Если ребенка дразнят

Думаю, каждый хоть раз попадал под дразнилки. Согласитесь, приятного в этом мало. Даже для взрослого это неприятно, что уж тут говорить о ранимой детской психике. Кроме того, детям свойственно замечать малейшие отклонения от других, будь то смешная фамилия, необычное имя, чуть оттопыренные уши или неправильное произношение звуков. Все эти придирки и обзывания сказываются негативно на ребёнке. Понятно, что в этой ситуации родителям хочется защитить  ребёнка от нападок сверстников. Но что они могут сделать?

 

 width=
Фото с сайта forsal.pl

 

Когда ребёнка начинают дразнить, это проблема не только его. Но справиться он должен с ней только самостоятельно. Родители могут лишь подсказать пути решения. Их личное участие только усугубит положение. Просто давайте представим стандартную ситуацию. Ребёнка дразнят ребята во дворе. Тот пожаловался родителям, и они пришли разбираться с обидчиками. Да, те постоят, опустив взгляд в землю, пообещают так больше не делать. Но, как только взрослые уйдут, всё опять вернётся на своё место. Снова пойдут в ход дразнилки, только теперь к ребёнку пристанет ещё и клеймо «маменькиного сынка». Получается, и ситуация не разрешится, и обзывательства усилятся. Аналогичная ситуация будет, если привлечь для решения конфликта преподавателя/воспитателя. Да, когда он будет с детьми, всё будет хорошо. Но, как только дети останутся наедине, ситуация повторится, а ребёнок «завоюет» славу ябеды. Поэтому единственное, чем могут помочь родители – совет (рассказать как правильно себя вести, как реагировать на выпады ровесников).

Если вдруг ребёнок попал под «немилость» других и его постоянно донимают обзывательствами,  то можно подсказать один из нескольких методов «борьбы»:

1.    Полное игнорирование.

Главной целью «дразнилок» является не унижение, а желание вывести жертву на эмоции. Именно реакция на действия важна. Чем ярче всплеск эмоций на раздражающие действия, тем чаще будут провокации. Если же этой реакции задиры не увидят раз-другой, то процесс просто потеряет смысл. Ведь будут тратиться время и силы, а результата не последует. В итоге, рано или поздно, обидчикам просто надоест эта бессмысленная затея, и они оставят ребёнка в покое.

 

 width=
Фото с сайта peacefulplaygrounds.com

2.    Обратная реакция.

Разумеется, обидчики ждут негативных эмоций (злость, слёзы, ярость). Задеть, подколоть, обидеть – всё ради негатива. Однако если проявить эмоции, но противоположные тем, которых ожидают, то можно не только вогнать обзывающих в ступор, но и отбить охоту дразниться и обзываться. Конечно, когда тебя задевают, то очень сложно оставаться дружелюбным и радостным. Да и немного сложно ребёнку перевести всё в шутку. Но как-то это сделать нужно. Во-первых, такая реакция собьёт обидчиков с толку, а во-вторых, доставлять приятные эмоции не входит в их планы.

3.    Разговор.

Чтобы ребёнок адекватно воспринимал «дразнилки», ему нужно изначально рассказать о причинах их возникновения. И дело здесь не в том, что ребёнок чем-то отличается от других, а в личности самих неприятелей. Как минимум, они плохо воспитаны (ибо культурный человек никогда не станет заниматься такими вещами). Уверенности в себе им тоже не хватает, раз они самоутверждаются таким образом. Что же до причин, то это обычно зависть (успехи в учёбе, внимание противоположного пола). И вот это всё и должны родители объяснить своему чаду. Чтобы в следующий раз он мог правильно оценить ситуацию и не воспринимать всё на свой счёт.

 

 width=
Фото с сайта bullying.about.com

 

4.    Придать уверенность.

Кроме вышеупомянутого разговора, нужно убедить ребёнка и в том, что все «дразнилки» в его адрес безосновательны. Так, если его обзывают за его имя, то стоит рассказать о значении, истории, великих людях с таким же именем. Если под «немилость» попала фамилия, то можно рассказать про ваше генеалогическое дерево, про ваших предков. И в первом, и во втором случае ребёнок должен понять, что ни смешного, ни позорного здесь нет. Ну а если причина в какой-то физиологической особенности, то здесь нужна работа над исправлением. Как вариант, можно её спрятать (при заикании говорить медленней, лопоухость прикрыть длинной причёской). В любом случае, ребёнок должен понять, что он ничем не отличается от своих сверстников.

Конечно, когда у ребёнка возникают неприятности, это всегда стресс и для него, и для родителей. Особенно когда исход ситуации практически полностью зависит от самого ребёнка. И в случае с «дразнилками» аналогично. Поддержите его, подскажите правильную модель поведения. Дайте ему почувствовать, что всё, о чём ему говорят, лишь выдумка, которую не нужно применять к себе.