Архив рубрики: Готовимся к школе

«Иногда говорят, что мы наживаемся на учениках, но это не так». Репетитор о своей работе

Дмитрий Зайцев несколько лет преподавал в  университете, а потом уволился и открыл ИП, чтобы заниматься только репетиторством. В 2019 году он стал одним из 12 человек, которые написали ЦТ по истории Беларуси на 100 баллов. Мы спросили у репетитора, может ли школьник самостоятельно подготовиться к ЦТ, чем преподавание в школе и университете отличается от репетиторства и высока ли конкуренция в этой сфере. 
 

«Наука и преподавание в Беларуси — это хобби для богатых»

Еще в школе Дмитрий понял, что его интересуют политическая история и политология. Окончил истфак БГУ с красным дипломом, магистратуру, а затем — аспирантуру на кафедре политологии БГЭУ и юридическую магистратуру в Академии управления при Президенте Республики Беларусь. 

Во время аспирантуры Дмитрий начал преподавать в вузе, где отработал распределение. До этого уже был опыт работы в минских гимназии и школе. Само по себе преподавание очень нравилось, но из-за финансового положения пришлось уйти, признается собеседник. 

— В Беларуси можно заниматься подобной деятельностью, только заранее обеспечив себе финансовую свободу. Наука и преподавание — это хобби для богатых. Кроме того, расписание может меняться в зависимости от графика факультетов. В один день пар вообще может не быть, а в остальные —  несколько в разные смены. Преподавать — это отлично, работать в госучреждении с таким графиком и такой оплатой труда — скорее нет.

Чем преподавание в школе и университете отличается от репетиторства? 

Методика обучения у учителя в школе и репетитора одинаковая, говорит Дмитрий Зайцев. Так называемые «авторские методики» он называет рекламным ходом. Работу репетитора скорее отличает необходимость гарантировать результат и быстро адаптироваться к вызовам времени.

— В школе или университете преподаватель дает ученику шанс получить знания, если им не воспользовался, то это его проблема. Репетиторы обязаны  гарантировать результат. Для этого мы должны следить за изменениями в программе и учебниках, контролировать успеваемость каждого ученика, вести на них досье со всеми недочетами, чтобы к концу года исправить. То есть уровень ответственности репетитора намного выше, у него больше объемы работы. 

Школьный курс истории — это шесть лет обучения, а подготовка к ЦТ длится, как правило, всего один год. То есть за одну пару репетитор должен объяснить материал 4-5 параграфов, проверить домашнее задание и пройти тестовую практику, объясняет Дмитрий. Интенсивность работы резко возрастает. 

Мнение об учителях в белорусских школах у репетитора категоричное: некоторые педагоги профнепригодны. Например, те, кто от плохого настроения срывается на своих учеников. 

— Вообще одна из главных проблем наших школ — низкая мотивация педагогов. Для них практически нет разницы, какие баллы будут у их учеников на ЦТ. Однако есть и те, кто научился совмещать преподавание в школе с репетиторством, что позволяет зарабатывать. Это лучшие кадры, которые есть в белорусских школах, — убежден репетитор. 

О достижениях учеников и собственных результатах

Начиная с 2011 года, у Дмитрия прошли прошли подготовку к ЦТ более 250 учеников (без учеников этого года). Сложно, когда приходят изучать историю будущие дизайнеры, лингвисты, которые далеки от предмета. Многие начинают практически “нулевыми”. Вывести их на 75-80 баллов — большое достижение, говорит Дмитрий. Есть дети, которые сдавали ЦТ с  результатом 90 и выше. 

Педагог сам несколько раз проходил тестирование и считает этот опыт крайне ценным. 

— Профессиональный репетитор должен понимать, какое тестирование в реальности. Во время работы в БГЭУ мне приходилось избегать лишнего внимания, поэтому делал по одной ошибке в тестах. В прошлом году я сдал ЦТ по истории Беларуси на 100 баллов. Еще год назад получил высший балл по обществоведению. Тест по истории Беларуси 2019 года показался абитуриентам сложнее прошлогоднего за счет заданий на логику, а не на заучивание мелких деталей курса. Считаю это достоинством новых тестов.

— Может ли школьник самостоятельно подготовиться к тестированию?

— Может. Все зависит от мотивации ученика, изначальных способностей и предрасположенности к предмету. Не хочу критиковать школьных учителей, но у детей остается только 5-10 % от материала, пройденного за прошлые годы. То есть за редким исключением уровень знаний запущенный.

— А если заниматься с репетитором ребенка заставляют родители?

— Можно. Если правильно вести занятия, то со временем ученик заинтересуется. 

— Как найти хорошего репетитора?

— Самый надежный способ поиска — «сарафанное радио». Поинтересуйтесь у друзей или знакомых, которые уже занимались с репетитором. Но если вдруг нет контакта, то существуют сайты, где можно найти и отсортировать преподавателей по опыту, возрасту и даже полу. Хотя не знаю, насколько пол влияет на обучение. Можно взять пробное занятие.

— Лучше заниматься  в группе или индивидуально?

— Все зависит от психологии ученика. В целом обучение в группе дает результаты не хуже. Преимуществ такой работы несколько. Во-первых, ребята начинают соревноваться, у них возрастает мотивация. Во-вторых, адекватнее оценивают свою подготовку. В-третьих, удобно выполнять игровые задания. Но если ребенок стеснительный, то в группе он может и не сказать, что не усвоил какую-то тему.

«Самое сложное в работе репетитора — пережить первые 3-5 лет»

Репетиторы без трехлетнего опыта пользуются низкой популярностью, рассказывает Дмитрий, поэтому самое сложное —  войти в профессию и пережить первые годы. Отсутствие опыта компенсируется ценой: она в два раза ниже. 

Стоимость занятия зависит от предмета. По истории и обществоведению — около 20 белорусских рублей за 80-90 минут. У профессиональных репетиторов по истории — до 30 рублей за индивидуальное занятие, но это обычно репетиторы с опытом более 10 лет, а они предпочитают работать с мини-группами — отсюда и высокая цена индивидуального занятия.

— Когда репетитор нарабатывает опыт, он может сотрудничать с образовательными центрами. Мне было проще: высокий уровень образования сыграл свою роль — и меня сразу взяли на такую работу. Поэтому советую закончить магистратуру, пройти курсы повышения квалификации. Решение принимает не только ученик, но и его родители, поэтому к репетитору с более высоким уровнем образования доверие выше.
 

Также родители заинтересованы в преподавателе, который рассматривает репетиторство как основной вид деятельности. Потому репетиторы с опытом менее пяти лет воспринимаются как менее надежные. По запросам на сайтах более 70% родителей ищут репетиторов со стажем более 5 лет. 

“После 10 лет в профессии ты можешь устанавливать свои правила”

Большинство репетиторов с опытом более 10 лет ведут групповые занятия, что считается более престижным. Ведь без потери качества ты должен подготовить не одного человека, а целую группу. С одной стороны, для ученика это более демократичная цена. С другой — у преподавателя группы заработок выше. С опытом работы в 5 лет можешь зарабатывать, не голодая, а с 10-летним — устанавливать свои правила: не брать учеников весной, заниматься по фиксированному графику, а не подстраиваться под каждого, рассказывает Дмитрий. Такие репетиторы редко нуждаются в дополнительном заработке.

— Среди репетиторов высокая конкуренция?

— С одной стороны, все репетиторы конкуренты. С другой, мы учимся друг у друга, обмениваемся опытом и потенциальными учениками. Когда я вижу, что коллеги делают классные ролики, думаю, что надо сделать лучше. 

Иногда говорят, что репетиторы наживаются на учениках. Но у нас конкурсное поступление и соревнование между абитуриентами. Одни абитуриенты могут готовиться самостоятельно, другие хотят тренера — и это естественно. Репетиторы повышают качество не только своих учеников, но и тех, кто занимается самостоятельно. Если ученик знает, что у конкурентов есть репетиторы, то он прилагает больше усилий. Поэтому репетиторы косвенно подтягивают общий уровень абитуриентов.

— Коснулась ли вас проблема удаленного обучения?

— У меня опыт работы удаленно уже был. Я считаю, что профессиональный репетитор обязан владеть современными технологиями, уметь делать обучающие видео и собственные электронные учебно-методические комплексы. Всем пришлось быстро освоить такие платформы, как Zoom и Skype (для подстраховки и Discord). Мы переработали свои курсы, чтобы эффективность усвоения материала не снижалась. И для нас это не громкие слова, а реалии выживания в профессии.

Текст и фото: Ксения Терешкова

Скоро начнут принимать документы в школах. Что родителям делать с медсправками?

12 июня в школах начинается прием документов для зачисления первоклассников. Некоторые родители паникуют, ведь обычно для поступления в школу нужна медицинская справка. «Я объяснила директору, что в поликлинике медосмотры не проводят, но мне ответили, что без справки документы не примут», — делится переживаниями жительница Заводского района Минска Елена.
 

Родители хотят отправить ребенка в школу «не по прописке», поэтому для них важно подать документы как можно раньше.

 Вчера я была на приеме у директора начальной школы, и мне сказали, что медсправка нужна обязательно, без нее не примут документы. Но в поликлинике говорят, что медосмотры временно не проводят и справки не выдают. 

По словам Елены, она обратилась лично к участковому педиатру, объяснила ситуацию и попросила выписать справку. Маме пошли навстречу, поскольку ее ребенок проходил в октябре медосмотр и ему сделали все прививки.

Мы решили узнать, действительно ли в поликлиниках сейчас нельзя пройти медосмотр ребенку. Обзвонили пять поликлиник Минска, везде ответили, что проходить специалистов можно.

«Врачи работают, приходите», — ответили по телефону в регистратуре детского отделения 4-й поликлиники.

«Дети, которые идут в первый класс, могут делать медсправку. Записывайтесь сначала к педиатру», — такой совет дали в 22 детской поликлинике.

«У нас карантина нет, хотите — приходите, хотите — не приходите, это решение принимают родители», —  сказали в детской поликлинике №2.

Получается, что при желании медицинскую справку сделать можно. Но как быть родителям, которые не хотят подвергать себя и ребенка риску в период эпидемии? 

Медосмотр можно отложить до середины лета

Требование предоставлять медицинскую справку во время приема детей в школу прописано в Кодексе об образовании. Директору важно убедиться в том, что ребенок готов к обучению в школе, вот почему справка нужна. Но торопиться с ее получением необязательно. Объясняем почему. 

Если ребенок идет в школу по месту регистрации, родителям нужно приносить сразу весь пакет документов — заявление, свидетельство о рождении ребенка, медицинскую справку, паспорт одного из законных представителей. Конкурса на места в школе, которая закреплена за ребенком по району проживания, нет. Поэтому медосмотр при необходимости можно отложить, ведь документы у родителей принимают с 12 июня по 15 августа. 

Если родители выбрали для ребенка другую школу, у них в запасе еще больше времени. Дело в том, что прием документов от детей, которые по месту жительства не закреплены за школой, начинается только после 15 августа. До этого родители приходят на прием к директору школы в день его планового приема и подают только заявление, никакие другие документы не нужны. Это заявление регистрируется в специальном журнале. После 15 августа руководитель учреждения образования рассматривает возможность принять детей на свободные места в порядке очередности подачи заявления.

Если ребенка принимают на свободное место в этой школе, тогда родителям необходимо будет принести весь пакет документов. Это нужно будет сделать с 16 по 28 августа. 

На сайтах школ можно найти четкие инструкции по приему детей в первый класс.

Проблема  в том, что не во всех школах корректно отвечают на вопросы про медсправку. В двух школах из пяти нам сказали, что «справка нужна обязательно всем при приеме заявления», но после дополнительных вопросов директору выяснялось, что на свободное место можно претендовать только с одним заявлением. В школе, где от нашей читательницы Елены потребовали медсправку, по телефону нам сказали, что в июне будет достаточно одного заявления. 

Несмотря на то, срочности в получении справок нет, в школах советуют все же не откладывать медосмотр на последний момент.

— Если все пойдут получать справки в августе, в поликлиниках будет слишком большой наплыв. Пойдут ведь на осмотры не только первоклассники, но и другие школьники, — предположила директор одной из начальных школ Минска. И посоветовала родителям подойти к получению справок рационально, чтобы равномерно распределить нагрузку на поликлиники

Родители благодарят чиновников от образования за (не) проделанную работу

Близится конец учебного года. Стало известно, что детей за четвертую четверть аттестуют в индивидуальном порядке, выпускные экзамены пройдут по плану, но торжественного прощания со школой не будет. Принятые меры устраивают не всех родителей. В Фейсбуке сейчас активно делятся открытыми письмами в адрес Министерства образования.
 

Детский писатель, сценарист, учитель русской литературы Мария Бершадская написала благодарственный текст в ироничном стиле и адресовала его чиновникам.

Хочу сказать вам спасибо за все, что вы делаете для наших детей. Я уверена, что ваша ответственная и продуманная работа повлияет на них больше, чем скучные многочасовые родительские беседы о том, что им пора подумать о будущем.

Автор письма убеждена, что образование старшеклассников оказалось не нужным никому, кроме их самих, родителей и редких учителей, от которых «все равно ничего не зависит».

Особенно беспокоит Марию Бершадскую то, что в стране не отменили выпускные испытания.

— То, что на экзамены придут дети, являющиеся контактами первого и второго уровня, дети с ослабленным после зимы иммунитетом, дети с «как бы легкой простудой и почти без температуры», и все они будут несколько часов сидеть рядом в небольшом помещении, конечно же, не должно никого останавливать.

Писатель предполагает, что теперь подростки массово начнут просматривать программы зарубежных университетов, чтобы уехать из страны.

Детский писатель и мама девятиклассницы Евгения Пастернак также написала открытое письмо в адрес Министерства образования. Вместе с известным репетитором Евгением Ливянтом она также запустила петицию об отмене выпускных экзаменов и переносе вступительной кампании. Напомним, начало ЦТ в Беларуси сдвинули на две недели. 

Обращаясь к чиновникам, Евгения сожалеет, что в сложной ситуации в школьном образовании не было  «ни одного вовремя принятого решения».

Абсолютная беспомощность. Все наши соседи перешли на дистанционное обучение. Беларусь — единственная страна, которая этого не сделала. <…> Сделать вид, что школы работают, — это не решение, это не выход. Это полное поражение. Это признание того, что попытка сойти с накатанных рельс приводит к параличу системы.

Автор письма пишет о том, что «большинство школ от проблем тоже самоустранилось».

— Учителя работают с 3-5 учениками в школе, самые продвинутые выкладывают задания в электронный дневник. От остальных никакой обратной связи всю четверть.

По мнению авторов петиции, школьные испытания представляют собой слишком большой риск для учителей и родителей.

— Завершите этот учебный год. Аттестуйте учеников по трем четвертям. Отмените школьные экзамены для девятых и одиннадцатых классов. Перенесите сроки вступительной кампании.

На данный момент петицию подписали более 4900 человек. Не все эксперты в сфере образования согласились с текстом обращения. Член общественно-консультативного совета при Министерстве образования республики, учитель и отец двоих детей Андрей Григорьев заявил на своей странице в Фейсбуке, что не подпишет эту петицию. По его мнению, шум поднят с одной целью — «лишний раз пропиарить себя».

Андрей Григорьев напомнил, что еще в марте написал открытое письмо в адрес министра образования и попросил ввести карантин, но тогда активные родители и учителя массово его не поддержали. Сейчас петиция, по мнению Григорьева, выглядит несвоевременной и уже ничего не сможет изменить.
 

Напомним, на днях министр образования оптимистично оценивал ситуацию, которая сложилась на данный момент в системе школьного образования. По словам министра, в школах пока никаких вопросов по аттестации не возникало, все решения будут приниматься в индивидуальном порядке, никого из детей без отметок не оставят.

В школах проведут торжественные вручения аттестатов и свидетельств, но формат выберут школы самостоятельно с учетом мер безопасности.

Следующий учебный год начнется как обычно 1 сентября, а учебную программу спланируют так, чтобы повторить сложные темы четвертой четверти этого года. До конца года в Минобразования также рассчитывают разработать единую онлайн-платформу для дистанционного обучения в Беларуси.

Играем в школу

Игры в школе


Когда ребенок идет в школу, как правило, он не меньше думает о новых играх и друзьях, о взаимоотношении с учительницей, чем об уроках, заданиях и отметках — социальные и познавательные побуждения, дополняя друг друга, гармонизируют школьную жизнь ребенка. 

В самом деле: легко можно представить общительного двоечника, который имеет много друзей, однако, совсем не любопытен — и, конечно, по отношению к нему школа не выполняет своего основного предназначения — образовательного. Не редок и другой случай — сосредоточенный на учебе отличник является мишенью для насмешек своих товарищей, и его школьную жизнь вряд ли можно назвать счастливой.

Источником горьких переживаний первоклассника может быть не только плохая отметка, но и конфликты с соучениками. С началом школьной жизни ребенок вступает в совершенно новые социальные отношения с другими людьми. В чем их особенность?

Дело в том, что по отношению к учителю ребенок оказывается в положении зависимого, принимающего информацию (знания) и оценку (отметки и похвалы). При этом ответить тем же ребенок не может — он выражает свое отношение к учителю только признательностью и готовностью сотрудничать. Здесь главенствует стремление к знаниям, познавательные побуждения.
 


Что же касается отношений с другими учениками, то здесь ребенок вступает в равноправные кооперативные отношения, основанные на дружбе, симпатии и общих школьных интересах. Дети могут взаимно радоваться, обижать или порицать друг друга, но при этом они обладают одними и теми же возможностями выражения своих чувств. В отношениях с детьми, как правило, преобладает социальное побуждение, стремление к общению.

Это различие способов общения в школе выражено гораздо сильнее, чем в детском саду или дворовой группе, и для хорошей школьной адаптации ребенок должен обладать богатым репертуаром приемов общения — принимать роли ученика и товарища, отличника и двоечника, выслушивать похвалу и переносить наказания, выражать и принимать агрессивность. Именно отсутствие умения правильно и гибко общаться нередко изменяет в худшую сторону отношение ребенка к школе, причем ключевой проблемой является агрессивное поведение.

Повседневное поведение первоклассника напоминает сообщающиеся сосуды «семья — школа»: он учится уклоняться от конфликтов там, где встречается большее сопротивление, но при этом выражает агрессию в другой среде, где он не опасается слишком сильного наказания. Если же ребенок испытывает давление и в семье, и со стороны школы, это быстро приводит к истощению нервной системы и возникновению неврозов.

Опытный педагог, как правило, по поведению в классе легко может воспроизвести семейную ситуацию ребенка. Потому что именно в семье он приобретает первые образцы общения, в том числе и умение разрешать сложные ситуации. Прежде чем перейти к ролевым играм и упражнениям, воспроизводящим школьную ситуацию, зададимся вопросом: Как же стиль воспитания влияет на особенности общения ребенка?

Психологами и педагогами давно замечено, что чрезмерное подавление приводит либо к защитно-агрессивной реакции ребенка при отсутствии доверия к другим людям, либо, напротив, к чрезмерной пугливости, неспособности постоять за себя. И то и другое приносит в школе большие неприятности.
 


С другой стороны, стиль попустительский тоже нарушает правильную оценку ребенком ситуации: он не знает, что можно, а что нельзя, и рискует попасть впросак в общении с другими людьми. Вседозволенность — «медвежья услуга» ребенку, которому придется столкнуться с правилами поведения и внешними требованиями в школе.

Правильное воспитание построено на взаимном уважении и доверии в семье при сохранении статусных различий: ребенку не следует допускать панибратских отношений с родителями, которые, в свою очередь, не должны вести себя инфантильно, провоцируя неуважение со стороны ребенка.

Что же делать, если Вы несколько обеспокоены тем, как Ваш ребенок общается? Поиграйте с ним! Дайте ему роль того персонажа, качеств которого, на Ваш взгляд, ему не хватает. Если Ваш ребенок излишне пуглив — дайте ему сыграть злого волка, чтобы он сумел изжить свой страх. Если же он излишне агрессивен — пусть сыграет тихого мудрого ослика Иа-Иа и почувствует, что можно общаться и мирно. В сценках из школьной жизни это могут быть старшеклассник-хулиган, справедливый учитель, верный друг-одноклассник и т. д. Играя в школу, обратите внимание на распределение ролей в соответствии с характерами детей!


Сокол и лиса

Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности Выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол учит своих соколят играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает разные движения руками (вверх, в стороны, вперед и какие-либо более замысловатые). Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями, стараясь точно повторить их. В это время из норы вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит только тех, кто не присел.) «Пойманный» соколенок на время выбывает из игры.


Сосед, подними руку

Игра воспитывает произвольность, привычку соблюдать правила и внимание к товарищам-«одноклассникам» Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Сосед!» Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения.

Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, а сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.
 


 

Школа наоборот

Используется в условиях семьи для проигрывания конфликтных ситуаций Ребенок играет учителя, взрослый (мама, папа, бабушка) — нерадивого ученика. Можно подсказать такой сюжет для игры с куклой, но это менее привлекательно для ребенка. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению, например:

Учитель: — А теперь мы нарисуем солнце… Как оно выглядит!
Учитель: — Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или желтое?
Ученик: — Зеленое!
Учитель: — Молодец! А круглое или квадратное?
Ученик: — Продолговатое!
Учитель: — Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) — молодец, вместо солнца — огурец! Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку — двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они все знают?

Примечание. Важно, чтобы ребенок понимал юмористическое содержание диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания на уроке — при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.


Лесная школа

Игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучения различным навыкам, в том числе арифметике (считать орешки, листочки, звездочки и т. п.), и развивает произвольность поведения. Лучше, если есть возможность собрать небольшую группу из двух-трех-четырех человек — пригласите поучаствовать в игре соседских детей и друзей. Каждый представляет кого-либо из животных, учитель (водящий) — мудрая Сова. Играя в первый раз, лучше назначить учителем взрослого или более старшего ребенка.

Звенит звонок. Сова влетает в класс и говорит: «Здравствуйте, дети! Меня зовут Сова — Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня — очень обижаюсь. А вас как зовут?» Ученики отвечают хором, каждый голосом животного, которым он себя назначил. Сова говорит: «Ой, какие интересные совята, а какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так — кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?»

Продолжают знакомстство — давая «звериное» приветствие. Сова: «Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее» — они рассаживаются, соблюдая отношения в животном мире. «А теперь давайте договоримся о самом главном слове — оно должно быть всем понятно, это слово «мир». На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто-то из вас будет обижать другого, давайте произнесем это волшебное слово».

Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание. Сова: «Кто знает, сколько длится ночь?» Белка: «Мы спим пять часов!» Медведь: «Мы спим четыре месяца!» Сова: «Вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь — это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться! Какие странные совята! А ты как думаешь?» — обращается к тому, кто еще не отвечал (например, к зайцу), и т. д.
 

Мудрая сова


На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции «своей» зверушки, но постепенно понимать, что «правильным» считается только ответ с позиции Совы. В спорах об истине дети могут обращаться к товарищам и апеллировать к мнению родителей («А мама сказала, что медвежатам вредно ночью бегать и охотиться!»). Используйте вместо отметок призы — листочки, шишки, желуди (можно вырезанные из бумаги). Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая.

Игра «Лесная школа» — удобная и увлекательная форма для неназойливого сообщения знаний в первую очередь по предметам естественного цикла. Возможны модификации — например,

Первоклассник

В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность Игра может быть проведена как в семье с одним ребенком, так и с группой детей. На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа.

После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, ему предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребенок — считать до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно; не забывать поощрять тех, кто точно выполнил эти правила в игре.


Читайте также:

Готовность к школе: что это такое?

Первый класс. Миссия выполнима

Обсуждаем на форуме:

Первый раз в первый класс

Первое сентября – праздник для всей семьи

Первое сентября


Вы помните свое первое сентября? Я имею ввиду самое первое, день, когда вы стали первоклассником?

То неповторимое ощущение праздника, ожидание чего-то особенного, значимого. Помните, как готовились к первому походу в школу? Как примеряли форму, белый передник, как десятки раз складывали и перекладывали свой новый портфель? Помните запах первого букета: гладиолусы или астры из бабушкиного сада? Помните, с какой гордостью и важностью вы дарили его незнакомой еще первой учительнице?

Помните, первый звонок? Как уже взрослый «дядя», но все еще школьник-старшеклассник, нес вас с колокольчиком в руке через всю «линейку»? Ну, вот-вот. Ну, сейчас наступит долгожданный праздник. Вот сейчас что-то произойдет, и вы станете учеником, школьником, первоклассником!!! Но ничего не происходит, в лучшем случае (если вы не остаетесь в первом классе при садике) меняется обстановка. Но вы-то остаетесь прежним, все тем же маленьким дошколенком. Помните, эту обиду, разочарование, ощущение, что вас обманули?

…Теперь мы выросли, стали мамами и папами и наблюдаем за приготовлениями и надеждами своего собственного маленького ученика. Неужели все снова повторится? Ну, уж нет, давайте устроим своим дошколятам настоящий праздник! Чтобы первое сентября не заканчивалось знакомством с учительницей и вручением букета. Чтобы день знаний стал волшебным праздником, настоящим событием!


Итак, что можно (и нужно) сделать, чтобы продлить праздник и получить позитивный заряд энергии на целый учебный год? Можно:

1) организовать дома посвящение малыша в первоклассники. Здесь вариантов может быть множество:

  • можно сделать медаль первоклассника и торжественно вручить её начинающему ученику с пожеланиями успехов;
  • можно подарить юному школьнику «волшебные» ручку и блокнот, которые помогут малышу быстро научиться писать и читать;
  • можно подарить ребенку маленькую игрушку-помощника (это может быть гномик или ангелочек), который будет помогать ученику, когда мамы нет рядом;
  • можно устроить символическое перерезание ленточки в комнату (уголок) первоклассника (представляете с какой гордостью и старанием, будет орудовать ножничками ваше чадо);

    Праздник Свечи

2) купить (или испечь) торт и зажечь на нем одну свечу, как символ первого года в школе. Это вполне может стать традицией на всю последующую учебу

3) устроить своеобразный вечер воспоминаний. Ведь папе и маме (а может и бабушкам с дедушками) есть, что вспомнить из озорной школьной жизни. Только пусть в историях взрослых не все у них получается сразу. Малыш должен понимать, что он не обязан сразу становиться сильным и смелым, усидчивым и аккуратным

4) устроить импровизированный урок-викторину, где призами будут любимые сладости новоиспеченного ученика. Стоит ли говорить, что вопросы должны быть веселыми и несложными

5) отправиться в развлекательный центр. Теперь малыш взрослый и ему можно играть и кататься на всех аттракционах

6) украсить дом шарами и рисунками. Пусть бывший дошкольник знает, его первый поход в школу – праздник для всей семьи.

Импровизируйте, фантазируйте и пусть ваш праздник получится на славу! А главное помните, хотя ваш ребенок уже и школьник и кажется вам совсем большим, он все еще маленький человечек. И ему, как и прежде, необходима ваша поддержка и забота.

Екатерина Гринцевич

 

Читайте также:

Учимся, играя

Первый класс. Миссия выполнима

Обсуждаем на форуме:

Первый раз в первый класс

Дети, в школу собирайтесь!

“Мы занимаемся с репетитором”, — с гордостью рассказывает мама шестилетнего Саши. Будущему первокласснику предстоит серьезная подготовка: английский, логика, шахматы, правописание. Мама семилетнего Антона взволнованна не на шутку: в прошлом году “провалился” на “вступительных экзаменах” ее племянник. Толковый мальчик, он до того растерялся на собеседовании, что не мог вспомнить простенького стихотворения. И это при том, что дошкольник обладал хорошей памятью, знал большие произведения Пушкина и Лермонтова.

“Да он просто растерялся, вот и все”, — объяснила ситуацию педагог детсада-школы. Ведь и мы, взрослые, чувствуем себя неуютно под “перекрестным допросом”. Так что при собеседовании необходимо индивидуально подходить к каждому ребенку, создавая ему “мягкие” условия общения.

Готовность к школе

“Уважаемые родители, не суетитесь и не создавайте нервозную обстановку. Понятно, что “первый раз – в первый класс” – это всегда ответственно и немного боязно. Постарайтесь создать для сына или дочери атмосферу праздника. Пусть ребенок с воодушевлением собирает рюкзачок, с любовью укладывает в него тетради и письменные принадлежности”, — советует педагог.

Часто родители тревожатся: вроде сынишка и подготовлен к школе, да вот только какой-то щупленький, вялый. Что если не высидит полчаса на уроке?

“Ребенок должен быть физически готовым к предстоящей учебе. Когда мы говорим о внутренней готовности ребенка к школе, то имеем ввиду как физическую подготовку, так и развитые психологические процессы: память, внимание, воображение. Для малыша первый класс – это колоссальная эмоциональная нагрузка. Физически слабые дети, к сожалению, часто не поспевают за программой, — поясняет Людмила Якименко. Если ребенок посещает детский сад, обратите внимание, как проходит физподготовка. А в выходные дни найдите несколько часов, чтобы сходить с ребенком на стадион и позаниматься на снарядах, покататься на велосипеде.”

Главное – интерес к учебе

Готовьте ребенка к школе планомерно, а не “кавалерийскими наскоками”. Некоторые мамы почему-то считают, что особенно нужно “штурмовать” последний месяц перед школой. Август, прекрасный летний месяц, превращается для иных дошколят в сущий ад.

“Не знаю, что Артемка будет делать в первом классе, — “виснет” на компьютере, на английском уже неплохо болтает. Понимаешь, ему уже скучно учиться”, — жалуется подруга. Глупо, конечно, убеждать ее в том, что “висение” шестилетнего Артемки на компьютере – еще не показатель развития кругозора. Многие учителя подмечали, что ребятишки, не подающие надежды в начале учебного года, буквально расцветают к концу учебы. Их умы, не стесненные узкими рамками, раскрываются настолько, что умениям и навыкам этих учеников поражаются сами учителя. Главное – поддержать интерес к учебе, дать толчок к познанию, а не механическому зазубриванию.

Умение вымыть чашку не менее ценно, чем устный счет до ста.
Помню поразившую всех нас историю с “вундеркиндом” Ваней… В три года Ваня бегло читал. В четыре – работал на компьютере. И вот – школа. Ваню встречают с цветами. Накрыт праздничный стол. Но праздника не получилось.

“Да как ты мог, сын?” – папа, казалось, готов был задохнуться от возмущения. На просьбу учительницы назвать свой домашний адрес Ваня лишь покраснел.

Мальчик, напичканный фрагментарными знаниями, оказался не готовым к элементарным вопросам. “Подобная ситуация – не такая уж редкость сегодня, — развила мысль Людмила Якименко. – Родителям не мешало бы помнить, что будущему первоклашке гораздо важнее приобрести опыт самообслуживания, нежели копировать взрослые игры на компьютере”.

Да, шнурки часто бывают непослушными, а пуговицы – и того хуже. Не торопите малыша. Подсказывайте ему. Пусть он спокойно застегнет курточку, завяжет шарфик. После обеда поможет помыть чашку и тарелку. Ваша дочурка поливает цветы и вытирает пыль? Прекрасно. Уверяю вас, в школе она будет чувствовать себя гораздо уютнее, чем изнеженный ребенок, высокомерно указывающий бабушке на развязанный шнурок.

Не давите на будущего школьника

Итак, готовьтесь к школе планомерно. Обращайте внимание на речь ребенка. Она должна была образной. Для этого больше читайте, пересказывайте прочитанное.

“Конечно, современная жизнь диктует более жесткие требования к подготовке школьника, — признает учитель Ирина Павлова. Но не стоит давить на ребенка, пугать его “отсеиваниями” и плохими отметками. Ошибаются те мамы, которые буквально изводят своих детей переписыванием из черновика в тетрадку школьных уроков. Такие занятия могут вызвать у детей только отвращение. А еще был в моей практике такой случай. После уроков ко мне подошла мама и строго потребовала, чтобы ее дочке я уделяла особое внимание (речь шла о группе продленного дня, где мы выполняли уроки). Я объяснила, что моя опека не заменит общения с малышкой дома. Ведь не обязательно “гонять” школьницу по всему материалу. Достаточно лишь попросить пересказать текст, показать решенный пример.”

Беседы с учителями-практиками и управленцами лишь утвердили меня в мысли: школа – не “палочка-выручалочка” и никогда не сможет заменить семью. Поэтому давайте вместе обсуждать волнующие нас вопросы, а не уповать на всемогущих репетиторов, делающих из наших детей “профессоров” с грустными глазами.

Операция «скоро в школу»: собраться за один день

 Операция "скоро в школу": собраться за один день
 

Вот и настал этот день, день подготовки к школе, походам по магазинам и, да, жуткой нервотрепки, так как, спустя пару часов непрерывного шопинга, нервы сдают не только у детей, но и почти у каждого взрослого.

Прежде чем выдвинуться за покупками, мы проштудировали интернет и выяснили, где уже сейчас работают школьные рынки. Спустя час план маршрута был составлен.

На данный момент школьные рынки ждут своих посетителей во всех универмагах Минска: ЦУМ, ГУМ, «Беларусь», ТД «На Немиге», «Кирмаш» и так далее. 

Также огромный ассортимент школьных товаров можно найти во всех гипермаркетах столицы.

Мы же направились в ЦУМ, так как он оказался ближе всего. Жаль что выставка в ЭКСПОБЕЛЕ только с 23 числа, для нас это уже поздно!

Широкий ассортиментный ряд или…

Да, действительно в ЦУМе можно найти все, что нужно школьнику: от обыкновенного ластика и до школьной одежды.

Двое старших детей (5 и 9 класс) тут же разошлись в разные стороны в поисках необходимых им товаров, ну а я за руку с первоклашкой прямиком направилась за школьной формой — покупки начинаем с крупного и необходимого.

Форму выбрали довольно быстро, благо вариантов было предостаточно, там же и туфли осенние прикупили.

Вот костюмчик спортивный подкачал, все предлагаемые штаны били слишком теплые, а спортивный зал в нашей школе – хорошо отапливаемое помещение. Выбор кед оказался невелик, что расстроило, спортивную обувь купили тоже в ЦУМе, но в другом отделе.

Рубашки, майки, блузки, гольфики, колготки и даже бантики – удалось найти все в одном месте, что очень удобно!

Даже канцелярией запаслись, но немного. Практика показала, что половину из перечисленных в списке предметов можно не покупать, а если что, то докупим в любом магазине.

Расходная статья:

Все для первоклашки мальчика:

 

Цены варьируются, тыс. рубл

Мы заплатили, тыс. рубл

Школьный костюм(пиджак+брючки)

Джемпер

Рубашка

Носочки

Майка спортивная

Штаны спортивные

Туфли

Кроссовки

Гольф

Свитер

250 — 400 
 

70 — 120 

100 — 180 

8 — 15 

56 — 80 

70 — 150 

250 — 400 

200 — 300 

80 — 170 

130 — 200 

285
 

79

105

9*2=18

56

78

380

255

80

140


Итог: 1,476 тыс. на мальчика первоклашку


Все для девочки (5 класс)

 

Цены варьируются, тыс. рубл

Мы заплатили, тыс. рубл

Юбка

250-400

360

Сарафан

260-600

295

Джемпер

60-120

64+75=139

Пиджак

200-470

240

Колготки (капрон)

20-30

24

Туфли

250-400

332

Бриджи спортивные

 

75


Итог: 1,465 тыс. на девочку, при этом часть вещей не покупалась, остались с прошлого года.


Все для мальчика 9 класс

 

Цены варьируются, тыс. рубл

Мы заплатили, тыс. рубл

Брюки

250-380

270

Рубашка

100-240

120

Спортивная майка

60-100

65+73

Спорт. штаны

80-150

89

Кроссовки

 

322


Итог: 939 тыс. на мальчика, и также часть вещей осталась с прошлого года


Канцелярия:

  • Тетради в кл и линеечку 100 шт по 640 рубл. = 64 000
  • Тетрадь в мал линейку 20 шт по 640 рубл. = 12 800
  • Ручка шариковая 3 000 рубл*3= 9000
  • Карандаши простые 1 500 рубл*3=4500
  • Ластик 1 200 рубл*3 =3 600
  • Тетради полуобщие 6 000 рубл*20=120 000
  • Цветная бумага 15 000 рубл
  • Цветной картон 16 000 рубл
  • Альбом для рисования 17 000 рубл
  • Кисточки (3шт) 24 000 рубл
  • Краски 32 000 рубл
  • Ножницы 19 000 рубл
  • Пластилин 20 000 рубл
  • Карандаши 26 000 рубл
  • Клей ПВА 12 000 рубл

Итог: 394 900 ушло на канцелярию.


Получается, чтобы собрать в школу троих детей мы потратили приблизительно 4 274 900 рублей. Причем, самое главное — школьный ранец — мы так и не приобрели ни одному из детей (для справки: их стоимость варьируется от 200 до 600 тысяч бел. рубл.).


Уважаемые читатели! Вы уже собирали своего ребенка к школе? Где вы покупали все необходимое? Какие затраты получились у вас? Ждем ответов в комментариях!

Готов ли Ваш ребенок к школе?

  

Последнее «вольное» лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето — достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу прогимназии или первого класса. Лучше убедитесь в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью, чтобы учиться в школе.

Что же такое школьная зрелость (или психологическая готовность к школе)? Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет — это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации. Эмоциональная зрелость — это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе (посмотрите на наш рисунок).

Любой ли ребенок может пойти в школу и успешно в ней учиться? Очевидно, что это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребенка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта — знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать и, может быть, даже станет грамотным, но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а способность воспринимать и усваивать новый материал, т. е. способность ребенка к обучению.Итак, поскольку школьная зрелость, как и вообще все развитие ребенка, подчиняется закону неравномерности психического развития, каждый ребенок имеет свои сильные стороны и зоны наибольшей уязвимости. Для того чтобы вы могли сами оценить подготовленность ребенка, предлагаем вам короткий тест. Готов ли ребенок к школе?

Тест для родителей

1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?
17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и т.д.?
18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:

* 15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легкопреодолимы;

* 10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

* 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет.

Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы — ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом — со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать — если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.


Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, — в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

* Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
* Их длительность не должна превышать 35 минут.
* Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
* Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» при подготовке к школе не слишком эффективен.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не состредоточиваться на выработке конкретных навыков — не стоит «дрессировать» его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит вдальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова — предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые («электрификация», «магистратура» и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа «Барыня прислала сто рублей», «Я садовником родился…» — они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления — что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно «проследить» дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами — все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства — можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

 


Читайте также:

Играем в школу

Первое сентября — праздник или стресс?

Обсуждаем на форуме:

Готовимся к школе

 

 

Первый раз в первый класс — праздник или стресс?

Еще с середины августа ваше чадо играет исключительно в школу, десятки раз перебирает карандаши и тетради в новеньком ранце. Первого сентября вскакивает ни с свет, ни заря, и вот, в парадной одежке и с огромным букетом гордо вышагивает в сопровождении почетного эскорта родственников навстречу своему первому школьному дню. Куда же уходит это ощущение праздника? Почему так скоро гаснет радостный блеск в глазенках малыша, а школа из храма науки уже через несколько недель, а то и дней, превращается в унылое царство скуки или даже в тюрьму?

Пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную и социальную категорию. Как поется в известной песенке, «называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, а что это, собственно, такое, быть школьником. И от вашего поведения во многом зависит, к каким выводам он придет.

В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.

Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа… Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть, не совсем перестали, но, если раньше его любили безусловно, то есть, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Представьте себе, что испытали бы вы, если бы у вас были проблемы на работе, а ваш супруг, вместо того, чтобы просто посочувствовать или дать дельный совет, начал упрекать вас за неусидчивость или неумение ладить с начальством.

В начальной школе вообще не стоить зацикливаться на оценках. Конечно, есть счастливчики, которые, не особенно напрягаясь, учатся на «отлично» от первого до последнего класса. В большинстве же случаев дети, которые были отличниками в начальной школе, становятся рядовыми учениками в средней. И наоборот, очень часто головная боль учительницы, горе-ученик классу к шестому-седьмому выравнивается и блестяще заканчивает школу. По правде говоря, учителя в младших классах вообще могут не выставлять оценок, формально учитываются только итоговые оценки за третий (четвертый) класс. Но большинству учителей проще с помощью двоек и пятерок манипулировать детьми.

Если у малыша не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков и нравоучений. Для начала успокойте его и заверьте, что будете любить его, какие бы отметки он не получал. Объясните, что в школу приходят учиться, а те, кто уже все умеет, может сразу поступать в институт, а когда учатся, может сразу и не выйти. Напомните малышу как он учился плавать, кататься на велосипеде или роликах и тоже сначала не выходило и было очень трудно, а зато когда получилось, то сразу стало очень весело. Вот также будет и с письмом, надо только побольше тренироваться. Потом стоит понаблюдать за ребенком и все же понять, в чем причина неудач.

Возможно, малыш просто устает. Практически всем детям, а особенно тем, кто не ходил в детский сад, с трудом удается приучить себя вставать в семь утра. В ход идут уговоры, угрозы, дело частенько заканчивается скандалом. В результате не выспавшийся, с утра взвинченный ребенок еле-еле успевает к началу занятий (а ведь многие добираются до школы в транспорте), с трудом высиживает уроки, переутомляется. Приготовление и проверка уроков с последующим «разбором полетов» во многих семьях приходится на вечер, когда родители возвращается с работы. Малыш перевозбуждается, не может вовремя заснуть.

Чтобы не создавать порочного круга, лучше еще до школы начать приучать будущего первоклассника к новому режиму, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Если вы этого не сделали, вам придется проявить твердость и настоять на том, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные. Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, что и уроки следует закончить никак не позднее. Лучше всего, пойдите с малышом на полчасика прогуляться перед сном, поговорите с ним о прошедшем дне, успокойте, если его что-то волнует. Легко возбудимым детям за час до сна стоит дать легкий успокоительный чай и принять теплую ванну с травами.

   

Утром начинайте будить ребенка немного раньше, чем необходимо, чтобы у него было время «раскачаться». Можно попробовать включать веселую музыку или мультик. Многие дети спросонья не могут проглотить ни куска. Не настаивайте, лучше положите в портфель стаканчик йогурта или бутерброд, чтобы малыш мог перекусить на первой перемене. Если ребенок привык спать днем, постарайтесь, чтобы он сохранил эту привычку хотя бы до конца первого класса. Скандалисту, вопящему, что он уже не маленький, объясните, что даже взрослые ложатся вздремнуть после работы. Ну, а если ваш малыш законченная «сова», да и для вас подъем в семь утра — пытка, переведите его учиться во вторую смену.

Чтобы избежать переутомления, постарайтесь, чтобы в первый школьный год в жизни ребенка не происходило кардинальных перемен: если есть возможность, не планируйте на это время рождение младенца, не меняйте места жительства, не проводите эксперименты с нетрадиционными методами питания и оздоровления, не начинайте водить малыша в кружки и секции, если вы не делали этого раньше, лучше даже не торопиться с покупкой домашнего животного.

Если ребенок хронически не успевает за одноклассниками, устает к середине урока, не может уследить за объяснениями учительницы, играет вместо того, чтобы выполнять задание, — возможно, он еще просто не дорос до школы. Малыш может быть сколь угодно сообразительным и развитым, даже уметь читать и писать, но если он оказался среди детей, которые старше его на шесть-десять месяцев, а то и на год, то учителя будут строить урок, ориентируясь на более старших, физически и психологически зрелых детей. Но даже если ребенок пошел в школу вовремя, может оказаться, что он психологически (а вовсе не интеллектуально!) не готов к учебе. В этом случае, не стоит мучить себя и малыша. Лучше побыстрее заберите его из школы, не дожидаясь, пока у него разовьется комплекс неудачника. Ни в коем случае не упрекайте беднягу. Ему и так нелегко. Объясните малышу, что это был только подготовительный класс, а по-настоящему он пойдет учиться через год. Лучше всего отдать его в потом в другую школу, чтобы ничто не напоминало о прошлогоднем провале.

Через неделю-другую учебы может оказаться, что ребенок, наоборот, опережает уровень первого класса. Мудрая опытная учительница, конечно же, найдет способ занять умницу делом, но, к сожалению, чаще всего развитые дети вынуждены мучительно скучать, пока их однокашники осваивают прописи и букварь. Не ждите, пока кроха утратит интерес к учебе или уверится, что школа — это место, куда ходят валять дурака и хватать пятерки. Если в школе есть класс с углубленной программой, переведите малыша туда, если нет, попробуйте «перескочить» во второй класс, причем, чем быстрее вы это сделаете, тем лучше он адаптируется в новой обстановке: пока класс будет заниматься повторением пройденного, можно будет ликвидировать возможные пробелы в знаниях. Только не стоит сразу принимать окончательное решение. Попросите, чтобы ребенку разрешили несколько дней походить во второй класс и проверить, сможет ли он там учиться. Как правило, администрация школы легко разрешает такие вещи.

Если малыш с первого взгляда заявил, что к этой учительнице он не пойдет, не считайте это капризом и обязательно прислушайтесь к его мнению: дети очень чутки к малейшей психологической несовместимости. Учительница, которая постоянно недовольна внешним видом вашего отпрыска, его поведением, голосом, почерком, манерой сидеть и пользоваться вилкой, играть на перемене и собирать портфель вряд ли ему подходит. Еще хуже, если учитель не обращает на ребенка внимания: то есть, ставит оценки, проверяет тетради, делает замечания, но все это как бы не видя, абсолютно равнодушно.

Заметив, что у малыша назревает конфликт с учительницей, немедленно встретьтесь с ней и попытайтесь выяснить, в чем дело. Если вы поймете, что речь идет о явной антипатии или психологической несовместимости, переводите ребенка в другой класс: ничего, кроме отвращения к учебе и комплекса неполноценности такая учительница ребенку не привьет. Вообще, при любых школьных конфликтах, как бы сложны и неприглядны они не были, малыш всегда должен чувствовать, что вы с ним — в одном лагере, помогаете ему выкарабкаться из сложной ситуации, а не ведете, заодно с директором и завучем, войну против него.

Самое сложное для первоклассников — это вовсе не научиться читать и считать (большинство детей, как правило, умеют это в той или иной степени еще до школы). Гораздо труднее освоить прописи (на это отводится ничтожно мало времени, всего одно полугодие), научиться аккуратно вести тетради, быстро писать под диктовку учителя. У вашего чада запредельная грязь в тетрадях, буквы не желают попадать на строчки и валятся в разные стороны? Не спешите обвинять его в неаккуратности и отсутствии прилежания. Скорее всего, у малыша плохо развита мелкая моторика. Вместо того, чтобы заставлять его часами просиживать за прописями, поиграйте в веселые пальчиковые игры, научите его складывать бумажные фигурки оригами, предложите побыть Золушкой: рассыпьте вперемешку рис, фасоль и гречку и попросите пальчиками рассортировать крупу. Можно купить красивые раскраски и поучиться аккуратно заштриховывать картинки или вырезать прописные буквы из наждачной бумаги и обводить их пальчиками. Если у ребенка вполне сносный и разборчивый почерк, но он не соответствует вкусу учительницы, ни в коем случае не разрешайте переучивать и тем более ругать и наказывать малыша: почерк — это проявление характера, и любое насилие в этой области может привести к тяжелейшей психологической травме, не говоря уж об испорченной осанке и зрении.

Проблемы с математикой чаще всего бывают у детей с более развитым правым полушарием мозга: они лучше справляются с чтением, письмом и вообще с вербальной деятельностью. К математике они не то что неспособны, но их просто нужно учить несколько иначе: например, малышу, может быть, сложно решать задачи, потому что он начинает вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и белочкам, забывая о математических проблемах. В этом случае стоит научить его уходить от текста, например, с помощью схемы. Некоторым детям проще понять задачу на слух: достаточно бывает медленно и внятно проесть им условие, и они понимают, о чем идет речь. Если у малыша сложности с устным счетом, вам просто необходим «Стосчет» Зайцева: с помощью описанных в приложении игр и упражнений вы легко справитесь с этой проблемой.

Сложности с математикой, как правило, легко преодолимы, стоит только спокойно и творчески подойти к делу. Гораздо хуже, если малыш, несмотря на все ваши усилия, с трудом читает или пишет с грубыми и необъяснимыми орфографическими ошибками. Возможно, у вашего ребенка логопедическое расстройство: дисграфия или дислексия. Если вы заметили , что у малыша явные симптомы дисграфии: ребенок постоянно пропускает буквы или, наоборот, дублирует их, пишет буквы зеркально, путает глухие и звонкие согласные в сильной позиции, не видит границы слов, просто делает «дурацкие» ошибки, — как можно скорее обратитесь к школьному логопеду, если его нет в вашей школе, вам должны сообщить, в какой из школ района он принимает.

Если ребенок не ходил в детский сад, у него могут, особенно на первых порах, возникнуть проблемы в общении с другими детьми. Постарайтесь подготовить малыша к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети, все они, наверное, будут очень хорошими, но разными, возможно, не похожими на него. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно постараться наладить хорошие отношения. Можно разыграть с помощью кукол различные ситуации, с которыми можно столкнуться в школе, и подумать, как из них можно было бы выйти. В конфликтах между детьми, которые, конечно же, неизбежны, не бросайтесь очертя голову защищать свое чадо или, наоборот, резко его отчитывать. Постарайтесь понять обе стороны, подскажите малышу, как бы вы поступили на его месте в неловкой ситуации.

Если малыш оказался аутсайдером, подумайте, как можно поднять его авторитет в классе. Возможно, его не берут в компанию просто потому, что у него нет «культовых» игрушек. В таком случае, вам придется пожертвовать своими принципами и купить-таки вожделенную Барби или человека-паука. Если вам это не по карману, попытайтесь сэкономить на чем-нибудь другом или одолжить игрушку у знакомых.

Над малышом смеются, потому что он не умеет быть опрятным? Обязательно потренируйтесь дома вытирать нос и завязывать шнурки, одевайте ребенку в школу только ту одежду с которой он может сам справиться, не допускайте, чтобы он выглядел смешным. Если малыш неловок, не умеет играть в подвижные игры, поиграйте с ним в классики и вышибалы, запишите в спортивную секцию.
 

  

Может быть, ребенок просто не умеет знакомиться и завязывать отношения. Расскажите ему, как начать разговор с малознакомым человеком, устройте небольшую вечеринку или пикник и предложите пригласить ребят, с которыми ему хотелось бы дружить. Придумайте такие игры, которые помогли бы детям завязать дружбу. Сделайте так, чтобы ваш дом был всегда открыт для друзей ваших детей. Но обязательно объясните малышу, что нельзя покупать дружбу одноклассников с помощью чипсов, конфет и лимонада.

Если малыш от природы замкнут и не испытывает особой тяги к общению, не настаивайте и не тормошите его. Возможно, позже он найдет себе такого же приятеля-тихоню и будет предаваться вместе с ним уединенным беседам. Иногда робкие дети стремятся прежде всего завести личные отношения с учительницей. В принципе, в этом ничего плохого нет, особенно, если учительница отвечает малышу взаимностью. Следите только, чтобы ребенок не оказался в хрестоматийной роли любимчика, к которому учителя не всегда объективны и которые, отрабатывая свое особое положение, начинают «помогать» учительнице, ябедничая на товарищей.

Агрессивному ребенку постарайтесь объяснить, почему его поведение неприемлемо. Некоторые дети, попав в непривычную обстановку перевозбуждаются, переутомляются от избытка впечатлений. Таким детям, во всяком случае в первое время, стоит проводить вторую половину дня как можно спокойнее, избегать шумных зрелищ и буйных игр, пораньше ложиться спать. Возможно, малыш просто гиперактивен и не умеет играть спокойно. Тогда постарайтесь отдать его в спортивную секцию, где он будет «выпускать пар»: например, в хоккейную или в школу восточных единоборств. Но излишняя агрессивность может свидетельствовать о внутреннем неблагополучии. Подумайте, все ли в порядке в ваших семейных отношениях, не подавляете ли вы ребенка дома, не слишком ли вы к нему строги, не требуете ли от него чрезмерной аккуратности или непомерных успехов в школе.

Если у ребенка есть какие-то физические дефекты, и над ним смеются из-за этого, постарайтесь, если возможно, их скорректировать. Небольшие изъяны внешности можно исправить с помощью подходящей одежды или прически. Если проблемы серьезные, научите малыша вести себя так, чтобы они не бросались в глаза. Здесь вам, возможно, понадобится помощь психолога. Главное, не допускайте, чтобы у ребенка сформировался комплекс калеки. Если малыш будет вести себя раскованно и непринужденно, активно принимать посильное участие в детских играх, другие дети скоро забудут о его недуге.

Многие родители чрезмерно опекают первоклассников: провожают и встречают их из школы, делают вместе с ними уроки, контролируя буквально каждый их шаг. Если школа находится не на другом конце города, потихоньку приучайте малыша добираться до нее самостоятельно. Научите его правилам безопасности и дорожного движения, попросите, чтобы он «проводил» вас до школы и обратно. Когда вы почувствуете, что малыш готов к самостоятельным путешествиям, начните отпускать его на небольшие расстояния, например, в ближайший киоск за молоком. Можно приурочить первый самостоятельны поход в школу к какому-нибудь знаменательному событию: например, дню рождения, началу последней школьной четверти. Обязательно приобретите ребенку часы и требуйте, чтобы он неукоснительно приходил домой в оговоренное время. К концу первого — началу второго класса спокойный уравновешенный ребенок вполне может самостоятельно перейти через не слишком оживленный перекресток, проехать несколько остановок в наземном транспорте.

Не стоит слишком активно вмешиваться в учебу. Конечно, помогать придется, особенно на первых порах, но делайте это лишь тогда, когда малыш сам вас об этом попросит. Если он активно отказывается дать вам тетради на проверку, не настаивайте, пусть учится сам отвечать за свои школьные дела, это будет гораздо полезнее пятерок, полученных под вашим недреманным оком.

Очень скоро жизнь войдет в нормальную колею, страсти улягутся, и вам будет казаться, что малыш уже давным-давно учится в школе. И все же, первый класс с его радостями и неурядицами останется в памяти малыша, а опыт, приобретенный в первый «взрослый» год во многом предопределит всю его дальнейшую жизнь.
 

Читайте также:

Готовность к школе: что это такое?

Памятка мамы первоклассника, или операция «Скоро в школу!»

Обсуждаем на форуме:

Готовимся к школе

Детская одежда = Одежда для детей?

Что лучше, купить много дешевой одежды или мало, но дорогой? О выборе одежды размышляет Алина Валиева, мама и по совместительству руководитель модной марки «Мы команда!», выпускающей одинаковую одежду для взрослых и детей.
Комфорт
Каждая мама знает, что одежда ребенка должна быть из натуральных тканей. И некоторые мамы, заметив на этикетке «2% эластана», с ненавистью откидывают одежду обратно на полку.
Для начала разберемся, какие ткани считаются натуральными. Конечно, это хлопок, шерсть, шелк, лен. Многие продавцы настаивают на натуральности вискозы, которая изготавливается из древесины. Но она по своим качествам сильно уступает другим натуральным материалам. Летом, например, в вискозе жарко.
Хлопок – один самых любимых родителями материалов для детской одежды. Его достоинства очевидны: приятный на ощупь, не колется, летом не жарко, зимой дает дополнительное утепление, например в качестве подкладки для курточек, сравнительно недорогой. Самый главный недостаток – сильно мнется. Вещь из 100%-ного хлопка после стирки не оденешь, не погладив. Из хлопка делают джинсовую ткань, вельвет, подкладочную ткань саржу, фланель, трикотаж, ситец. Именно из-за его главного недостатка в хлопок добавляют эластановые или полиэстеровые нити. Покупать вещи для новорожденных с добавкой синтетических волокон, конечно, не стоит. Так же как и нательное белье. А, к примеру, вельветовые брюки только выигрывают от добавления синтетики.  
Обратить внимание
Сейчас стало модно покупать вещи из органического хлопка. Производители этого материала утверждают, что при его выращивании и обработке не применялась химия. Вещи из органического хлопка стоят гораздо дороже обычных вещей.
Функциональность
Детские дела значительно отличаются от взрослых. Поэтому детям нужна удобная одежда, отвечающая их каждодневной активности. И наш самый удобный для офиса пиджак, застегнутый на три пуговицы, им кажется настоящим скафандром.  
Для малышей, которые еще не ходят, главное, чтоб вещь соответствовала времени года. Летом не перегревала, зимой нигде не дуло. В это время можно не переживать о функциональности одежды, а полностью отдаться ее дизайнерским особенностям. Это тот самый период, когда ребенку можно надеть белую курточку с лебединым мехом и не переживать, что она скоро станет серой.
Детям постарше лебединый мех будет только мешать. В возрасте от года до 10–15 лет большое значение имеет удобство одежды при движении. При покупке обратите внимание на свободный силуэт, наколенники, застежки на капюшоне куртки (чтобы не дуло), резинки на штанинах, чтобы не задирались (для малышей от года до 3 лет), штаны на лямках или комбинезоны. Перчатки и рукавички должны либо пристегиваться на пуговицах к манжетам, либо держаться на веревочке, продетой в рукава.
Верхняя одежда может быть сделана из синтетики, но подкладка желательна натуральная. Вещи с капюшоном всегда удобнее, чем без него. Лямки на штанах должны перекрещиваться, желательно иметь пуговицы на лямках на 2–3 размера, чтобы иметь возможность регулировать длину лямки, избежав тем самым ее постоянного сползания с плеч. Обязательно проверьте кнопки и замки, достаточно ли легко они застегиваются и не будут ли расстегиваться? На зимних вещах у железного замка-молнии должна быть подкладка, чтобы холодный металл не доставлял дискомфорт ребенку.
Обратить внимание
Очень красиво выглядит оторочка мехом на шапках и капюшонах. И многим родителям кажется, что такие вещи более теплые. На самом деле полоска меха не играет никакой роли в утеплении. В то же время она мешает обзору, что может вызвать косоглазие, неприятности во время подвижных игр. Пушистый мех постоянно щекочет лицо, что тоже не добавляет детям радости.
Количество вещей и качественный состав
Сколько вещей нужно ребенку? Для дошкольного возраста количество определяется частотойстирки, т. е. вещей должно хватить до следующей стирки. Плюс парочка нарядных вещей на выход. Осенью и весной верхняя одежда пачкается быстрее. На ежедневные прогулки можно купить много недорогой одежды, чтобы не жалко было, если порвется или невозвратимо запачкается. В садик или другие дошкольные учреждения можно надевать более качественные и красивые вещи известных марок. Школьникам, конечно, нужна удобная школьная и спортивная форма. Подросткам, особенно девочкам, можно покупать дорогие, качественные вещи в небольшом количестве.
Синтетике бой?
Несмотря на то, что детям предпочтительнее натуральные ткани, без синтетики все же не обойтись. В каких случаях стоит предпочесть искусственные материалы?
В первую очередь, это специальная одежда. Например, для занятий танцами, спортивной гимнастикой, плаванием.
Также синтетику можно предпочесть в холодное время года. Искусственные наполнители зимней одежды зачастую превосходят по своим качествам натуральные. Они легче, теплее, не комкаются, их легко стирать, что немаловажно, учитывая желание наших непосед все проверить на собственном опыте. Выбирайте куртки и комбинезоны с натуральными подкладками.
Обратить внимание
Мех и пух иногда вызывают аллергию. Поэтому некоторые педиатры советуют использовать детские одеяла и подушки на синтетической основе.