Философия Никитиных

Кто такие Никитины 

 

Супруги Никитины – учителя и педагоги не только по образованию, но и по призванию.  По собственной методике вырастили семеро детей и двадцать четыре внука. Никитины – авторы многих статей и книг о своём опыте воспитания. Их система воспитания настолько уникальна, что интерес к ней с каждым годом только растёт. Кроме стран бывшего Советского союза, известны в Германии, Японии и других государствах. В Японии при приёме на работу соискателем придётся пройти одну из игр Никитиных «Сложи квадрат». Хотя с игрой может справиться и пятилетний малыш.

 

Некоторые специалисты считают, что именно их деятельность и разработки в области воспитания детей заложила основы «сознательного родительства».

 

Методика Никитиных

 

В  своё время советы Никитиных по воспитанию детей казались дикими: кормить грудью по требованию малыша (а не по часам, как советовали медики), отказаться от пеленания, т.к. это сковывает малыша. Своим детям первый прикорм они  вводили только после появления первого зубика и дети до года спали с мамой. Эти тезисы сейчас кажутся абсолютно естественными и нормальными, а в советское время, их считали не нужными или даже вредными для детей.  По примеру африканских женщин Никитины советовали быть неразлучными с детьми до полутора-двух лет. Коляски и манежи точно тюрьма для юного исследователя, их быть не должно.

 

Дети Никитиных отличались крепких здоровьем и отличным умственным и физическим развитием. К трем-четырем годам малыши пробовали читать и осваивать азы счёта, с интересом играли в логические игры придуманные отцом. 

 

Помимо этого Никитины активно занимались закаливанием детей, благодаря чему дети реже болели простудой и легче переносили инфекционные заболевания. Хотя со слов дочери Никитиных Анны  – ребенок с крепким иммунитетом – не тот, который вовсе не болеет, а тот, который переносит любую болезнь легко и сам с ней справляется. Причем, «легко» – не всегда «незаметно». Порой, наоборот:  например, высокая температура – часто признак сильного иммунитета.

 

Главной ошибкой родителей в воспитании детей, по мнению Никитиных, является сверхзабота и сверхопека, т.е. когда у ребёнка не остается времени на самостоятельную деятельность. Вторая ошибка, когда всё общение с ребёнком сводиться только к тому, чтобы накормить, напоить и уложить спать малыша. 

 

Подготовка к жизни и развитие творческих способностей подрастающего поколения являются основными ориентирами по системе  воспитания Никитиных.

 

Основные принципы:

 

Свобода творчества. Никаких «принудительных» занятий. Дети занимаются когда хотят и сколько хотят, чередуя спорт с другими видами деятельности.

 

Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: наравне с домашней утварью и мебелью малыша должны окружать спортивные снаряды и приспособления.

 

Родительское неравнодушие к успехам малышей, интерес к тому,  насколько хорошо у них получается новая деятельность. Обязательное участие родителей  в играх и соревнованиях детей, в самой жизни малышей.

 

Основной целью родительства является создание условий для развития детей на основе их чувств и желаний. Главная задача родителей не препятствовать  развитию, а помогать ему,  не подавляя детских стремлений. Как только малыш начинал говорить, родители старались окружить его сопутствующими играми: кубиками с буквами, цифрами, азбукой и т.д. 

 

Всё что находиться вокруг малыша, должно пробуждать в нём любопытство. Не  нужно делать за малыша то, с чем он может справиться самостоятельно, и не решать за него справиться ли он с новой задачей или нет.

 

Игры Никитиных

 

Никитины начинали заниматься с малышами приблизительно с шести-семи месяцев. В таком нежном возрасте дети играли в кубики с буквами, а в три года они уже учились читать. В пять лет происходило знакомство с географией и историей. Чем больше пособий для игр получит ребёнок в раннем возрасте, тем интенсивнее он будет развиваться. Игры должны быть интересными, познавательными, развивать логику и образное мышление. В комнате малыша должно быть много информационных плакатов (с буквами, цифрами, картами и т.д.). Всё что окружает ребёнка, должно способствовать его развитию. Родители должны принимать активное участие в играх и занятиях детей.

 

В раннем возрасте способности малыша максимальные, он впитывает всё как губка, и чем старше становиться тем меньше у него шансов изучить что-то новое.

 

Игры и пособия Никитин придумывал сам. Они были направлены на то, чтобы передавать информацию по разным каналам. Занятия Никитиных имеют несколько алгоритмов решений, единого варианта нет. 

 

Суть игры «Сложи квадрат»:

 

Основой игры являются вот такие разноцветные квадраты, разрезанные по нарисованным линиям:

 

></p>
<p style=></p>
<p> </p>
<p>Все квадраты и элементы должны быть пронумерованы. Задача малыша из этих 85 разноцветных кусочков сложить 24 квадрата.</p>
<p> </p>
<p>Ребёнок, во-первых, должен рассортировать кусочки по цветам и разложить их на стопочки в порядке номеров. Таким образом малыш запомнит цвета. Квадраты разрезаны на разное количество элементов, уровень сложности  игры постепенно возрастает.</p>
<p> </p>
<p><a href=Подробнее об игре 

 

Другие игры Никитиных:

 

СЛОЖИ УЗОР 

УНИКУБ 

КУБИКИ ДЛЯ ВСЕХ 

КИРПИЧИКИ  

ДРОБИ 

СЛОЖИ КВАДРАТ  

РАМКИ МОНТЕССОРИ

ВНИМАНИЕ 

ТАБЛИЦА СОТНИ

ТАБЛИЦА ПИФАГОРА 

ЧАСЫ 

ТЕРМОМЕТР 

ТОЧЕЧКИ

УЗЕЛКИ 

 

Ирина Рыбакова