Классы с интегрированным обучением: уйти нельзя остаться

На днях услышала от знакомой рассуждения на тему интегрированного обучения. Она решила не отдавать пока малышку в школу (благо возраст девочки позволяет), но не потому, что мама хочет, чтобы ребенок лучше подготовился к школе, а потому, что место ей предложили только в классе с интегрированным обучением. А в другую школу вести девочку знакомая не хочет. Вот и приняли решение на домашнем педсовете подождать еще годик.

 

Я задалась вопросом: а чего собственно знакомая боится? И, как выяснилось, не только она. Почитав форумы мамочек, я увидела, что оказывается, проблема есть. У родителей возникают вопросы: «А если мы не хотим? А почему нас не предупредили? А как это отразится на моем ребенке?»

Давайте разбираться – что же такое классы с интегрированным обучением и чем они отличаются от обычных.
Уже давно в нашей стране не употребляют такие термины, как ребенок с дефектами, ребенок с умственной отсталостью. Медицинскими терминами оперируют врачи, а психологи и педагоги употребляют термин «дети с особенностями психофизического развития». Каждый ребенок по сути особенный, и эти дети тоже особенны в своих каких-то личных характеристиках. Собственно и создаются интегрированные классы для того, чтобы дети не чувствовали, что они в чем-то ущемлены или ограничены. Современная система образования идет в направлении признания права каждого ребенка на обучение, не бывает неперспективных и отсталых детей, успеха может достигнуть каждый.

Зачислять ребенка с ОПФР в интегрированный класс решает ЦКРОиР района, где проживает ребенок. Для начала нужно пройти обследование медико-психолого-педагогической комиссией. Родители получают заключение с рекомендациями о дальнейшем обучении. Если такого класса в школе нет, то опять же в ЦКРОиР объяснят процедуру его открытия.
В интегрированных классах дети с ОПФР получают квалифицированную помощь учителя-дефектолога и могут обучаться по специальным программам отдельно, если на то есть показания. А на таких уроках, как музыка, физическая культура, все дети находятся вместе и участвуют в общей деятельности. В классах должно быть не более 20 человек, из них 1-6 человек – ребята с ОПФР.

 

><br /><span style=Фото с сайта www.1tv.ru

 

В таких классах детишки учатся быть терпимыми, заботиться о ближнем, адекватно относиться к людям, которые чем-то на нас не похожи. Все это, несомненно, плюс. Но родители не спешат отдавать своих чад в интегрированные классы, мотивируя это тем, что не за кем будет тянуться, и общий уровень подготовки детей будет страдать. На форумах мамочки часто обсуждают то, что не были поставлены в известность о том, что их ребенок будет обучаться в интегрированном классе. Конечно, это недопустимо, и администрация школы обязана поставить в известность всех родителей. А есть и проблемы посерьезнее: родители жалуются на неадекватное поведение ребят с ОПФР, на агрессию с их стороны.
Все это, несомненно, может оттолкнуть родителей от обучения в таком классе. Но нужно помнить, что особенности у детишек бывают разные. Это могут быть проблемы со слухом, зрением, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, а рядом с вашим малышом за партой может сидеть ребенок без особенностей, при этом поведение его будет желать лучшего.

 

Думаю, у каждого в классе или школе были хулиганы, драчуны, задиры, в общем, ребята, с которыми было сложно сладить не только сверстникам, они были головной болью всего педагогического состава учреждения образования. Во времена моей учебы в школе таких ребят было много. Их жестокость и невоспитанность иногда просто поражала.
В вопросах организации обучения в интегрированных классах многое зависит от администрации школы и адекватного подхода к родителям и детям со стороны учителей. Нужно грамотно и корректно информировать родителей, рассказывать все нюансы обучения в таких классах, ведь нет ничего более пугающего, чем недостаток информации. Когда ее не хватает, или от тебя что-то скрывают, то закрадывается подозрение: значит что-то не так, и я не хочу чтобы мой ребенок обучался в интегрированном классе.

 

 width=
Фото с сайта omsk.net

Недавно общественность всколыхнула бесчеловечная история младшей сестренки известной модели Натальи Водяновой. Девочка-аутист с няней пришли в кафе в Нижнем Новгороде, и их выгнал хозяин заведения, при этом сказав, что девушка отпугивает посетителей. Разгорелся скандал, приехала милиция. Повезло, что сестрой девочки оказалась всемирно известная модель, которая к тому же занимается благотворительностью. Конечно, Наталья не стала молчать. А сколько таких случаев происходит каждый день с детьми, которых некому защитить?

 

 width=
Фото с сайта belapdi.org

 

Наверное, задав себе вопрос, хочу ли я, чтобы мой ребенок обучался в интегрированном классе, нужно задать себе еще пару вопросов.

Почему в странах Европы дети с особенностями беспрепятственно могут посещать кафе и рестораны, и на них не будут показывать пальцем.

Почему, к примеру, в Израиле бабушки и дедушки в инвалидных колясках проводят время не дома в четырех стенах, а в парках, возле моря, на улице?

Почему не так давно наша девочка из Беларуси с ДЦП Ангелина Уэльская заявила о себе на весь мир как модель и принимает участие в модных проектах в Европе, а девушка-модель с синдромом Дауна Маделин Стюарт участвует в Неделе моды в Нью-Йорке? Возможно ли такое у нас? К таким вопросам, безусловно, добавляются другие вопросы материального характера. А создана ли у нас безбарьерная среда для таких людей? Может ли наше государство обеспечить людям с ОПФР достаточную психологическую и педагогическую поддержку, реабилитацию, помочь им реализоваться, привить в особых случаях нужные социальные навыки? Пока я вижу только вопросы, ответов очень мало. Нужно, прежде всего, что-то менять в себе, чтобы эти ответы появились.

 

 width=  width=
Фото с сайта angelvalentina.livejournal.com


 width=  width=
Фото с сайта gorodskoyportal.ru

 

И напоследок добрая история от одной мамы с просторов интернета: «Моя дочь ходит в садик, где есть один слепой мальчик. Дочка не знала, что значит «слепой», и я объяснила ей. Когда на следующий день я пришла забирать ее из садика, она сидела напротив этого мальчика с закрытыми глазами и рассказывала ему, как выглядят деревья. Улыбка у мальчика была до ушей…»