным для своего ребенка.
  • Говорите своим детям, что вы их любите, не бойтесь – им это не надоест, если вы каждый раз говорите это искренне и вкладываете в слова настоящие эмоции.

© mamochki.by

Администрация сайта разрешает воспроизведение опубликованных на портале www.mamochki.by статей, правообладателем которых является. Воспроизведение разрешается при условии обязательного указания активной гиперссылки на первоисточник, сопровождаемой надписью «по информации «mamochki.by» или иной аналогичной надписью.

-->
-->