Архив рубрики: Готовимся в детский сад

«Половина чата за торжество». Родители спорят, нужны ли утренники в детском саду

Большинство детских садов опустели из-за эпидемии, в группах может быть всего по несколько детей. Эта ситуация не мешает некоторым родителям обсуждать подготовку к выпускному в старших группах. По словам нашего читателя Игоря, в их чате 50% родителей выступили за торжественное празднование.  
 

Папа говорит, что мнения среди родителей в группе его ребенка разделились.

— Одна половина считает, что утренник проводить надо, несмотря на эпидемиологическую ситуацию и необходимость социального дистанцирования. Вторая половина против: обычно на праздник в актовом зале собираются и дети, и воспитатели, и родители, и бабушки, и дедушки, причем взрослые чуть ли друг у друга на коленях не сидят, а это создает большой риск передачи инфекции.  

Сам Игорь не знает, как поступить. Он мог бы не вести ребенка на утренник, но считает это несправедливым по отношению к ребенку, а главное — такой вариант не решит проблему, ведь другие взрослые длительное время будут находиться и с детьми, и с воспитателями на утреннике, говорит мужчина. 

— Есть еще один вариант — не приходить взрослым на утренник и провести его только с детьми. Тогда зачем он вообще нужен, ведь дети перед родителями выступают? Провести его на улице, наверно, лучший вариант, но это получится только, если будет хорошая погода.

По словам папы, администрация детского сада утверждает, что никаких указаний об отмене или ограничении утренников им не давали. 

Что говорят родители из других детских садов?

Лариса уже два месяца не водит ребенка в сад. В родительском чате про выпускной не говорят: есть темы поинтереснее.

— Родители одной девочки из нашей группы заболели, и воспитатели стали контактами 2-го уровня, их посадили на карантин. В чате все страсти только об этом, про выпускной никто и не заикается. На прошлой неделе в группе было только два ребенка.

Лариса сомневается, что выпускной состоится, она точно не собирается идти на него.

— Я рада, что в прошлом году мой сын уже был в выпускной группе, и у него тогда прошел выпускной. Думала, в этом году дубль два сделать. Но, видимо, ничего не получится: я как-то пока не настроена вести ребенка в сад.

Сын Татьяны тоже выпускается из детского сада в этом году, но никакой информации про утренник пока нет.

— Мы планировали сделать детям бумажную дискотеку в актовом зале, но пока воспитатель не может сказать, пройдет выпускной или нет. Думаю, в саду сами пока ничего не знают. Я уже написала в родительский комитет, что если выпускного не будет, можно просто раздать детям подарки.

При этом мама считает, что торжественная «линейка» никому бы не навредила. 

— Сейчас в группе только 5 человек, и большинство родителей написали заявления, что до конца мая водить детей не будут. Но я бы хотела провести «линейку» на улице: поставить детей на каком-то расстоянии, чтобы просто вышел воспитатель и раздал им подарки, а мы поздравили воспитателей и разошлись. Хочется создать какой-то торжественный момент.

Заведующая: «Какой утренник, когда ходит 2-3 ребенка?»

Мы спросили у заведующей одного из минских детских садов, планируются ли выпускные в этом году.

— Пока никаких распоряжений по проведению или отмене утренников не поступало. Но я считаю, что нет смысла их проводить. Во-первых, очень много детей сейчас не ходит в сад: в некоторых группах по два-три ребенка. Многие родители детей из старшей группы сказали, что больше не придут вообще. Какой утренник может быть в таком составе?

Во-вторых, никакой подготовки к празднику мы не ведем. Не только из-за того, что детей очень мало. В нашем саду дети никуда не ходят: все занимаются в своих группах с воспитателями. Мы решили, чем меньше контактов у детей, тем лучше.  

Родителям ничего еще не объявляла. Если спрашивают, так и говорю, что пока нет информации.

Комитет по образованию: «Изменений пока нет»

Мы позвонили в отдел воспитательной и идеологической работы Комитета по образованию Мингорисполкома. Начальник отдела Надежда Великая рассказала,
что пока нет никаких новых рекомендаций по проведению музыкальных занятий (так официально называются выпускные).

— Ближе к датам проведения мероприятия мы всех проинформируем, родителей в том числе. 

Обсуждается ли выпускной в вашем детском саду?

«Сын сидел один в раздевалке из-за коронавируса у бабушки». Когда ребенка могут не пустить в сад?

Семья Егора столкнулась с неприятной ситуацией в детском саду из-за того, что у бабушки ребенка был обнаружен коронавирус. Мужчина называет случившееся настоящей «травлей». Он утверждает, что его семья не контактировала с заболевшей, и у санстанции претензий к ним нет. Разбираемся, по каким причинам могут не пустить ребенка в детский сад.
 

Егор говорит, что теща заболела около трех недель назад.

— Теща простыла, как она думала, и болела около недели, а потом попала в больницу по другому вопросу, но так как она поступила с симптомами простуды, ей сделали тест на коронавирус. 7 мая пришел положительный результат. Мы с ней не общались с тех пор, как закончились весенние каникулы в школе. Она учитель, и была очень загружена в связи с тем, что некоторые дети учились удаленно. А после того как появились признаки простуды, мы решили не контактировать с ней на всякий случай.

По словам мужчины, у санстанции претензий к его семье нет. Специалист выяснила, что члены семьи не являются контактами первого уровня, у них не брали тесты. Однако санстанция передала информацию о болезни тещи в школу, класс учителя отправили на карантин. Город маленький, эти новости быстро добрались до детского сада, куда Егор водит сына.

— Когда жена забирала сына, ее не пустили в сад, а ребенка демонстративно вывели на улицу перед другими родителями. Оказалось, что сын просидел в раздевалке около часа вдали от других детей.  

На следующий день Егор сам повел сына в детский сад и пригрозил обратиться в отдел образования, если ребенка снова оставят в раздевалке.

— Сотрудники сада сказали, что хотели бы получить справку о том, что мой сын не болен коронавирусом. Где я ее должен взять, если нам не делали тесты?

Позже директор детского сада принесла свои извинения семье Егора от всего коллектива, но слухи по городу уже распространились. По словам мужчины, на улице в них тыкают пальцами и обходят стороной. Информация о том, что в семье больны коронавирусом, но не хотят изолироваться, попала в телеграм-канал с 65 тысячами подписчиков.

В итоге Егор с женой решили сдать тесты на коронавирус, чтобы развеять слухи и остановить травлю их семьи. Санстанция пошла им навстречу. Тест взяли в субботу 9 мая, первые результаты пришли отрицательные. Будет также повторное тестирование. 

В местной санстанции нам отказались комментировать этот случай, но в редакции есть запись разговора героев с работником службы. Специалист провела опрос и заключила, что герои не являются контактами 1 и 2 уровня. Но семью предупредили о том, что если вскроется случай обмана (выяснится, что они все-таки контактировали с тещей или в ближайшее время заболеют), они понесут за это уголовную ответственность. 

Когда могут не пустить ребенка в детский сад?

Если допустить, что герои не общались с бабушкой продолжительное время и ребенок действительно не был контактом первого-второго уровня, могут ли его все равно не пустить в сад?

Мы позвонили в отдел воспитательной и идеологической работы Комитета по образованию Мингорисполкома. Специалист отдела дошкольного и общего среднего образования Елена Макаревич объяснила, в каких случаях родителей попросят остаться с ребенком дома. 

— Логично, что ребенка не пустят в детский сад, если он находится в списках санстанции контактов первого или второго уровня.

Для справки
К контактам первого уровня относятся те, у кого был тесный контакт с заразившимся COVID-19 в течение 14 дней с даты последнего контакта до получения положительного результата на коронавирус у инфицированного. 
К контактам второго уровня относятся те, у кого был возможный контакт с инфицированным в течение последних 14 календарных дней с даты последнего контакта до получения положительного результата на коронавирус у инфицированного. 

В остальных случаях все рассматривается индивидуально. Есть такое понятие, как утренний прием ребенка в детском саду, и если самочувствие воспитанника вызывает сомнения, ему могут измерить температуру.

— По правилам утром воспитатель интересуется у родителей или у того, кто приводит ребенка в детский сад, о самочувствии ребенка, визуально его осматривает, при необходимости измеряет температуру. Если у ребенка повышенная температура, его возвращают родителям. Если температура поднялась в течение дня, ребенок изолируется до тех пор, пока родители не заберут его домой.

Некоторые родители сообщают, что в детских садах сейчас каждое утро стали измерять температуру детям. Специалист говорит, что таких требований при приеме детей в дошкольное учреждение нет.  

— Может быть, на местном уровне администрация района такой документ и издала. Сейчас повышенное внимание уделяется приему детей в дошкольное учреждение в связи с эпидемиологической ситуацией, но никаких изменений у нас не было. 

По словам Елены, медицинскую справку в детском саду могут потребовать только в одном случае — после болезни ребенка.

— Даже если ребенок отсутствовал в дошкольном учреждении длительное время по заявлению родителей, справка как не требовалась раньше, так не требуется и сейчас. Согласно санитарным нормам и правилам медицинскую справку нужно предоставить в детский сад только после болезни ребенка.

Елена Макаревич говорит, что главные меры профилактики в детских садах — это выполнение санитарно-гигиенических норм: частое мытье рук, проветривание помещений, включение бактерицидных ламп и пр.

— Рекомендовано ограничить перемещение сотрудников детского сада в рамках одной группы и предусмотреть принятие иных мероприятий, направленных на разобщение детей. Также есть рекомендации не объединять группы воспитанников.

Как отправить ребенка в детский сад? Главное, о чем нужно знать родителям

Весной начинается комплектование мест в детских садах на следующий учебный год. Рассказываем, о чем нужно помнить родителям, если в семье подрастает дошкольник и вы хотите отправить его осенью в садик поближе к дому.
 

Родители из Минска в большинстве своем уже поняли, что становиться на очередь в садик в управлении образования своего района нужно как можно раньше — желательно с рождения ребенка. И в заявлении указать, в какой детский сад (несколько по списку) вы бы хотели отвести ребенка.

Как формируется очередь в сады?  

К сожалению, даже своевременная постановка на очередь не гарантирует место в желаемом детском саду. В Комитете по образованию Мингорисполкома объясняют, что за дошкольными учреждениями образования не закрепляются конкретные дома, как это сделано со школами, поскольку дошкольное образование не является обязательным. Даже если вы видите детский сад из своего окна, это не значит, что именно туда попадет ваш ребенок.

Конечно, в управлениях образования стараются идти навстречу родителям, поэтому формируют не общую очередь по району, а ориентируются на микрорайон проживания. Например, во Фрунзенском районе для микрорайонов «Сухарево» и «Каменная горка» будут разные очереди. Вашему ребенку с большой вероятностью предоставят место в микрорайоне проживания, но необязательно в том детском саду, который на 200 метров ближе к вашему дому. Все будет зависеть от наполняемости мест в этом конкретном саду. 

Можно ли отказаться от путевки в сад и сохранить место?

Важно понимать, что если родители отказываются от путевки в сад, когда подошла их очередь, место за ними в этом саду не сохраняется. Группы полностью комплектуются, и этому ребенку через год или два может быть предложено пойти в другой садик, где будут места в группах его возраста. Также нельзя свою очередь передать родным или знакомым.

Что делать, если вы переезжаете в другой район города?

Если вы планируете переехать из одного района города в другой (но пока не уверены, где будете жить), стоит заранее обратиться в администрацию этих районов и в службе «Одно окно» подать нужные документы. Законом не запрещено занимать очередь сразу в нескольких районах города.

Если предусмотрительность — не ваш конек, волноваться не стоит. Вам все равно дадут место в одном из детских садов районов, куда вы переехали. Выбирать, конечно, не получится, «путевку» могут дать в не самый близкий от вашего дома садик.

С какого возраста возьмут в ясли?

Как правило, родители отдают ребенка в детский сад перед тем, как ему исполнится 3 года, чтобы выйти на работу. Но некоторые мамы вынуждены определить детей в ясли раньше — в 1,5-2 года. Предоставить место таким детям в управлении образования тоже обязаны, но садик рядом с домом опять же никто не обещает. Дело в том, что групп для малышей (с года до двух) в Минске совсем немного. Их открывают в зависимости от потребностей родителей. На сегодняшний день их всего 16 на всю столицу.

Важно понимать, что если вы с малышом попадаете в садик, пусть даже далеко от дома, с очереди вас снимут. И никто не гарантирует, что в дальнейшем, когда ребенок подрастет, вы сможете легко поменять детский сад на желаемый. 

Как попасть в белорусскоязычную группу?

С прошлого года стало возможным в службе «Одно окно» фиксировать желаемый язык для коммуникации ребенка в детском саду — русский или белорусский. Итоговое решение принимается, исходя из общего количества таких пожеланий. Для тех, кому принципиально нужна белорусскоязычная группа, такие сады находятся. Но опять же — не всегда это детский сад в шаговой доступности. Всего сегодня в Минске работают 182 группы с белорусским языком обучения. 

Как отправить ребенка в санаторный сад?

Чтобы попасть в санаторный садик, где обычно группы поменьше, требуется заключение врачебно-консультационной комиссии (ВКК) из поликлиники. Во время заседания комиссии учитываются показания, утвержденные Постановлением Министерства здравоохранения РБ от 22.12.2011 № 128:

— острые респираторные заболевания с длительностью не менее 7 дней и частотой 4 и более раз в году; 
— пневмония, бронхит с частотой 3 и более раз в году;
— хронический синусит, хронические болезни миндалин и аденоидов, хронические отиты;
— бронхоэктатическая болезнь, бронхиальная астма легкой и средней тяжести;
— состояние после оперативного лечения при врожденных и приобретенных пороков сердца и другие заболевания, требующие постоянного меднаблюдения. 

С заключением ВКК родители обращаются в управление образования, и ребенку находят место в санаторном саду (всего их в Минске 26).  Для зачисления в специальную (с тяжелыми нарушениями речи, интегрированную) группу дополнительно необходимо иметь заключение медико-психолого-педагогической комиссии.

Есть ли льготы при приеме в детский сад?

По законодательству ни многодетные родители, ни мамы-одиночки, ни родителей детей-инвалидов не могут рассчитывать на первоочередное зачисление в желаемый сад. Льгот в этом вопросе не предусмотрено. Детям из семей военнослужащих обязаны предоставить место в детском саду района в течение 3 месяцев в момента обращения, но закон не закрепляет за военнослужащими право выбора учреждения образования. 

Возьмут ли ребенка в сад, если у него нет прививок?

Для работников образования главное, чтобы у ребенка, который поступает в детский сад, была оформлена медицинская карта. Если по каким-либо причинам родители не сделали ребенку прививки, отказать в приеме в детский сад им не имеют права. Но в случае эпидемии по закону такого ребенка временно не будут принимать в сад.  
 

Вроде бы все понятно. Но как все-таки получить путевку?

С родителями, которые стоят в очереди, обычно связываются по телефону и узнают их планы: кто-то идет в сад уже в этом году, кто-то решил отложить пока знакомство с детским коллективом, кто-то переехал или пошел в другой сад. Вот почему важно указать точный номер телефона и адрес, когда вы ставите ребенка в очередь в службе «Одно окно». Также управления образования могут размещать информацию о приеме в детские сады на своих сайтах, информационных стендах. 

Заинтересованные родители сами могут позвонить в управление образования своего района и уточнить информацию. Обычно списки из желающих попасть в детские сады формируются до 1 июня, поэтому важно вовремя выйти на связь. В управлении образования родителям дадут направление, с которым в течение 15 дней (это важно!) нужно подойти к руководителю детского сада и написать заявление. Медицинскую карту из поликлиники нужно будет принести к началу посещения детского сада.  

У вас остались вопросы? Задавайте их в комментариях. 

Родители и воспитатели: один ребенок на двоих

Детский сад


Попадая в детский сад, ребенок меняет среду социализации — встречается с новыми правилами, новыми требованиями и совсем другими взрослыми.

Поэтому вполне можно ждать некоторых неожиданностей в поведении ребенка, связанных с несовпадением того, к чему он привык дома, и того, с чем столкнулся в детском саду.

Очень часто действительно бывает так, что режим жизни и воспитание в саду оказываются более жесткими, чем того ожидают родители. Но прежде всего необходимо задуматься, существует ли эта кажущаяся жесткость и вредна ли она.

Если это всего лишь мнение или ощущение родителей, основанное на воспоминаниях собственного детства — не стоит уделять им большого внимания, а лучше задуматься о том, достаточно ли творчески вы относитесь к тому, что зависит от вас.

Присутствие правил и требований в группе детей является необходимостью, и если в семье действительно возможно свести оценки ребенка к минимуму, то в группе это сделать уже трудно.

Поэтому необходимо принять, что в той или иной мере ребенка будут оценивать, и он не всегда будет оказываться самым лучшим. Это нормальное явление, которое подготавливает ребенка к выходу в большой социум во всем его многообразии.

Опыты воспитания в стиле «non-frustration» (от слова фрустрация — препятствование достижению цели), при котором ребенок не встречает запретов со стороны окружения, показали, что таким детям все равно приходится рано или поздно адаптироваться к требованиям, обусловленным несовпадением интересов различных людей, но делать это уже гораздо труднее, и первое же сопротивление переживается как стресс, которым постепенно наполняется вся социальная жизнь человека. Поэтому нет ничего страшного или опасного в том, что ребенок привыкает делать не только то, чего он хочет.

Другое дело, если родительские опасения, что стиль воспитания слишком жесток для ребенка, подкрепляются объективными признаками — ребенок угнетен, в плохом настроении, отказывается идти в детский сад. В таком случае необходимо попытаться точно установить причину его усталости и раздражения, которой может быть режим, качество и непривычность пищи, публичность жизни (присутствие других детей во время сна, туалета и т.д.), неудовлетворительное общение с детьми и, конечно, взаимодействие с воспитательницей.

Последнее особенно огорчает, когда у ребенка возникает ощущение несправедливости — если ему кажется (или так происходит на самом деле), что воспитательница относится к нему хуже, чем к другим детям, чаще наказывает, не пропускает ни одного проступка, редко хвалит, не дает никаких престижных поручений.
 

Разговор родителя и воспитателя


В этом случае родителям необходимо постараться установить контакт с воспитательницей и объяснить состояние ребенка. Это очень важный момент сотрудничества взрослых, участвующих в общем деле, и к нему необходимо отнестись ответственно.

1. Если у папы есть возможность поговорить с воспитательницей, пусть лучше это сделает он. Беседу ни в коем случае нельзя строить в ключе обвинения; необходимо отметить заслуги педагога, поблагодарить за все, что возможно, расположить его к тому, чтобы быть союзниками. Затем следует поинтересоваться, не замечено ли каких-либо негативных изменений в поведении и настроении ребенка.

2. Следующий шаг — обсуждение этих изменений. Если воспитательница примет симметричную позицию и постарается увидеть причины этих изменений в семейном воспитании, не следует резко ей противоречить. Задача родителей — попытаться, насколько это возможно, пробудить в педагоге личное участие в судьбе вашего ребенка, проявить гибкость и чувствительность к его состоянию. Ваша позиция — «давайте подумаем вместе».

3. Цель вашей встречи — смягчить возможные углы в контакте ребенка и взрослого (заменить нелюбимое блюдо другим, оставить без внимания мелкие прегрешения, но похвалить лишний раз при остальных детях).

4. Если вы чувствуете, что ваша беседа малоэффективна, что вас все-таки не услышали, необходимо провести определенную работу с ребенком. Самое неприятное для вас и ребенка — если он почувствует, что вы солидарны со «злой» воспитательницей, и, отступая от привычных домашних правил, предаете его.

5. Поэтому важно психологически отделиться от позиции детского сада. Полезно подчеркнуть, что взрослые не всегда правы, что и они могут ошибаться. Можно добавить по поводу конкретного эпизода, что вы бы поступили иначе. Это позволит пробудить в детях полезную критичность по отношению к сильным и старшим и одновременно добавит доверия к вам.

Такая стратегия поведения не подрывает авторитет взрослых, а просто освобождает вас от гнета лицемерия, которое всегда чувствуют дети. На протяжении жизненного пути им еще не раз придется столкнуться с несправедливостью сильных мира сего, и в таких случаях единственная защита — это отстраниться от ситуации и не считать несправедливость заслуженной. Как писали о Марии Стюарт — «с ней можно было поступить низко, унизить ее было нельзя».

Уважаемые читатели! Случались ли у вас конфликты с воспитателем? Как это отражалось на отношении к ребенку? Ждем ваших ответов в комментариях!
 

Читайте также:

Адаптация ребенка к детскому саду

Выбираем будущее для вашего малыша

Обсуждаем на форуме:

Обучение и развитие детей

Скоро в садик: простые советы для родителей

Лето – пора дачного отдыха, когда еще есть возможность воспользоваться помощью бабушек, а вот осенью… или надо думать о поиске няни, или определять ребенка в детский сад .
 

скоро в сад


Мнения о том, в каком возрасте можно отдавать ребенка в садик, сильно отличаются в разных странах. В Израиле, например, послеродовой отпуск длится всего три месяца, после чего мать определяет ребенка в ясли, а сама возвращается на работу.

Противоположная тенденция наблюдается в США. Американские психологи пришли к выводу, что ребенок в возрасте до одного года нуждается в матери 24 часа в сутки, до 3-х лет — может потерпеть, если она ненадолго выйдет в другую комнату, и лишь после 3-х лет ребенок становится способным оставаться без матери в течение нескольких часов. Связано это с тем, что в первые годы, и особенно первые месяцы жизни формируется чувство базового доверия к миру.

Существует точка зрения, что ребенка лучше вообще не отдавать в сад, особенно, если у него есть неработающая бабушка, готовая сидеть с внучком. Однако домашний ребенок, который находится под постоянной опекой, рискует вырасти полностью не приспособленным к взрослой жизни, к коллективу, становится зависимым и не умеет считаться с другими людьми. Что же касается стресса, который ребенок испытывает в первые дни посещения детского сада, то ребенок испытает его в и школе, а это, возможно, окажется еще тяжелее.

В нашей стране преобладает мнение, что ребенка надо отдавать в садик после 2-х, а лучше – 3-х лет. В основном это связано с тем, что малыши в саду часто болеют, а также с тем, что нянечки и воспитательницы не в состоянии обеспечить достаточный уход каждому из 15-20 малышей, которые еще не умеют самостоятельно ни пользоваться ложкой, ни одеваться, ни обращаться с горшком.

К сожалению, это действительно так. Чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система, тем более восприимчив он к инфекциям. И конечно, придя в садик, малыш должен иметь хотя бы основы знаний о самостоятельности. Кстати, во многих садах запрещается приносить с собой соски, а далеко не все дети готовы отказаться от них при засыпании. Кроме того, в саду для всех детей установлен единый режим, и чтобы привыкнуть к нему, детям требуется определенная самодисциплина.
 

скоро в сад


Учитывая эти трудности, отдавать в обычный районный садик ребенка младше 2,5 – 3-х лет нецелесообразно. Однако существуют альтернативные варианты.

Наверняка в вашем районе найдется несколько садиков на коммерческой основе, которые принимают малышей от 1,5 лет, а то и младше. Количество детей в группах там не превышает 7-12 человек, дети занимаются по различным современным методикам (Монтессори, Никитины, Зайцев и другие), проходят оздоровительную программу. В таких садиках не устанавливают жестких требований к тому, что ребенок должен уметь, а от чего обязан отказаться. Хотя, конечно, самостоятельность и здесь приветствуется. Казалось бы, рай для ребенка и для родителей. Но необходимо приготовиться к тому, что ежемесячная оплата за посещение такого садика составит от 100 до 400 долларов в месяц.

Родители, которых не устраивают ни первый, ни второй варианты, объединяются с другими мамами в своем дворе и создают «семейный детский сад». Это означает, что каждая мама по очереди сидит со всеми детьми у себя дома. Или одна из мам устраивает садик в собственной квартире, а остальные приводят к ней ребятишек за определенную плату. В случае с семейным, или частным детским садом есть возможность более гибкого, индивидуального подхода к детям, и максимально снижается риск заболеваний.

Если ваш ребенок активен, общителен, интересуется другими детьми – вероятно, он легко адаптируется к коллективу. Если же он замкнут, задумчив, не проявляет интереса к другим детям – возможно, с садиком лучше подождать.

И вот вы все-таки приняли решение о том, что малыш пойдет в детский сад. Позаботиться об этом надо заранее. Запись в группы на осень производится, обычно, в марте-апреле, а иногда и раньше. Если же речь идет об обычном районном садике, то бывают случаи, когда приходится ждать очереди по 1,5-2 года. Иногда мамы записывают детей в детский сад, еще в период беременности. Совсем как в дореволюционные времена, когда отцы определяли в гвардейский полк еще не родившегося сына, даже не будучи уверенными, что родится именно мальчик.

Подготовка к садику не заканчивается записью в группу. Чтобы избежать частых болезней, необходимо заняться закаливанием ребенка. Для этой цели не обязательно проводить сложные ежедневные процедуры. Достаточно просто не считать ребенка тепличным растением, не кутать его, а одевать так же, как себя. Годовалый малыш уже вполне может пить сок и кефир не подогретыми, прямо из холодильника. Постепенно снижайте температуру воды при купании, доводя ее до 28 – 26 градусов. Можно также использовать контрастный душ в конце купания, но если ребенку эта процедура не нравится, от нее лучше отказаться. А летом не стоит терять возможность искупаться в естественных водоемах.

Постарайтесь приучить малыша к режиму, максимально приближенному к тому, который ожидает его в детском саду. Если ваш ребенок никак не может овладеть премудростью использования горшка, не отчаивайтесь. Как правило, малыш, глядя на других детей, сам отказывается от памперсов, и начитает пользоваться горшком. То же самое касается и самостоятельной еды.

Адаптация к садику должна быть постепенной. Сначала приходите туда на пару часов, давая возможность малышу поиграть с другими детьми, и сами посидите, понаблюдайте за своим ребенком. Когда ребенок привыкнет к новому коллективу, на некоторое время оставьте его в садике, но обязательно предупредите его о том, что собираетесь уйти, и сообщите время, когда собираетесь вернуться. Так как в этом возрасте понятие «два часа» для ребенка еще ничего не значит, скажите, например, что заберете его после обеда, и обязательно выполните обещание.

Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от характера ребенка. Если малыш замкнутый и слишком привязан к вам, то — как выход из положения, может быть посещение адаптационной группы при детском садике, которая специально создана как промежуточное звено между домашним воспитанием и садиком.

Надеемся, что вам повезет с садиком, и ваш ребенок будет посещать его с удовольствием!


Читайте также:

Нужен ли ребенку детский сад?

Адаптация ребенка к детскому саду

Обсуждаем на форуме:

Все о детских садах, развивающих центрах, кружках, школах

Детский сад — хорошо или плохо?

Вне всякого сомнения, принятие родительского решения во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее, в посещении детского сада существуют некие совершенно определенные плюсы и минусы — определенные не с точки зрения конкретных папы и мамы, а с точки зрения науки, точнее наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом, детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласится — человек, с незапамятных времен животное коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю человеческую жизнь — начиная от знакомства с лицами противоположного пола с последующим созданием семьи и заканчивая производственными отношениями (трудоустройство, карьера, контакты с начальством и т.п.). Искусству общения несомненно стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.

Педагогические и психологические аспекты посещения детских дошкольных учреждений даже перечислить сложно. Адаптация ребенка, контакты с другими детьми и воспитателями, обучение навыкам, игры, занятия, режим, подготовка праздников — вот только беглый перечень возможных тем для дискуссии. Мы же ограничим круг рассматриваемых вопросов проблемами медицинскими, что-что, но это тема, пожалуй, самая волнующая.

Итак, главный минус посещения детского сада — ребенок чаще болеет. С этим не может никто спорить, это подтверждают и родители и медицинские работники и этот факт совершенно очевиден. Большинство болезней — острые инфекции, чаще всего респираторные (т.е. поражающие дыхательные пути). Вероятность заболеть инфекционной болезнью теснейшим образом связана с кругом общения — чем он шире, тем заболеть легче. Понятно, что «домашний» ребенок меньше общается с другими людьми.

Очевидный факт увеличения частоты болезней вовсе не является абсолютно отрицательным, как может показаться на первый взгляд. Начнем с того, что целый ряд инфекционных болезней, исключительно легко протекающих в детском возрасте (ветряная оспа, краснуха), представляют собой реальную угрозу здоровью и даже жизни взрослого человека. И этими болезнями в обязательном порядке следует болеть своевременно. «Найти» краснуху или ветрянку вне детского коллектива очень сложно. Что же касается простуд и ОРЗ, то частота болезней не имеет определяющего значения. Дело в том, что количество циркулирующих вирусов, а именно с вирусами связаны 99% респираторных инфекций, не бесконечно. Каждое перенесенное ОРЗ заканчивается формированием противовирусного иммунитета, уменьшая вероятность следующего заболевания. Эпидемии, например, гриппа и вероятность заболеть с самим понятием «детский сад» не очень связаны — не «подхватим» болезнь от детей, так папа «принесет» грипп с работы. Вирусные инфекции, которыми ребенок «недоболеет» в детском саду, обязательно дадут о себе знать в школе. Трудно спорить с тем, что не ходить неделю в детский сад совсем не то же самое, что пропустить неделю школьных занятий.

Принципиально как раз совсем другое — не частота с которой ребенок болеет вирусными инфекциями, а то, как они протекают. Если течение ОРЗ постоянно сопровождается возникновением осложнений, то детский сад здесь совершенно не при чем. Иммунитет самого ребенка, бытовые условия, тактика лечения — это важно, но вероятность того, возникнет или не возникнет на фоне простуды воспаление легких, абсолютно не связана с тем, посещает ребенок детский сад или нет.

Резюмируя тему «повышенной детсадовской заболеваемости» отметим следующее. Многие родители склонны связывать болезни собственных детей с тем, что в детском саду нарушаются «важнейшие» правила ухода за детьми — не так одели, ребенок сидел на холодном полу, в комнате был сквозняк и т.п. С подобной точки зрения детский сад очень удобная штука — на него всегда можно списать собственную несостоятельность, как воспитателя. Создание ребенку тепличных условий — норма, поддерживаемая многочисленными инструкциями о том, как правильно одевать, купать, кормить и гулять. В результате — сквозняк, хождение босиком, холодная вода, отсутствие шапочки и т.п. — «недопустимые явления». Но неужели вы, родители, надеялись, что со всем этим ребенок никогда в жизни не встретится? Выводы очевидны — во-первых, «нечего на зеркало пенять…», и вытекающее из во-первых, во-вторых: готовить ребенка к детскому саду следует заранее — адекватным воспитанием с момента рождения.

Уже сам факт того, что ребенок пойдет в детский сад, делает обязательным проведение всего комплекса необходимых профилактических прививок — без этого малыша в детский сад просто не возьмут. В дальнейшем, контроль за сроками проведения прививок осуществляется медсестрой детского сада, детей регулярно осматривают врачи-специалисты, что, несомненно, явление положительное, ведь родителям, за редкими исключением, не свойственно обращаться в детскую поликлинику до того, как ребенок заболеет.

Возраст, в котором ребенок впервые пойдет в детский сад, — особый вопрос. Оставим споры на тему когда это лучше сделать (в 1 год или в 3) педагогам. Врача в подобной ситуации больше волнует вопрос — где будет мама в то время, когда ребенок пойдет в детский сад? Абсолютно типична следующая ситуация: 1-го сентября ребенок впервые идет в детский сад и в тот же день мама выходит на работу после декретного отпуска. Через неделю, что вполне закономерно, малыш «зарабатывает» свое первое детсадовское ОРЗ, а мама — первый отпуск по уходу за больным ребенком. В результате мама имеет неприятности на работе, поскольку работник из нее никакой.

Очень важно понять следующее: каким бы замечательным ни был детский сад, каким бы отличным ни было здоровье ребенка, он все равно будет чаще болеть первое время. Уточнить это понятие «первое время» очень трудно — может быть 3-4 месяца, а может быть и год. И очень желательно, чтобы, отправляя ребенка в детский сад, мама оставалось при этом дома. Очень важно иметь возможность при малейшем недомогании (небольшом насморке, кашле) оставить ребенка дома, не дожидаясь прогрессирования болезни и не подвергая риску заражения других детей. И как хорошо не думать при этом о больничном листе и предстоящих беседах с начальством.

Весьма существенный момент — время года, когда предполагается начинать посещение детского сада. Очевидно, что с октября по апрель этого лучше не делать — активная циркуляция респираторных вирусов заметно увеличивает риск заболеваний и, соответственно, удлиняет время адаптации.

Целый ряд медицинских вопросов имеет непосредственную связь с работниками детских дошкольных учреждений. Воспитательницы имеют свои взгляды на то, как надо детей кормить, одевать и закаливать, Взгляды эти по большей части соответствуют представлениям нашего общества о том, что для детей хорошо — накормить любой ценой и, главное, не дать замерзнуть. Нельзя забывать и о том, что оплата труда сотрудников детских садов не способствует особому энтузиазму и делает абсолютно нежелательными конфликты с родителями в связи с разницей во взглядах на принципы питания и одевания. Если вы, родители, отдаете себе отчет в том, что ребенка нельзя заставлять есть, если вы понимаете, что перегрев и потливость скорее приведут к простуде, чем переохлаждение — потрудитесь довести это до сведения воспитательницы. Очень важно, чтобы Мария Ивановна не чувствовала себя виноватой в связи с тем, что Петя отказался есть суп.

От травм и внезапных заболеваний никто не застрахован. С учетом этого работники детского сада в обязательном порядке должны владеть информацией о том, какими болезнями ребенок болел, обо всех случаях лекарственной и пищевой аллергии. Очень желательно иметь возможность для экстренной связи с родителями.

Здание в котором расположен детский сад, качество и своевременность ремонтных работ, спальня и столовая, место для прогулок, количество детей в группе, профессионализм и добросовестность сотрудников, все это очень важно и очень влияет на заболеваемость. Воздействие родителей на эти факторы прямо связано с возможностью выбора, которая определяется материальным благополучием и местом жительства семьи — советы врача тут вряд ли помогут. Остается лишь надеяться на то, что и с местом жительства, и с материальным благополучием вам и вашим детям повезло.

Выбираем будущее для вашего малыша

Когда-то перед родителями стояла проблема найти хороший детский сад, современным же родителям приходится выбирать между детским садом и детским развивающим центром. Как же выбрать? Попробуем разобраться.

Итак, приводя своего ребёнка в садик/центр первое, что мы видим – это помещение, в котором будут проводиться занятия. И тут конечно, как правило, счёт 1:0 в пользу развивающих центров – у них всё добротнее, поскольку финансирование побольше.

Далее речь заходит об оплате и тут уже лидирует детский сад. Государство устанавливает более щадящие цены, нежели владельцы развивающих центров.

Многие родители заинтересованы в том, чтобы иметь возможность оставить ребёнка на целый день. Ну, с детским садом тут всё ясно. В центрах тоже есть возможность оставить ребёнка, но бывают и исключения.

Немаловажным фактором является и количество детей в группе. В данном случае, малокомплектность групп детских центров – это огромный плюс, потому что за счёт этого достигается лучшее усвоение материала – преподаватель успевает уделить каждому ребёнку достаточное количество внимания, да и шанс заболеть, заразившись от остальных деток меньше.

Качество работы преподавателей, чего уж греха таить, часто лучше в детских развивающих центрах. Причины этого таковы: во-первых, они лучше замотивированы (благодаря более высокой зарплате), а во-вторых, среди них чаще встречаются молодые преподаватели знакомые с современными методиками. Приходя в такой центр, смело можете требовать показать дипломы и сертификаты, дабы ознакомиться с уровнем образования работников.

В разнообразии занятий также лидируют развивающие центры, но это одновременно и минус, поскольку, чем больше разных занятий посещает ребёнок, тем дороже это обходится его родителям.

Ещё один плюс – помощь родителям (семинары, консультации психолога, а иногда и какие-либо занятия) также на счету развивающих центров.

Выводы делать вам, уважаемые родители. Но настоятельно вам рекомендую тщательно выбирать место пребывания (обучения) вашего ребёнка. Выбирайте раз и навсегда, ведь если вы будете постоянно переводить ребёнка из одного места в другое, вы тем самым будете держать его в постоянном стрессе.

Я думаю аксиому о том, что здоровье бесценно, а тем более здоровье вашего любимого ребёнка, знают все.

Центры развития ребенка смотрите здесь

Обсудить на форуме

Нужен ли ребенку детский сад?В каком возрасте лучше отдавать ребенка в сад?

Нужен ли ребенку детский сад?


Что хорошего в детском саду?

Нужно ли ребенку ходить в детский сад? Говорят, «домашние» дети очень трудно адаптируются в школе, потому что не привыкли находиться в коллективе.

До недавних пор считалось, что детский сад является по-настоящему необходимым звеном в развитии каждого ребенка. И действительно, «домашние» детишки часто с трудом приспосабливались к школьным правилам, к правилам общения, принятым в группе сверстников. Пожалуй, эти трудности объяснялись прежде всего тем, что таких детей было очень мало, подавляющее большинство составляли именно «садиковые» дети. Зачастую дети переходили целыми группами из «дворового» детского сада в такую же «дворовую» (то есть по микрорайону) школу. И если в этот же класс попадал ребенок, который первые семь лет жизни провел под маминым и бабушкиным крылом, ему, конечно, приходилось несладко.

Сегодня ситуация иная. Дети, никогда не посещавшие детского сада, перестали быть исключением. Кроме того, и само понятие «детский сад» в наши дни не так однозначно, как прежде. Помимо стандартного государственного детского сада, существует целый ряд других вариантов «трудоустройства» дошколенка. Так что в первый класс дети приходят с самым разнообразным «багажом»: кто-то ходил в обычный садик, кто-то — в какой-нибудь Центр развития, а кто-то и дома с няней сидел.

И вот стали слышны поначалу робкие, но набирающие силу голоса тех, кто взял на себя смелость утверждать: «домашние» дети ничуть не хуже «садиковых». Конечно, везде есть свои исключения, но в общем и целом ребенок, воспитанный дома, а не в «учреждении», вполне может быть таким же развитым, самостоятельным, инициативным и общительным, как и воспитанник детского сада. Другое дело, что для этого родители должны не просто «хранить» драгоценное чадо дома, а работать над развитием в нем всех этих качеств.
 

Нужен ли ребенку детский сад?


Что же именно дает посещение детского сада ребенку?

  • Прежде всего — возможность общения со сверстниками, включенность в группу. Вы можете быть убежденными индивидуалистами, замкнутыми и необщительными, но необходимо помнить: примерно начиная с трех лет (а уж с четырех — совершенно точно!) ребенок нуждается в общении с другими детьми. И эту возможность вы обязательно должны ему предоставить.
  • Разумеется, в детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.
  • С этим моментом естественным образом связан и другой: в детском саду ребенок знакомится с определенными правилами поведения и учится соблюдать их. Слово «дисциплина» у многих из нас вызывает достаточно негативное отношение, поскольку ассоциируется с «уравнительной» муштрой, принятой и в садиках, и в школах советской эпохи. Но если отвлечься от этих ассоциаций и понимать под словом «дисциплина» всего-навсего умение придерживаться необходимых правил человеческого общежития, то следует признать: эти навыки ребенку необходимы.
  • Наконец, в детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. Строго говоря, стандартные образовательные программы, принятые в государственных детских садах, оставляют желать лучшего: во многих обычных садиках занятий маловато, да и проводятся они далеко не на высшем уровне. Одного лишь «садикового» образования ребенку недостаточно. В любом случае родители должны заниматься с малышом сами. Но если «домашний» ребенок целые дни проводит исключительно перед экраном телевизора, то в детском саду он, конечно, получит несравненно больше. Рисование, лепка, конструирование, развитие речи, музыкальные занятия и физкультура — этот минимальный «джентльменский набор» обеспечит и самый простенький государственный садик. Если же вам повезет и вы найдете по-настоящему хороший детский сад (таковыми бывают и государственные) с хорошей, обширной программой, можно рассчитывать, что вашему малышу будет там по-настоящему интересно.
Нужен ли ребенку детский сад?

Домашние дети другие? Разбираем основные вопросы

1. Могу ли я дома обеспечить ребенку все условия, необходимые для его гармоничного развития, не отдавая его в детский сад?

В принципе это возможно. Но лишь в том случае, если вы действительно готовы к этой очень и очень серьезной работе. Самое сложное в домашнем воспитании — это, пожалуй, не интеллектуальное или физическое развитие ребенка. Как раз в этих направлениях заботливая и образованная мама может дать ребенку намного больше, чем занятия в детском саду. Значительно труднее создать малышу все необходимые условия для социального развития.

Выше мы уже говорили о главных плюсах детского сада: ребенок получает возможность общаться со сверстниками и с другими, помимо родителей, взрослыми, учится вести себя «в обществе», соблюдать правила. И если вы не хотите отдавать малыша в садик, вам нужно хорошенько продумать, каким именно образом вы предоставите ребенку эти возможности.

2. Нужны ли «домашнему» ребеноку друзья?

Домашний ребенок должен проводить много времени на детских площадках, играя с другими детьми. Кроме того, очень желательно обеспечить ему какого-то постоянного друга-ровесника — а лучше, нескольких друзей. Нужно возить его в гости и приглашать других детей к себе домой.

3. Общение со взрослыми необходимо!

Эта задача вполне осуществима. Но нельзя забывать и о другом важном моменте — общении ребенка со взрослыми. Не секрет, что женщины, предпочитающие сидеть дома с детьми до тех пор, пока не наступит пора идти в школу, часто отличаются повышенным чувством родительского долга и стремлением непременно быть идеальными мамами. Из этого похвального стремления вытекают некоторые довольно неблагоприятные последствия: такие мамы почти всегда бывают убеждены, что попросту не имеют права доверить своего драгоценного малыша кому-то постороннему (причем в категорию «посторонних» нередко попадают вообще все другие люди — в том числе и ближайшие подруги, и бабушки с дедушками).

Если вы не отдаете ребенка в садик потому, что не доверяете воспитателям и считаете, что никто, кроме вас, не сумеет правильно обращаться с ребенком, находить нужный подход к нему, — вам нужно срочно менять эту точку зрения! Конечно, ребенка нельзя отдать в первые попавшиеся руки. Но и ограничивать его мир лишь своей собственной персоной нельзя тоже. Вам нужно понять, что ребенку необходим опыт общения с другими взрослыми, помимо мамы — пусть даже эта мама действительно лучшая в мире!

Не хотите отправлять ненаглядное чадо в детский садик — отдайте его в какой-нибудь кружок, секцию, игровую группу. Договоритесь с кем-нибудь из своих подруг, что время от времени ваш ребенок будет проводить денек у нее. Самое лучшее — если среди ваших знакомых есть такие же молодые мамы, как и вы. Вы можете составить «график посещений», по очереди принимая у себя других детишек. Пусть ваш частный «детский сад» «работает» всего лишь несколько часов в день, хотя бы пару раз в неделю: это уже принесет малышам большую пользу. Они и друг с другом научатся общаться, и понемножку будут привыкать к тому, что слушаться порой приходится не только маму.

Обращайте больше внимания на то, как ваш ребенок общается с другими детьми на площадке, в гостях. Легко ли он знакомится. Умеет ли играть, соблюдать очередность и правила игры. Может ли поделиться игрушками и при необходимости отстоять свою собственность и свои интересы. Это очень важные критерии его социального развития, и если годам к пяти ребенок так и не приобретает соответствующих коммуникативных навыков, стоит посоветоваться с детским психологом и подыскать какую-то замену детскому саду — группу развития, игровую группу, детский клуб и т. п.
 

Нужен ли ребенку детский сад?


Подходящий возраст: имеет ли смысл отдавать ребенка в ясли?

Самый оптимальный возраст для выхода «в свет» — четыре года. Да-да, не меньше! И пожалуйста, постарайтесь не слушать настойчивых советов опытных бабушек, которые всегда готовы объяснить нам, что «чем раньше, тем лучше — быстрей привыкнет»! Потому что это неправда.

Годовалый карапуз, конечно, может «привыкнуть» к тому, что любимую мамочку почему-то заменили на чужую, не слишком ласковую тетеньку. Привыкнуть — это значит смириться и молча страдать, реагируя на стресс «всего лишь» частыми простудами и другими болезнями, плохим настроением, снижением интереса к окружающему миру. Такое пассивное сопротивление — далеко не пустяк, оно очень негативно отражается на дальнейшем эмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии малыша.

Сегодня в большинство яслей принимают детишек лишь с полутора лет. Но и это — чрезвычайно рано! Полтора года — возраст, когда только-только начинает ослабевать так называемая сепарационная тревога. Попросту говоря, малыш еще слишком сильно привязан к матери и очень болезненно реагирует на ее отсутствие, а равным образом и на появление чужих людей, особенно если они пытаются подойти к нему слишком близко.

Ни для кого не секрет, что лучше всего в яслях адаптируются «неблагополучные» детки, то есть те, кому не слишком хорошо живется дома. Об этом прекрасно знают воспитатели детских садов. Они с грустью рассказывают о том, что в каждой группе найдется один-два малыша, которые не хотят уходить из детского сада по вечерам: родители приходят, зовут с порога группы, а ребенок… поворачивается спиной, прячется за полкой с игрушками. И дело тут совсем не в том, что малыш «заигрался», слишком увлекся какими — то своими важными малышовыми делами.

Для полуторагодовалого карапуза встреча с мамой, возможность уцепиться за нее покрепче и никуда не отпускать — самое важное дело, по определению, в силу возрастных особенностей. Начиная с этого возраста страх перед незнакомыми взрослыми постепенно сглаживается, но до конца не исчезает еще довольно долго (хотя разные детишки в этом сильно отличаются друг от друга). Интерес к другим детям просыпается в малышах только к трем годам. При этом сначала они тянутся к товарищам постарше себя, потом начинают интересоваться теми, кто помладше, и только в последнюю очередь обращают внимание на своих сверстников.
 

Нужен ли ребенку детский сад?


Итак, ясли в полтора года могут быть оправданы только самой крайней необходимостью. Прежде чем решаться отдавать ребенка в ясли, нужно перебрать все возможные варианты, позволяющие оставить малыша дома. Поищите надомную работу, попробуйте договориться со знакомыми мамами о том, что будете по очереди «пасти» ваших детишек. Поверьте, безвыходных ситуаций не бывает и при желании всегда можно наши какую-то альтернативу яслям.

Двухлетнему ребенку к яслям привыкнуть немножко проще. Общее правило остается тем же — рано! Но из этого правила уже есть довольно много исключений. К двум годам малыш может быть действительно очень общительным, и если садик (прежде всего воспитатели!) будет хорош, возможно, ребенку там понравится. Во всяком случае, вы можете попробовать отвести ребенка в ясли, если уже убедились в том, что он не испытывает страха перед другими детьми и взрослыми, обладает необходимыми навыками самообслуживания (умеет пользоваться горшком, может самостоятельно есть), без особых страданий переживает ваше отсутствие.

При этом вы обязательно должны наблюдать за поведением, настроением малыша, состоянием его здоровья. Если вы увидите, что ваш двухлетка трудно адаптируется к яслям, — ни в коем случае не настаивайте, не упорствуйте в своем намерении приучить его к «учреждению» прямо сейчас. Поговорка «стерпится — слюбится» в данном случае не срабатывает! Негативный опыт посещения яслей скажется в дальнейшем: через год-другой, когда в группу придут «домашние» детки и адаптируются к садику без особых проблем, ваш малыш по-прежнему будет воспринимать детский сад как место заточения, будет часто болеть, плакать по утрам и вечерам.

В нашем случае применима такая народная мудрость: «Скупой платит дважды». Отправив в ясли двухлетнего малыша, который к этому не готов, вы ничего не выиграете. Выход на работу обернется регулярными больничными. Гораздо разумнее потратить время с толком: постепенно, без спешки, но настойчиво и последовательно готовьте малыша к детскому саду. Такое «вложение» вашего времени, вашей заботы окупится в полной мере. Пусть это прозвучит банально, но все-таки: что может быть дороже здоровья любимого ребенка — как физического, так и психологического?

Некоторые мамы отдают двухлетних малышей в ясли не потому, что очень нужно выходить на работу, а из «педагогических» соображений: мол, в группе ребенка приучат быть самостоятельным, он будет быстрее развиваться и т. д. Да, общаясь целый день с чужими тетями и будучи лишь одним из пятнадцати-двадцати таких же карапузов, ваш ребенок, наверное, научится держать ложку и натягивать штанишки быстрее, чем его «домашние» сверстники. Но так ли это важно само по себе? Дома он тоже учится самостоятельности, осваивает все эти необходимые бытовые навыки — а как же иначе? Это, конечно, требует вашего внимания, вашей работы и вашего терпения.

Давайте говорить честно. Приводя малыша в ясли, мы не можем даже мечтать о каком-то индивидуальном подходе, уважении личности ребенка и т. д. С детскими садами дела обстоят получше, а вот ясли никак не могут считаться местом, полезным для ребенка.

И возрастные особенности двухлетнего ребенка, и качество наших яслей, в общем-то, приводят к такому выводу: подождите, не торопитесь! Доказано, что воспитанники яслей нередко впоследствии отличаются меньшей инициативностью в принятии решений, поскольку активность и эмоциональность во многом закладываются именно в первые годы жизни.

Ребенок, плохо привыкающий к яслям или садику, не обязательно демонстрирует это явным образом. Он может вести себя достаточно послушно и даже покорно, выражая свои переживания каким-то косвенным путем. Самая распространенная форма пассивного сопротивления ясельных малышей — частые простудные заболевания.

Но есть и другие моменты, на которые обязательно нужно обращать внимание. Это сон, аппетит, поведение ребенка дома по вечерам, после садика. В первое время после начала посещения яслей или садика такие «прелести», как снижение аппетита, трудности с засыпанием и даже плач по ночам, домашние капризы и несколько сниженное или раздражительное настроение, могут считаться «нормальными». Но если спустя три-четыре недели положение дел не улучшается, можно говорить о том, что ребенок плохо адаптируется к детскому саду или яслям.

В этом случае малыша желательно избавить от посещения садика на ближайший год, а если уж это совсем невозможно — постараться смягчить травмирующую его ситуацию: оставлять его в садике только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной в середине недели, поискать сад или ясли с меньшим количеством детей в группе.

Эти рекомендации могут показаться не слишком реалистичными. Тем не менее опыт многих мам показывает, что при желании их можно выполнить. И старания оправдывают себя, ведь в результате вы сохраняете душевное благополучие ребенка, а значит, и свое собственное.
 

Нужен ли детский сад ребенку?


В каком возрасте ребенку лучше всего идти в детский сад?

На этот вопрос мы уже начали отвечать. Повторим еще раз: оптимальным возрастом большинство психологов сегодня считают четыре года, а вполне допустимым — три. К трем годам ребенок уже не боится оставаться какое-то время без мамы, начинает интересоваться общением с другими детьми, обладает навыками самообслуживания. Но по-настоящему получать удовольствие от игры со сверстниками он будет лишь ближе к четырем годам.

Идеальный вариант — постепенно, без спешки и предъявления жестких требований начинать знакомить ребенка с детским садом в три — три с половиной года. Сначала ходить с ним на прогулки вместе с детсадовской группой, потом оставлять его в садике на половину дня.

Если довольно быстро обнаружится, что ребенок не против проводить время в новой обстановке, можно перейти к обычному посещению детского сада. Если же особых восторгов малыш не выражает — нет ничего страшного в том, что до четырех лет он будет посещать садик по «щадящему» режиму.

Не стоит беспокоиться из-за того, что он в чем-то отстанет от своих сверстников. Главное, чтобы после трех лет он не оставался в замкнутом домашнем пространстве, один на один с мамой или бабушкой, а постепенно расширял границы знакомого мира.
 

О. Жукова


Уважаемые читатели! Вы водили своего ребенка в детский сад? В каком возрасте? Как проходила адаптация? Ждем ваших ответов в комментариях!
 

Читайте также:

Адаптация ребенка к детскому саду

Выбираем будущее для вашего малыша

Обсуждаем на форуме:

Обучение и развитие детей

Что делать, если ребенок отказывается идти в сад?

Нужен ли ребенку детский сад?


Любого ли ребенка можно приучить к детскому саду? Некоторых детей врачи, психологи и родители так и называют — «несадиковые». Что стоит за этим определением? Действительно ли бывают дети, которые ни при каких условиях не могут адаптироваться к детскому саду?

Что за диагноз такой — «несадиковые» дети?

Честно говоря, таких детей, наверное, нет. Вопрос лишь в том, сколько усилий нужно приложить самому ребенку и его родителям, чтобы адаптация к детскому саду состоялась, и оправданы ли эти усилия, то есть нужно ли их совершать.

По тому, как малыши приспосабливаются к детскому саду, их можно разделить на три группы:

  • Первая группа — дети, которые реагируют на перемену обстановки настоящим нервным срывом. К этому почти всегда добавляются частые простудные заболевания;
  • Вторая группа — дети, не проявляющие признаков нервного перенапряжения, «всего лишь» начинающие часто болеть.
  • Третья группа — это детишки, привыкающие к садику без особых проблем и сложностей.

Так вот, каждый второй ребенок относится к первой или ко второй группе. Значит ли это, что только половина детей, которые ходят в садик, имеет шанс «прижиться» там, а все остальные должны сидеть дома до школьного возраста? Конечно нет.

В большинстве случаев проблемы адаптации разрешимы, причем на это не требуется очень слишком много времени. Детский сад — стресс для ребенка, но стресс вполне преодолимый. Только малышу обязательно нужно помочь справиться с этим новым и очень серьезным опытом. Столь большое число детей, испытывающих трудности в адаптации к детскому саду, во многом объясняется их неподготовленностью к новому образу жизни. Нельзя бросать ребенка в незнакомую обстановку, как в воду, в расчете на то, что он немедленно научится «плавать». Стоит заранее уделить время и внимание подготовке к посещению садика, и тогда ваш малыш, скорее всего, окажется в третьей, благополучной группе.
 

Нужен ли ребенку детский сад?


Ребенок не может привыкнуть к садику. Чем это объясняется и что можно сделать?

Действительно, в некоторых случаях не помогает даже тщательная предварительная работа. Вопреки всем вашим усилиям и благим намерениям, ребенок продолжает в той или иной форме выражать протест против посещения детского сада. В чем же дело?

  • Прежде всего, малыш, возможно, еще не достиг подходящего возраста (этот вопрос мы подробно обсудили выше).
  • Кроме того, как уже упоминалось, отношение ребенка к детскому саду может быть сильно испорчено неудачным опытом посещения яслей. Тут может срабатывать условный рефлекс: даже маленький ребенок помнит (по крайней мере, на подсознательном, эмоциональном уровне), что в этих стенах он уже был и чувствовал себя плохо. Если причина именно такова, то лучше всего отложить выход «в свет» еще на какое-то время (хотя бы на полгода), продолжая в этот период поддерживать связь с садиком — ходить на прогулки, подружиться на «нейтральной территории» с кем-то из детишек, которые ходят в ту же группу.
  • Трудности в приспособлении к детскому саду могут быть обусловлены и темпераментом ребенка. Темперамент — врожденная характеристика, его нельзя изменить, но «зато», к сожалению, можно подавлять, насильственным образом искажать. Малыши-сангвиники обычно адаптируются к новой обстановке вполне благополучно, а вот холерикам и флегматикам часто приходится нелегко. Детишки с холерическим темпераментом оказываются слишком активными и шумными, но еще больше могут страдать медлительные флегматики — они просто не успевают за остальными. А в садике это важно — шагать в ногу: вовремя поесть, вовремя одеться или раздеться, выполнить какое-то задание…
     
Нужен ли ребенку детский сад?

Основные правила для мамы детсадовца

Внимательно понаблюдайте за своим малышом, расспросите воспитателя о том, как именно ребенок проводит день в группе. И если вы решите, что сложности в адаптации связаны именно с «неудобным» для садика темпераментом, обязательно обсудите это с воспитателями. Объясните им, что малыш ведет себя «неподобающим» образом не потому, что в чем-то виноват, а потому, что не может по-другому.

Не стесняйтесь быть настойчивыми и твердыми, сообщая воспитателям, что вашего карапуза-флегматика ни в коем случае нельзя постоянно теребить, подгонять, а уж тем более ругать за медлительность. Расскажите им (и, конечно, имейте в виду сами), что под давлением со стороны взрослых ребенок-флегматик лишь становится еще более медлительным и пассивным.

Его нервная система функционирует таким образом, что при избыточной стимуляции вообще включается «аварийное торможение«, и ребенок впадает в настоящую прострацию. Зато, если такого ребенка не тревожить, он умеет доводить начатое до конца, спокоен и уравновешен, аккуратен и надежен. Что же касается медлительности, то по мере роста и развития ребенка она будет постепенно сглаживаться. Темп деятельности флегматика все равно будет несколько снижен по сравнению с сангвиниками и особенно холериками — темп, но не результативность! В то время как торопливый холерик дважды натянет на себя все одежки наизнанку и кверх ногами, а воспитательница наконец переоденет его правильно, ребенок-флегматик как раз успеет один раз, но верно и аккуратно застегнуть все пуговицы и даже, может быть, завязать шнурки.

Все это непременно нужно объяснить воспитателям, чтобы они запомнили: чем меньше они будут дергать и торопить вашего «тихохода», тем быстрее он «выровняется», привыкнет к обстановке детского сада и начнет успевать делать все, что нужно.

А что же делать с теми самыми торопливыми холериками, которые ни секунды не сидят на месте и вообще часто напоминают маленький смерч? Понятно, что такой темперамент не вызывает особых восторгов у воспитателей в садике. Но опять же необходимо поговорить с персоналом и объяснить, что малыш «буйствует» не из-за недостатка воспитания, а в силу врожденных особенностей личности. Подскажите воспитателям, что вашего «ураганного» ребенка хорошо бы по возможности занимать какой-то активной деятельностью. Если он разбрасывал игрушки, то наверняка с тем же удовольствием и быстротой соберет их — если его попросить, а не заставлять. Как правило, в детских садах детям все-таки разрешают довольно свободно двигаться — бегать и прыгать (разрешают хотя бы потому, что невозможно заставить двадцать трехлеток долго и тихо сидеть на стульчиках!).

Если же вам попадутся очень строгие воспитатели, которые требуют от детей, чтобы те и на прогулке стояли на одном месте или ходили взад-вперед парами, — что ж, в этом случае лучше всего поискать других воспитателей. (Это, кстати, относится не только к проблемам детей-холериков! Муштра, подавление, жесткое ограничение естественной активности вредны для любого ребенка, независимо от темперамента.)

Наконец, в поисках причин плохой приспособляемости ребенка к садику подумайте еще вот о чем: а легко ли вы сами адаптируетесь к новым условиям? Любите ли вы находиться в шумных компаниях? Если ребенок растет в обществе замкнутых, мало общительных родителей, то, скорее всего, и сам он будет предпочитать тихие игры в одиночестве. Такому малышу обычный многолюдный садик действительно может быть противопоказан, но в то же время его ни в коем случае нельзя оставлять в изоляции! Его непременно нужно «выводить в свет», хотя и делать это ненавязчиво и аккуратно, малыми «дозами». Очень неплохо определить такого «затворника» в игровую группу, в которой мало детей и где не нужно проводить целый день.
 

Нужен ли ребенку детский сад?


Кому лучше остаться дома?

В обычный, стандартный садик не следует отдавать ослабленных, часто болеющих (еще и до всякого садика!) детишек, а также малышей с неустойчивой нервной системой. Это не значит, что таких детей вообще никуда нельзя отправлять. Просто нужно учитывать, что если ваш малыш не слишком здоров, это означает его повышенную чувствительность, уязвимость. К нему нужно подходить с особой осторожностью, а садик выбирать еще более тщательно, чем в случае с «обычным» (если только такие бывают на свете!) ребенком. Существуют специальные оздоровительные детские сады, но на одно лишь название полагаться не следует: если в группе пятнадцать человек и один воспитатель на две смены — большого оздоровительного эффекта посещение такого сада вашему крохе не принесет.

Если вы не планируете провести ближайшие годы на больничном по уходу за ребенком, отложите до поры мечты о садике и начинайте самостоятельно «оздоравливать» малыша: следите за его режимом и питанием, побольше гуляйте, если позволят врачи — начинайте закалять. Попробуйте изыскать возможности для того, чтобы ребенок хотя бы пару раз в неделю посещал какую-нибудь «школу развития», игровую группу. Если это никак невозможно, по крайней мере выбирайтесь с ним в гости, чтобы он понемножку «отрывался » от вас, узнавал, что мир вокруг широк и не опасен.

О. Жукова


Уважаемые читатели! С каким настроением ваш ребенок ходил в садик? Приходилось ли вас с талкиваться с проблемой «нехочу»? Как решали вопрос? Ждем ваших ответов в комментариях!
 

Читайте также:

Родители и воспитатели: один ребенок на двоих

Скоро в садик: простые советы для родителей

Обсуждаем на форуме:

Обучение и развитие детей

Семейный каталог:

Интернет-магазины детских игрушек

Интернет-магазины секонд-хенд и стоки

Родители и воспитатели

Попадая в детский сад, ребенок меняет среду социализации — встречается с новыми правилами, новыми требованиями и совсем другими взрослыми. Поэтому вполне можно ждать некоторых неожиданностей в поведении ребенка, связанных с несовпадением того, к чему он привык дома, и того, с чем столкнулся в детском саду.

Очень часто действительно бывает так, что режим жизни и воспитание в саду оказываются более жесткими, чем того ожидают родители. Но прежде всего необходимо задуматься, существует ли эта кажущаяся жесткость и вредна ли она. Если это всего лишь мнение или ощущение родителей, основанное на воспоминаниях собственного детства — не стоит уделять им большого внимания, а лучше задуматься о том, достаточно ли творчески вы относитесь к тому, что зависит от вас.

Присутствие правил и требований в группе детей является необходимостью, и если в семье действительно возможно свести оценки ребенка к минимуму, то в группе это сделать уже трудно. Поэтому необходимо принять, что в той или иной мере ребенка будут оценивать, и он не всегда будет оказываться самым лучшим. Это нормальное явление, которое подготавливает ребенка к выходу в большой социум во всем его многообразии.

Опыты воспитания в стиле «non-frustration» (от слова фрустрация — препятствование достижению цели), при котором ребенок не встречает запретов со стороны окружения, показали, что таким детям все равно приходится рано или поздно адаптироваться к требованиям, обусловленным несовпадением интересов различных людей, но делать это уже гораздо труднее, и первое же сопротивление переживается как стресс, которым постепенно наполняется вся социальная жизнь человека. Поэтому нет ничего страшного или опасного в том, что ребенок привыкает делать не только то, чего он хочет.

Другое дело, если родительские опасения, что стиль воспитания слишком жесток для ребенка, подкрепляются объективными признаками — ребенок угнетен, в плохом настроении, отказывается идти в детский сад. В таком случае необходимо попытаться точно установить причину его усталости и раздражения, которой может быть режим, качество и непривычность пищи, публичность жизни (присутствие других детей во время сна, туалета и т.д.), неудовлетворительное общение с детьми и, конечно, взаимодействие с воспитательницей. Последнее особенно огорчает, когда у ребенка возникает ощущение несправедливости — если ему кажется (или так происходит на самом деле), что воспитательница относится к нему хуже, чем к другим детям, чаще наказывает, не пропускает ни одного проступка, редко хвалит, не дает никаких престижных поручений.

В этом случае родителям необходимо постараться установить контакт с воспитательницей и объяснить состояние ребенка. Это очень важный момент сотрудничества взрослых, участвующих в общем деле, и к нему необходимо отнестись ответственно.

1. Если у папы есть возможность поговорить с воспитательницей, пусть лучше это сделает он. Беседу ни в коем случае нельзя строить в ключе обвинения; необходимо отметить заслуги педагога, поблагодарить за все, что возможно, расположить его к тому, чтобы быть союзниками. Затем следует поинтересоваться, не замечено ли каких-либо негативных изменений в поведении и настроении ребенка.
2. Следующий шаг — обсуждение этих изменений. Если воспитательница примет симметричную позицию и постарается увидеть причины этих изменений в семейном воспитании, не следует резко ей противоречить. Задача родителей — попытаться, насколько это возможно, пробудить в педагоге личное участие в судьбе вашего ребенка, проявить гибкость и чувствительность к его состоянию. Ваша позиция — «давайте подумаем вместе».
3. Цель вашей встречи — смягчить возможные углы в контакте ребенка и взрослого (заменить нелюбимое блюдо другим, оставить без внимания мелкие прегрешения, но похвалить лишний раз при остальных детях).
4. Если вы чувствуете, что ваша беседа малоэффективна, что вас все-таки не услышали, необходимо провести определенную работу с ребенком. Самое неприятное для вас и ребенка — если он почувствует, что вы солидарны со «злой» воспитательницей, и, отступая от привычных домашних правил, предаете его.
5. Поэтому важно психологически отделиться от позиции детского сада. Полезно подчеркнуть, что взрослые не всегда правы, что и они могут ошибаться. Можно добавить по поводу конкретного эпизода, что вы бы поступили иначе. Это позволит пробудить в детях полезную критичность по отношению к сильным и старшим и одновременно добавит доверия к вам.

Такая стратегия поведения не подрывает авторитет взрослых, а просто освобождает вас от гнета лицемерия, которое всегда чувствуют дети. На протяжении жизненного пути им еще не раз придется столкнуться с несправедливостью сильных мира сего, и в таких случаях единственная защита — это отстраниться от ситуации и не считать несправедливость заслуженной. Как писали о Марии Стюарт — «с ней можно было поступить низко, унизить ее было нельзя».