Если ваш ребенок постоянно ходит за вами по пятам с вопросами «а как?», «а почему?», «а зачем?», это и прекрасно, и утомительно одновременно. Самым ленивым из нас даже приходится с трёх лет учить ребенка читать, чтобы переадресовать все эти вопросы Яндексу. Но Яндекс даже в самой далекой перспективе не заменит папу, а тем более маму. Поэтому на некоторые вопросы лучше отвечать все же лично.
Мне с ребенком повезло, в том плане, что я никогда не слышал постоянного нудения «Папа! Папа! Папа!». Это вполне может быть склад характера, а может быть, на неё повлиял один давний случай, когда Маргарите не было и года. У нас тогда получилась игра, которая называлась «кто кого». По условиям игры Марго сначала спокойно играла, потом ей это дело надоело, она встала в кроватке и сначала несмело, но со знанием дела, стала привлекать к себе внимание. Со знанием дела потому, что Маргарита уже сумела обучить и выдрессировать маму. И мама прибегала по такому зову по делу и без. Я, понятно, тоже прибежал. Произвел технический осмотр, в порядке ли подгузник, ничего ли нигде не прищемлено, не забралась ли в кровать к Маргарите лошадь, у нас тут недалеко пасутся лошади. Нет, всё было в полном порядке. Дочь была сыта и напоена, просто ей нужно было внимание. Даже не так – она требовала внимания.
Я не против и внимания, но так, чтобы не целый день. Тем более, что я остался в этот день за няньку и готовил ей на кухне картошку, морковку, тыкву, что там ещё готовят, не помню. Был поглощен процессом – тут не переварить, там почистить, здесь натереть, а вот тут вот наляпал и влетит, если не убрать. В общем, после того, как я убедился, что дочь просто требует внимания, я сказал ей приблизительно так: «Маргарита. Мы с тобой и почитаем, и поиграем. Соберем мозаику и сочиним сказку про твои мягкие игрушки. Мы сделаем всё, что ты там ещё захочешь, обязательно всё сделаем, но только не сейчас. Позже».

Фото с сайта mamenazametku.ru
Маргарита похлопала глазами в ответ и ненадолго умолкла. Я вернулся на кухню. И тут началась, собственно, сама игра. Ребенок страдал. Ребенок был в отчаянии и печали. Ребенок был всеми брошен и позабыт. Всё это ребенок давал понять трубными призывами из своей комнаты. Время от времени я выходил, махал ей из кухонного проема рукой, говорил, что все в порядке, всё нормально, я здесь. Дочь не внимала мне нисколько, дочь раскачивалась и скандалила, скандалила и раскачивалась. Периодически я подходил с тем же техническим осмотром. Предлагал попить или поесть. Был презренно отвержен, долго потом ползал по полу в поисках отверженной бутылочки. Возвращался на кухню, одевал передничек в цветочках, готовил.
Тогда мне казалось, что эта наша игра в «кто кого» длится целую вечность. В конце концов, я не садист и не изувер, мне было несколько больно от происходившего. Но я терпел и тогда я всё же выиграл. Через минут 15 ребенок, который понял, что что-то сломалось, и мир больше не работает по закону «поорал – получил, что хотел», залез обратно в кровать и стал снова заниматься игрушками. Как будто ничего и не было. Я же на кухне – тоже уже в тишине и спокойствии – приготовил то, что совершенно необходимо было приготовить.
Какой-то профессор сказал: «Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас». Грань, которая отделяет холодность и отчужденность от детского произвола, когда ребенок валится на пол и орет, а мамы и папы делают то, что он захочет, зыбка, но она есть. Как мне представляется, ребенок очень тонко чувствует, если можно садиться на шею родителям и позволять себе в этом мире решительно всё.
Я почти никогда не откажу ребенку, если вижу, что без моей помощи она в чем-то не управится. И всегда отвечу на её вопросы, если знаю ответ.
Да, мне повезло, что мой ребенок не пристает ко мне без дела – она сначала пару раз подумает, может ли справиться сама. Или подумает – может ли сама найти ответ на свой вопрос. Но это «повезло», как мне кажется, воспитывалось в ней с того самого дня, когда она стояла, раскачиваясь, в своей детской кроватке и орала благим матом. Где-то там, глубоко внутри, у неё отложилось, что окружающий мир так не работает: «поорал – получи положительный результат».

Фото с сайта gomamablog.com
Американцы в Англии видели повсюду знаменитый ровный и аккуратный английский газон и, прицокивая языками, заинтересовались – а как можно этого добиться? Ничего сложного – ответили англичане. Нужно только вовремя поливать и подстригать. Подстригать и поливать. Американцы сказали, что да. Ноу проблем, ничего сложного.
… и так сто лет – добавили англичане.
Детей тоже не выучишь самостоятельности одномоментно. Не получится в день десятого рождения сказать ребенку: «Ребенок. Всё. Сегодня ты стал взрослый! И отныне будешь теперь самостоятельным». Можно даже притопнуть ногой для убедительности. Самостоятельным «вмиг» он не сделается все равно.
Начав учить ребенка самостоятельности во всех окружающих его областях жизни с лет трёх, мы можем быть уверены – наш ребенок справится со всем. Сможет сориентироваться в любой ситуации, от заправки кровати и выбора одежды по погоде до расходов своих финансов и умения планировать время. Жизнь вещь непредсказуемая – и даже без какой-либо трагичной ситуации ребенок может остаться один. В «пионерлагере», в санатории либо во дворе в не самой хорошей компании, пусть ребенок самостоятельно сможет определить, как поступать правильно. А как нет.