«Иногда говорят, что мы наживаемся на учениках, но это не так». Репетитор о своей работе

Дмитрий Зайцев несколько лет преподавал в  университете, а потом уволился и открыл ИП, чтобы заниматься только репетиторством. В 2019 году он стал одним из 12 человек, которые написали ЦТ по истории Беларуси на 100 баллов. Мы спросили у репетитора, может ли школьник самостоятельно подготовиться к ЦТ, чем преподавание в школе и университете отличается от репетиторства и высока ли конкуренция в этой сфере. 
 

«Наука и преподавание в Беларуси — это хобби для богатых»

Еще в школе Дмитрий понял, что его интересуют политическая история и политология. Окончил истфак БГУ с красным дипломом, магистратуру, а затем — аспирантуру на кафедре политологии БГЭУ и юридическую магистратуру в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. 

Во время аспирантуры Дмитрий начал преподавать в вузе, где отработал распределение. До этого уже был опыт работы в минских гимназии и школе. Само по себе преподавание очень нравилось, но из-за финансового положения пришлось уйти, признается собеседник. 

— В Беларуси можно заниматься подобной деятельностью, только заранее обеспечив себе финансовую свободу. Наука и преподавание — это хобби для богатых. Кроме того, расписание может меняться в зависимости от графика факультетов. В один день пар вообще может не быть, а в остальные —  несколько в разные смены. Преподавать — это отлично, работать в госучреждении с таким графиком и такой оплатой труда — скорее нет.

Чем преподавание в школе и университете отличается от репетиторства? 

Методика обучения у учителя в школе и репетитора одинаковая, говорит Дмитрий Зайцев. Так называемые «авторские методики» он называет рекламным ходом. Работу репетитора скорее отличает необходимость гарантировать результат и быстро адаптироваться к вызовам времени.

— В школе или университете преподаватель дает ученику шанс получить знания, если им не воспользовался, то это его проблема. Репетиторы обязаны  гарантировать результат. Для этого мы должны следить за изменениями в программе и учебниках, контролировать успеваемость каждого ученика, вести на них досье со всеми недочетами, чтобы к концу года исправить. То есть уровень ответственности репетитора намного выше, у него больше объемы работы. 

Школьный курс истории — это шесть лет обучения, а подготовка к ЦТ длится, как правило, всего один год. То есть за одну пару репетитор должен объяснить материал 4-5 параграфов, проверить домашнее задание и пройти тестовую практику, объясняет Дмитрий. Интенсивность работы резко возрастает. 

Мнение об учителях в белорусских школах у репетитора категоричное: некоторые педагоги профнепригодны. Например, те, кто от плохого настроения срывается на своих учеников. 

— Вообще одна из главных проблем наших школ — низкая мотивация педагогов. Для них практически нет разницы, какие баллы будут у их учеников на ЦТ. Однако есть и те, кто научился совмещать преподавание в школе с репетиторством, что позволяет зарабатывать. Это лучшие кадры, которые есть в белорусских школах, — убежден репетитор. 

О достижениях учеников и собственных результатах

Начиная с 2011 года, у Дмитрия прошли прошли подготовку к ЦТ более 250 учеников (без учеников этого года). Сложно, когда приходят изучать историю будущие дизайнеры, лингвисты, которые далеки от предмета. Многие начинают практически “нулевыми”. Вывести их на 75-80 баллов — большое достижение, говорит Дмитрий. Есть дети, которые сдавали ЦТ с  результатом 90 и выше. 

Педагог сам несколько раз проходил тестирование и считает этот опыт крайне ценным. 

— Профессиональный репетитор должен понимать, какое тестирование в реальности. Во время работы в БГЭУ мне приходилось избегать лишнего внимания, поэтому делал по одной ошибке в тестах. В прошлом году я сдал ЦТ по истории Беларуси на 100 баллов. Еще год назад получил высший балл по обществоведению. Тест по истории Беларуси 2019 года показался абитуриентам сложнее прошлогоднего за счет заданий на логику, а не на заучивание мелких деталей курса. Считаю это достоинством новых тестов.

— Может ли школьник самостоятельно подготовиться к тестированию?

— Может. Все зависит от мотивации ученика, изначальных способностей и предрасположенности к предмету. Не хочу критиковать школьных учителей, но у детей остается только 5-10 % от материала, пройденного за прошлые годы. То есть за редким исключением уровень знаний запущенный.

— А если заниматься с репетитором ребенка заставляют родители?

— Можно. Если правильно вести занятия, то со временем ученик заинтересуется. 

— Как найти хорошего репетитора?

— Самый надежный способ поиска — «сарафанное радио». Поинтересуйтесь у друзей или знакомых, которые уже занимались с репетитором. Но если вдруг нет контакта, то существуют сайты, где можно найти и отсортировать преподавателей по опыту, возрасту и даже полу. Хотя не знаю, насколько пол влияет на обучение. Можно взять пробное занятие.

— Лучше заниматься  в группе или индивидуально?

— Все зависит от психологии ученика. В целом обучение в группе дает результаты не хуже. Преимуществ такой работы несколько. Во-первых, ребята начинают соревноваться, у них возрастает мотивация. Во-вторых, адекватнее оценивают свою подготовку. В-третьих, удобно выполнять игровые задания. Но если ребенок стеснительный, то в группе он может и не сказать, что не усвоил какую-то тему.

«Самое сложное в работе репетитора — пережить первые 3-5 лет»

Репетиторы без трехлетнего опыта пользуются низкой популярностью, рассказывает Дмитрий, поэтому самое сложное —  войти в профессию и пережить первые годы. Отсутствие опыта компенсируется ценой: она в два раза ниже. 

Стоимость занятия зависит от предмета. По истории и обществоведению — около 20 белорусских рублей за 80-90 минут. У профессиональных репетиторов по истории — до 30 рублей за индивидуальное занятие, но это обычно репетиторы с опытом более 10 лет, а они предпочитают работать с мини-группами — отсюда и высокая цена индивидуального занятия.

— Когда репетитор нарабатывает опыт, он может сотрудничать с образовательными центрами. Мне было проще: высокий уровень образования сыграл свою роль — и меня сразу взяли на такую работу. Поэтому советую закончить магистратуру, пройти курсы повышения квалификации. Решение принимает не только ученик, но и его родители, поэтому к репетитору с более высоким уровнем образования доверие выше.
 

Также родители заинтересованы в преподавателе, который рассматривает репетиторство как основной вид деятельности. Потому репетиторы с опытом менее пяти лет воспринимаются как менее надежные. По запросам на сайтах более 70% родителей ищут репетиторов со стажем более 5 лет. 

“После 10 лет в профессии ты можешь устанавливать свои правила”

Большинство репетиторов с опытом более 10 лет ведут групповые занятия, что считается более престижным. Ведь без потери качества ты должен подготовить не одного человека, а целую группу. С одной стороны, для ученика это более демократичная цена. С другой — у преподавателя группы заработок выше. С опытом работы в 5 лет можешь зарабатывать, не голодая, а с 10-летним — устанавливать свои правила: не брать учеников весной, заниматься по фиксированному графику, а не подстраиваться под каждого, рассказывает Дмитрий. Такие репетиторы редко нуждаются в дополнительном заработке.

— Среди репетиторов высокая конкуренция?

— С одной стороны, все репетиторы конкуренты. С другой, мы учимся друг у друга, обмениваемся опытом и потенциальными учениками. Когда я вижу, что коллеги делают классные ролики, думаю, что надо сделать лучше. 

Иногда говорят, что репетиторы наживаются на учениках. Но у нас конкурсное поступление и соревнование между абитуриентами. Одни абитуриенты могут готовиться самостоятельно, другие хотят тренера — и это естественно. Репетиторы повышают качество не только своих учеников, но и тех, кто занимается самостоятельно. Если ученик знает, что у конкурентов есть репетиторы, то он прилагает больше усилий. Поэтому репетиторы косвенно подтягивают общий уровень абитуриентов.

— Коснулась ли вас проблема удаленного обучения?

— У меня опыт работы удаленно уже был. Я считаю, что профессиональный репетитор обязан владеть современными технологиями, уметь делать обучающие видео и собственные электронные учебно-методические комплексы. Всем пришлось быстро освоить такие платформы, как Zoom и Skype (для подстраховки и Discord). Мы переработали свои курсы, чтобы эффективность усвоения материала не снижалась. И для нас это не громкие слова, а реалии выживания в профессии.

Текст и фото: Ксения Терешкова

«Иногда говорят, что мы наживаемся на учениках, но это не так». Репетитор о своей работе: 5 комментариев

  1. bars100622651
    Цитата:

    Не хочу критиковать школьных учителей, но у детей остается только 5-10 % от материала, пройденного за прошлые годы. То есть за редким исключением уровень знаний запущенный.

    Ну это классическая ситуация при обращении родителей к репетитору, только как правило, подход родителей таков:
    1. С 5 по январь 11 класса деточку нельзя перегружать учёбой, чтобы детства не лишать.
    2. Потом оказывается, что после 11 класса поступать куда-то надо, а то не дай бог деточку в армию заберут.
    3. А времени сколько до ЦТ остаётся? Правильно, полгода. А надо восстановить базу с 5 класса. За такой срок это нереально.
    4. В результате занятия у репетитора сводятся к банальному натаскиванию на ЦТ.
    И, как следствие п. 4, у родителей и возникают мысли о том, что репетитор на них наживается.
    А репетитор просто больше ничего не может сделать за столь короткий промежуток времени

  2. mimo-proxodila22681
    bars1006:
    Цитата:

    Не хочу критиковать школьных учителей, но у детей остается только 5-10 % от материала, пройденного за прошлые годы. То есть за редким исключением уровень знаний запущенный.

    Ну это классическая ситуация при обращении родителей к репетитору, только как правило, подход родителей таков:
    1. С 5 по январь 11 класса деточку нельзя перегружать учёбой, чтобы детства не лишать.
    2. Потом оказывается, что после 11 класса поступать куда-то надо, а то не дай бог деточку в армию заберут.
    3. А времени сколько до ЦТ остаётся? Правильно, полгода. А надо восстановить базу с 5 класса. За такой срок это нереально.
    4. В результате занятия у репетитора сводятся к банальному натаскиванию на ЦТ.
    И, как следствие п. 4, у родителей и возникают мысли о том, что репетитор на них наживается.
    А репетитор просто больше ничего не может сделать за столь короткий промежуток времени

    Только безответственные родители и ученики начинают подготовку к поступлению в январе 11 класса.

  3. nyavka22621

    Безответственные родители вообще забивают на подготовку как таковую и не парятся ни поступлением, ни армией.

  4. marysa77722756
    Нявка:

    Безответственные родители вообще забивают на подготовку как таковую и не парятся ни поступлением, ни армией.

    А может они вовсе не безответственные, а реально оценивают способности своего отпрыска, которому не нужен ВУЗ, а ПТУ или армия — само то, что надо.

  5. natick22712
    bars1006:

    И, как следствие п. 4, у родителей и возникают мысли о том, что репетитор на них наживается

    Так, а что значит «наживается». Любой труд должен оплачиваться. Разве преподавание — это не труд. И цену любой специалист может назвать любую. Потому что именно он оценивает свой труд.
    (Другой вопрос, согласится ли кто-нибудь воспользоваться данной услугой за озвученную цену).

Обсуждение закрыто.