Интервью с педагогом-учителем, сотрудницей детского развивающего центра и сотрудником детской библиотеки по вопросам обучения чтению.
Вспоминая свой опыт, мама Ольга не годовала. В саду с малышами чтением никто не занимался. Пятилетнего сына Ольге пришлось обучать самой, ведь негласное требование при приёме в школу: ребёнок должен знать буквы, уметь читать и считать. Не имея педагогических навыков, пришлось столкнуться со многими проблемами.
У мамы Даши была иная ситуация. Ребёнок занимался в логопедической группе, где подготовке к школе уделялось значительно большее внимание. И маме легче и, что немаловажно, ребёнком занимались специалисты. А это всё же лучше, чем самообучение.
Важным моментом является и то, зачем мама спешит обучить кроху. Потому что у ребёнка есть реальный, неподдельный интерес книге или просто, чтобы «не отставать » от других родителей, не оглядываясь на индивидуальные особенности своего малыша.
В вопросах, волнующих мам дошколят, помогут разобраться специалисты в своих областях Анкудович Александра Сергеевна, учитель-дефектолог, центр детского развития «Учись-Играй» и Петрашкевич Марина Геннадьевна, библиотекарь 1 категории детской библиотеки № 8 г. Минска, «Лучший библиотекарь года 2013» по итогам конкурса «Минский мастер».
– Александра, какой на Ваш взгляд, возраст оптимальный для начала занятий?
– Каждый ребенок индивидуален, поэтому нельзя ответить на вопрос «когда?» однозначно. Есть детки, с которыми можно начинать изучать алфавит, показывать им буковки уже в 2 года и им это будет интересно, они будут легко их запоминать. А есть и те, с которыми и в 4 года рано будет начинать учить буквы. Однако, сейчас почти все дети, которые идут в школу, уже знают алфавит, и многие умеют читать по слогам.
– Есть ли признаки, по которым родители могут понять, что ребёнок готов и заинтересован в обучении?
– Если ребенок постоянно просит прочитать что там написано, очень любит когда вы ему читаете сказки, то ваш ребенок с радостью будет учиться читать. Но даже если он не проявляет такого интереса, попробуйте ему показать буквы, познакомить с ними, может ему понравится.
– Что лучше: начинать самим обучение или отдать предпочтение специалистам?
– Всегда стоит попробовать научить ребенка читать самим, но если вы не знаете с какой стороны подойти, или ребенок не хочет заниматься с мамой, то тогда, стоит обратиться к педагогам.
– С какими проблемами могут столкнуться родители?
– Если говорить об общих проблемах, то это, во-первых, зависимость детей от компьютера. В таком случае проблему, можно повернуть в полезное русло. Есть множество игр, которые обучат детей чтению, но все же не стоит сводить все только к компьютерным играм, надо постепенно включать в занятия буквари и другие книги. Вторая проблема, дети не хотят заниматься с мамой. В процессе обучения можно столкнуться с тем, что ребенок плохо запоминает буквы, постоянно путает некоторые из них, не может сливать буквы в слоги, тогда обязательно обращайтесь к профессионалам. Если данные проблемы устойчивые, ребенок постоянно ошибается, не следует на него злиться, он это делает не специально.
– Ваш совет для начала успешного обучения.
– Для того, чтобы ребенок полюбил чтение, вы сами должны считать это занятие очень увлекательным. Если малыш с ранних лет будет видеть постоянно читающих маму и папу, то и ему захочется читать. Так же не стоит забывать про чтение ребенку сказок, детских рассказов, стихов, что б он знал о том, какой удивительный мир прячется на страницах книг. Занимаясь с ребенком-дошкольником, не забывайте, что весь мир он познает, через игру, так же и с буквами стоит знакомить его в игре. Ни в коем случае нельзя малышей через силу заставлять читать и узнавать что-то новое, т.к. на всю жизнь он запомнит чтение как что-то неприятное и неинтересное. Зная интересы своего крохи, вы всегда можете через них познакомить ребенка с буквами (почему бы не склеить букву А из бумаги, грузовик может в кузове привезти слоги, а построив домик мы сможем прочитать слово).
– Марина Геннадьевна, расскажите как обстоят дела с ассортиментом книг в библиотеке? Обращаются ли родители за пособиями для дошколят?
– Выбор книг огромный как для обучения чтению, так и для чтения взрослыми детям с самого раннего возраста. Помимо книг широкоизвестных и любимых детских советских писателей, большой выбор книг современных авторов как белорусских, так российских и зарубежных. Даже самый привередливый маленький читатель найдет у нас книгу себе по душе.
– Какие бы книги вы посоветовали для начала обучения чтению, из имеющихся в библиотеке.
– В нашей библиотеке огромной популярностью пользуются книги, где слова поделены на слоги и поставлены ударения. Книг таких много, тематика их разнообразна — народные и авторские сказки, рассказы, стишки, песенки. Какая это будет книга по содержанию не столь важно, главное большие буквы и яркие картинки, которые вызовут у ребёнка интерес. Если у родителей это первый опыт обучения ребёнка чтению, лучше взять книгу, которая, помимо произведения для ребёнка, содержит рекомендации для родителей. Есть книги с развивающими заданиями для детей. Например, что-то посчитать, найти на картинке и т.д.
Издательства делают всё, чтобы их книги чем-то выделялись. Поэтому сейчас книги для детей имеют самые разные формы — теремка, избушки, на книжных страничках помещены раскраски, или места, куда малыши могут клеить наклейки, прилагающие к книге. Всё это привлекает внимание детей к книге.
Ирина Рыбакова