До свиданья, детский сад. Все ребята говорят?

Как же быстро летит время! Мы, выпускники советских детских садов, на всю жизнь запомнили припев нехитрой песенки, которую пели на выпускном в детском саду. «До свиданья, детский сад! Все ребята говорят… Никогда мы не забудем наш любимый детский сад»…

Наши дети поют другие песни. Порой такие, что хочется задать вопрос музыкальному работнику, когда, кто и в каком состоянии сочинял эти шедевры. Да и мы совсем другие, не такие, как наши родители. Времена изменились, изменились люди, изменились законы…

В нашем советском детстве все было просто. Исполнилось ребенку семь лет –  будь добр, отправляйся в школу. Хотят родители отправить ребенка в шесть лет – пожалуйста. Только в подготовительный класс. В котором после занятий обязателен тихий час…

В нынешнее время все иначе. Зачастую мы по старинке доверяем мнению, требованиям, рекомендациям специалистов. К сожалению, порой эти рекомендации идут не только вразрез с нашими внутренними убеждениями, но и со здравым смыслом, а порой и с законом.

Признайтесь, как устоять, когда два педагога в один голос твердят, что ваш ребенок готов к школе? И не только готов, а просто обязан покинуть детский сад. При этом педагоги взывают к голосу разума, совести и чувству ответственности за тех неизвестных, и, возможно, несуществующих десятков детей, претендующих занять место вашего ребенка… А сады переполнены… А в школу надо поторопиться подать документы, так как попадете в 55 первый класс в районе-новостройке, и не хватит вам нормального учителя.

Сомневаетесь, потому что ваш ребенок часто болеет? И это не беда! Впереди лето, оздоровите ребенка, и с новыми силами отправляйте отпрыска грызть гранит науки.

Не уверены, так как ваш ребенок мал ростом, маловесен, и вообще, физически слаб? Ничего! Будет сидеть на первой парте, и уроков в первом классе не задают, ранец таскать не надо. А там и подрастет, окрепнет. Вот только первых парт в классе всего три, и разместить на них получается всего лишь шесть детей. А деток, как ваш, маленьких, слабеньких и таких беззащитных на заре получения общего образования, к сожалению, гораздо больше…


Фото с сайта inmsk.ru

Но вы непоколебимы. Вы твердо решаете, что ваш ребенок должен еще на один год остаться в детском саду. Вы аргументируете до бесконечности, но вас и слышать не хотят. Печально, но детские сады в некоторых районах критически переполнены. И очереди фактически существуют, хоть официальная информация говорит об обратном. 

И не исключено, что конкретно ваш ребенок уже «набил оскомину» педагогам, потому что его «слишком много». Либо, наоборот, он требует повышенного к себе внимания, потому что не так быстро, как остальные дети, справляется с заданиями на занятиях в старшей группе. К нему нужен индивидуальный подход. И он такой в группе не один. 

Как быть?

Пойти по пути наименьшего сопротивления, наступив на горло своей убежденности о неготовности ребенка к школе, и все же покинуть стены детского дошкольного учреждения? А после сто раз корить себя за мягкотелость, решая новые и новые проблемы…

Либо пойти по классическому пути, преодолевая вертикаль педагог — заведующий ДДУ- управление образования — комитет по образованию? Вполне адекватный вариант.

Вот только необходимо вооружиться некоторыми знаниями, которые, безусловно, помогут решить возникший спор в нужном для вас ключе.

На что ссылаться? 

В данной ситуации, кроме личного мнения — безусловно, на Закон. 

В частности, на Кодекс Республики Беларусь «Об образовании».

Настоящим Кодексом регулируются общественные отношения в сфере образования, включающие: общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения); общественные отношения, связанные с образовательными отношениями, целью которых является создание условий для реализации права граждан на образование.

Иными словами, все вопросы, касающиеся получения образования, находят свое отражение в названном документе.


Фото с сайта sch60.ru

Согласно ст. 11 названного кодекса, система образования включает в себя систему дошкольного образования, систему общего среднего образования, систему профессионально-технического образования, систему среднего специального образования, систему высшего образования, систему послевузовского образования, систему дополнительного образования детей и молодежи, систему дополнительного образования взрослых, систему специального образования.

Из этого же документа мы узнаем, что дошкольное образование – уровень основного образования, направленный на разностороннее развитие личности ребенка раннего и дошкольного возраста в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. 

Ранний возраст – начальный этап физического, психического и социального развития личности ребенка от двух месяцев до трех лет.
Дошкольный возраст – этап физического, психического и социального развития личности ребенка от трех лет до приема его в учреждение образования для получения общего среднего или специального образования.

Обратите внимание. Цифрой обозначено лишь начало дошкольного возраста. Когда же он заканчивается?

Читаем далее. А вот, наконец, и то, что нам необходимо знать. И не только нам. Статья 144 Кодекса Об образовании Республики Беларусь гласит: срок получения дошкольного образования определяется законными представителями воспитанников. При этом срок освоения содержания образовательной программы дошкольного образования составляет до пяти лет десяти месяцев и может быть увеличен на один год по медицинским показаниям или по усмотрению законных представителей воспитанников.


Фото с сайта vk.com

Вот, кто призван расставлять все точки над i! Законный представитель несовершеннолетнего ребенка. Именно он вправе без указания мотивов принять решение о продлении срока освоения программы дошкольного образования на один год.

Таким образом, несмотря на общеизвестные тезисы, что в I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет; по желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года, законный представитель – родитель, опекун, попечитель, вправе решать, идет ребенок в школу в шесть лет либо остается еще на год в детском саду.

Куда обращаться?

Соответственно, ЧТО говорить, мы разобрались. Осталось разобраться, КАК и КОМУ при наличии спора необходимо донести названную информацию.

И если ваши доводы никто и слышать не хочет, а педагоги и администрация становятся все настойчивее в своем желании не увидеть вашего ребенка в стенах их гостеприимного детского дошкольного учреждения с 1 сентября текущего года (а, если повезет, то и раньше), нам на помощь приходит Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Согласно ст.3 названного Закона, граждане Республики Беларусь имеют право на обращение в организации путем подачи письменных, электронных или устных обращений.


Фото с сайта www.popsugar.com

Статья 7 указывает, что заявители имеют право:

— подавать обращения, излагать доводы должностному лицу, проводящему личный прием;

— знакомиться с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, если это не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в материалах не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;

— представлять дополнительные документы и (или) сведения либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме, в случае, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в них не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну;

— отозвать свое обращение до рассмотрения его по существу;

— получать ответы (уведомления) на обращения;

— обжаловать в установленном порядке ответы на обращения и решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу;

— осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства.

Из этого же закона нам становится известно, что обращения, поданные в порядке, установленном настоящим Законом, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается.

Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если рассмотрены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы. 

Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами.

Вот теперь с уверенностью можно утверждать, что мы готовы встать на защиту интересов своих детей. Если же нас не устроит ответ, полученный на наше обращение, мы вправе его обжаловать. Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию. Информация о наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящих организаций размещается в организациях в общедоступных местах (на информационных стендах, табло и (или) иным способом).


Фото с сайта eka-prazdnik.ru

Остается надеяться, что на нашем пути будут встречаться лишь чуткие педагоги, любящие свою работу и уважающие родителей деток, с которыми они проводят даже больше времени, чем со своими. Что наши детки будут с радостью первого сентября стоять на школьной линейке, а мы, стоя в сторонке, и глядя на неожиданно повзрослевших деток, тайком смахивать слезу радости, гордости и умиления за своего ребенка. И что наши детки через много лет будут со светлой грустью вспоминать слова песенки, которую они дружными, тоненькими голосками пели на выпускном утреннике в детском саду:

«Ожидают нас тетрадки, 
Буквари, карандаши. 
Ну, а в куклы и лошадки – 
Пусть играют малыши.

До свиданья, детский сад! 
— Все ребята говорят, — 
Никогда мы не забудем 
Наш любимый детский сад!»