Четвероклассники продолжают сдавать экзамены в гимназию. 4 июня они прошли, наверное, самое трудное испытание – по математике. «Дети год не видели улицы. Кажется, в университет поступить проще, – эмоциональны родители. Это экзамены и для них тоже. – Уже так хочется вышвырнуть сборник задач в окно автомобиля!».
Журналисты TUT.BY сходили на экзамены и узнали, какими трудами дается поступление в гимназию.
Женя и Никита – друзья. Живут в одном дворе, только что окончили четвертый класс 32-й «английской» гимназии. Чтобы перейти в 5-й класс, ребятам нужно сдать экзамены.
Будущие гимназисты должны пройти три испытания: русский, математику и белорусский. К оценкам за экзамены добавляют годовые по этим же предметам. Получается общий балл ученика.
Диктант по русскому уже позади. Сегодня – математика, сложный день. «В основном из-за математики дети не дотягивают до проходного балла», – говорит мама Никиты Ольга.
Никита сначала учился в 93-й школе, потом ее переделали под детский сад. В 3-м классе мальчику довелось поменять школу на гимназию. «Вы бы знали, настолько большая разница между начальными классами школы и гимназии! Ритм совсем другой, – делится впечатлениями Ольга. – Ему было очень тяжело. Дома занимались, догоняли».
У Никиты по языкам годовые – восьмерки, по математике – девятка. Первый экзамен, диктант по русскому языку, он написал на десять. Сейчас мальчик набрал уже 35 баллов. Если ориентироваться на прошлогодний проходной балл, то по математике и белорусскому нужно получить 8 и 9.
«Диктант по русскому был легкий», – улыбаются ребята. Никите повезло. Как раз утром, перед экзаменом, мама предложила полистать сборник. И мальчик почитал как раз нужный диктант.
В прошлом году проходной балл в эту гимназию был 50. В этом в 5-е классы набирают 96 человек, а заявлений подано 129, рассказывают мамы. Получается, конкурс – 1,3 человека на место. Средний балл аттестата учитывают, если поступающие набрали одинаковое количество баллов.
В гимназии — хорошая подготовка. Поэтому для ребят-гимназистов экзамен – обычная контрольная, только пишут ее вместе с незнакомыми детьми, говорят родители. Но нельзя сказать, что из начальной школы гимназии дети переходят в среднюю целыми классами.
«У нас даже не все поступают. Человек 6-7 из класса не сдают сейчас экзамены, – рассказывает Ольга. – Ведь в начальные классы гимназии берут и тех, кто просто относится к ней по прописке. Возможно, дети не чувствуют в себе силы».
С собой на экзамен дети берут только ластик, карандаш, ручку и линейку. Женя взял еще и циркуль. Телефоны на экзамены брать нельзя.
За год по трем предметам у него три девятки. И за экзамен по русскому – тоже девять.
Обе семьи к экзаменам готовили мальчишек сами. «В гимназии с первого класса детей ориентировали на сдачу экзаменов, постоянно об этом говорили, напоминали, что нужно заниматься».
Последний год четвероклашки посещали дополнительные платные занятия по подготовке к экзаменам, на них штудировали сборники экзаменационных заданий по русскому, белорусскому и математике. Занятие – 25 тысяч рублей.
Мы в школьном дворе. Маленькая Яна, хоть и из этой же гимназии, говорит: «Страшно, тяжело».
– А кто хочет поступать в гимназию, дочка или родители? – спрашиваем у семьи.
– Родители, – говорит Яна и смеется. Мама Людмила краснеет.
– Разве ты хочешь с классом своим расстаться? Почему ты так говоришь, – мама с укором смотрит на дочь.
– Пока не понимает, что это ей нужно. В девятом классе поймет, – улыбается папа Юрий.
А другие родители комментируют: «Вы спрашиваете, волнуются ли дети. Нет. Волнуются родители. Потому что они думают о будущем».
Мамы советуют детям не волноваться и начинать с последних задач. «Они самые тяжелые и дают больше всего баллов. Задач же много, со всеми можно не вложиться в отведенное время», – поясняют журналисту.
У входа в школу последние установки дает классный руководитель 4 «В»:
– Старайтесь переписывать все без ошибок. Цифры не переставляйте, дети, будьте очень внимательны. Несколько раз пересчитайте. Это математика: где-то в начале ошибетесь, и все «полетит».
Педагоги отпускают своих детей. Участвовать в экзаменах им нельзя. Поэтому, как и мамы-папы, они стоят, ждут, волнуются.
Фамилии детей из гимназии и других школ указаны в общем перечне в алфавитном порядке. Списки поступающих вывешены на дверях здания. На пять групп будет пять комиссий, состоящих из учителей школы и представителей районной администрации.
В 10.30 в холле начинают объявлять фамилии. В первую группу идут первые по списку ученики.
«Дети, нужно показать все, на что вы способны. А вы способны на все!» – подбадривает и улыбается объявляющая фамилии женщина.
Когда четвероклассники скрываются за дверью, папы включают по мобильному интернету белорусское телевидение, и все ждут, пока женщина с экрана объявит номер контрольной работы – ее будут решать все будущие гимназисты Беларуси.
«Третья?! Ах ты, боже мой, никогда бы не подумала! Одна из самых сложных», – кажется, многие родители помнят наизусть все варианты. Мама взмахивает толстенным сборником и открывает задание. Почти у каждого стоят пометки карандашом.
«Мы целый год с ними занимались!», – объясняют мамы.
«У моего Арсения за год исписано четыре общие тетради и одна формата А4. А что вы хотели? 200 контрольных по два варианта. Всего 400 работ в сборнике, в каждой – по пять заданий. Мы решили две тысячи задач! И это вдобавок к основной учебной программе!»
– Когда вы все успевали?
– Дети год улицы не видели. А ребята из обычной школы с утра до вечера носились по двору. На дачу, на отдых – всюду со сборником.
Многие из родителей рассказывают: приходилось каждый день заниматься с ребенком, анализировать результаты контрольных работ, интересоваться минусами ребенка. «Не занимаются усиленно только, наверное, одаренные дети».
«Раньше мне казалось: ужасно делать уроки. Но на самом деле ужаснее – делать уроки со своим ребенком», – смеются мамы.
– Не говорят ли дети, что надоела гимназия?
– Так не говорят. Потому что с детства в этом варятся и другого не знают. Говорят только, что достала учеба. Но на это есть аргумент: хочешь хорошую работу, машины себе покупать – учись.
– А нам как надоело! Хочется эти сборники вышвырнуть в окно. Мы учились не меньше детей.
– Почему вы так настаиваете на хорошей учебе?
– А что делать?! Нас в детстве никто не контролировал. Но все кардинально меняется. Дети живут совсем в другом информационном пространстве, – рассуждают родители.
Несмотря на сложности, мамы говорят, что не жалеют об учебе в гимназии. «У нас очень хорошие учителя, преподают великолепно. Дети сильнее, наши уже сейчас приучены трудиться. Тяжело, конечно, но дальше что – будет легче? Очень важно планировать время. Конечно, приходится постоянно «висеть» на телефоне, контролировать, все ли выучил ребенок.
– А если ребенок не поступит – катастрофа?
– Мы и мысли такой не допускаем. Для детей же страшнее уйти из класса, где друзья.
Дети выходят из школьных дверей. Бегут к родителям и сразу смотрят ответы. «Правильно, правильно, правильно… Ой!»
«Что, Маша?! Там 108 было, а ты написала 180? Цифру перепутала! Ну, ничего, не плачь. Будет восемь-девять». Но у Маши уже льются слезы. Подружка Полина нежно закладывает за уши разлохмаченные волосы девочки и успокаивает: «Да ты поступишь, не парься!»
Наши парни, похоже, тоже поступят. У Никиты – девятка, а у Жени – десять. В субботу у них – белорусский.
Источник: news.tut.by













