Кто такие Никитины
Супруги Никитины – учителя и педагоги не только по образованию, но и по призванию. По собственной методике вырастили семеро детей и двадцать четыре внука. Никитины – авторы многих статей и книг о своём опыте воспитания. Их система воспитания настолько уникальна, что интерес к ней с каждым годом только растёт. Кроме стран бывшего Советского союза, известны в Германии, Японии и других государствах. В Японии при приёме на работу соискателем придётся пройти одну из игр Никитиных «Сложи квадрат». Хотя с игрой может справиться и пятилетний малыш.
Некоторые специалисты считают, что именно их деятельность и разработки в области воспитания детей заложила основы «сознательного родительства».
Методика Никитиных
В своё время советы Никитиных по воспитанию детей казались дикими: кормить грудью по требованию малыша (а не по часам, как советовали медики), отказаться от пеленания, т.к. это сковывает малыша. Своим детям первый прикорм они вводили только после появления первого зубика и дети до года спали с мамой. Эти тезисы сейчас кажутся абсолютно естественными и нормальными, а в советское время, их считали не нужными или даже вредными для детей. По примеру африканских женщин Никитины советовали быть неразлучными с детьми до полутора-двух лет. Коляски и манежи точно тюрьма для юного исследователя, их быть не должно.
Дети Никитиных отличались крепких здоровьем и отличным умственным и физическим развитием. К трем-четырем годам малыши пробовали читать и осваивать азы счёта, с интересом играли в логические игры придуманные отцом.
Помимо этого Никитины активно занимались закаливанием детей, благодаря чему дети реже болели простудой и легче переносили инфекционные заболевания. Хотя со слов дочери Никитиных Анны – ребенок с крепким иммунитетом – не тот, который вовсе не болеет, а тот, который переносит любую болезнь легко и сам с ней справляется. Причем, «легко» – не всегда «незаметно». Порой, наоборот: например, высокая температура – часто признак сильного иммунитета.
Главной ошибкой родителей в воспитании детей, по мнению Никитиных, является сверхзабота и сверхопека, т.е. когда у ребёнка не остается времени на самостоятельную деятельность. Вторая ошибка, когда всё общение с ребёнком сводиться только к тому, чтобы накормить, напоить и уложить спать малыша.
Подготовка к жизни и развитие творческих способностей подрастающего поколения являются основными ориентирами по системе воспитания Никитиных.
Основные принципы:
Свобода творчества. Никаких «принудительных» занятий. Дети занимаются когда хотят и сколько хотят, чередуя спорт с другими видами деятельности.
Легкая одежда и спортивная обстановка в доме: наравне с домашней утварью и мебелью малыша должны окружать спортивные снаряды и приспособления.
Родительское неравнодушие к успехам малышей, интерес к тому, насколько хорошо у них получается новая деятельность. Обязательное участие родителей в играх и соревнованиях детей, в самой жизни малышей.
Основной целью родительства является создание условий для развития детей на основе их чувств и желаний. Главная задача родителей не препятствовать развитию, а помогать ему, не подавляя детских стремлений. Как только малыш начинал говорить, родители старались окружить его сопутствующими играми: кубиками с буквами, цифрами, азбукой и т.д.
Всё что находиться вокруг малыша, должно пробуждать в нём любопытство. Не нужно делать за малыша то, с чем он может справиться самостоятельно, и не решать за него справиться ли он с новой задачей или нет.
Игры Никитиных
Никитины начинали заниматься с малышами приблизительно с шести-семи месяцев. В таком нежном возрасте дети играли в кубики с буквами, а в три года они уже учились читать. В пять лет происходило знакомство с географией и историей. Чем больше пособий для игр получит ребёнок в раннем возрасте, тем интенсивнее он будет развиваться. Игры должны быть интересными, познавательными, развивать логику и образное мышление. В комнате малыша должно быть много информационных плакатов (с буквами, цифрами, картами и т.д.). Всё что окружает ребёнка, должно способствовать его развитию. Родители должны принимать активное участие в играх и занятиях детей.
В раннем возрасте способности малыша максимальные, он впитывает всё как губка, и чем старше становиться тем меньше у него шансов изучить что-то новое.
Игры и пособия Никитин придумывал сам. Они были направлены на то, чтобы передавать информацию по разным каналам. Занятия Никитиных имеют несколько алгоритмов решений, единого варианта нет.
Суть игры «Сложи квадрат»:
Основой игры являются вот такие разноцветные квадраты, разрезанные по нарисованным линиям:

Подробнее об игре
Другие игры Никитиных:
Ирина Рыбакова