Многие российские СМИ на днях написали о том, что в стране набирают популярность матронимы — отчества, образованные от имени матери. Но по Семейному кодексу такие «матчества» запрещены. Businеss FM объяснил, как женщинам удается притупить бдительность работников ЗАГСа, чтобы в свидетельствах о рождении появились Марьевичи и Раисовны.
Согласно Семейному кодексу, ребенку присваивается отчество, образованное от имени отца, если иное не предусмотрено законами регионов. Так в пресс-службе столичного загса прокомментировали появившиеся в прессе публикации о набирающих популярность матронимах — женских вариантах отчеств.
Мария Чернобровкина — мать шестимесячной Елизаветы Марьевны — рассказа, почему отказалась от отчества для своего ребенка.
— Если женщины сами воспитывают, обеспечивают детей, почему им отказывают в праве дать свое имя в качестве матронима? Пусть этот вопрос решается в семье, где будет расти ребенок. И даже в полной семье пусть будет такой выбор. Я понимаю, что пока Лиза взрослеет, все это станет обычным и не будет создавать абсолютно никаких трудностей. Мое решение вытекает из вопроса о выборе и ответственности. Если вся ответственность ложится на женщину и это ее выбор, она с ним соглашается, то считаю правильным, что ребенок будет носить фамилию и имя от матери».
Заменяют отчество на «матчество» не только матери-одиночки, но и взрослые люди, которые по каким-то причинам не хотят, чтобы им хоть что-то напоминало об отце. Они сообщают при получении документа, что отца звали, например, Раис или Марий, тем самым притупляя бдительность работников загса. И тогда появляются Марьевичи и Раисовны.
Насколько это законно? Говорит адвокат, эксперт по бракоразводным процессам Екатерина Духина:
— Согласно статье 58 [федерального закона «Об актах гражданского состояния»], ребенка нельзя называть каким-то оскорбительным именем, присваивать ему имя, состоящее из числительных, знаков или из каких-то нецензурных слов. Когда мы говорим о матери-одиночке, которую зовут, например, Наташа, и она хочет, чтобы было отчество Натальевна или Натальевич, она может прийти в загс и сказать, что отца звали Наталий, то есть в графе «отец» будет стоять прочерк, но при этом отчество будет следовать по имени Наталий. Поэтому сегодня такая дырка в законе для креативных матерей присутствует».
Но есть и те, кто хочет соблюсти родительский паритет. Первым, кто официально взял «матчество» в России, был житель Екатеринбурга. В 2012 году он стал по паспорту Сергеем Веро-Викторовичем.

Для создания уважительных конструкций в современном языке уже есть форма «вы» и без отчества. «Виктор, вы бы не могли…» «Ольга, вам предстоит…»
Прокофий Людмиловна…. раньше мы с этого смеялись. Если противен человек от которого родили, то можно дать абсолютно любое отчество, обычно дают отчество по своему отцу, т.е у ребенка будет отчество по деду, как вариант.
В третьем лице не работает. «А этот проектор в дар нашей школе передал Иван…» — как-то странно звучит, хочется либо «Иван Иванович» сказать, либо «мистер/месье/спадар Иванов». Хотя, возможно, уже нашим детям будет пофиг — стремление к неформальности в отношениях и культ вечной юности шагают по миру.
Это не отчество, это матчество