Путешествуем по стране с детьми: прогулка по Гомелю

Есть города-жемчужины у моря. Есть города-жемчужины, затерянные в горах. А если не свезло не такой уж и большой стране (из конца в конец за день на машине проедешь, даже свернув не туда и поплутав) на ландшафты прибрежные да высокогорные, только и остается, что просто городами-жемчужинами, большими и маленькими, прирастать.



 

Одна из них – Гомель. Самый южный из областных центров. Второй в республике по величине. И любимый из городов для меня.

До сих пор нет определенной версии, кому или чему город обязан своим именем. Это и оставшаяся с советских времен легенда о кричащих «Го! Го! Мель!» плотогонах, и так вот переиначенное название ручейка Гомеюк, в месте впадения которого в реку Сож было основано много сотен лет назад первое поселение, и еще как минимум четыре других.

Да и какая разница? Ведь имя получилось замечательное. Звонкое, напевное. Так и срывается с губ.

Еще все с тех же советских времен всем известно, что Гомель – город каштанов. Каждую весну они в одно мгновение украшают свои огромные кроны белыми свечками, наполняя улицы тонким, едва уловимым ароматом и тихим жужжанием золотых пчел.

Однако в последнее десятилетие одних каштанов ему стало мало. Поэтому он потихоньку становится городом тюльпанов и роз. И манящих звонкой прохладой фонтанов. Одним словом, превращается в томный и ласковый курортный город.

Ну и что, что до морей далеко? Набережная-то со скользящими по стальной глади Сожа прогулочными катерами все равно имеется.

Но я люблю его не за улыбчивость прохожих, не за чистоту улочек, проспектов и площадей, и даже не за буйство красок независимо от сезона. А за бронзовую твердость, то словно преподнесенную как на ладони, то скромно спрятанную в потаенных уголках.

Если вы решитесь и приедете к нам погостить, то самым первым таким бронзовым чудом, обрадовавшим ваш взгляд, будет забавный дяденька в пальто, со счастливой и немного отрешенной улыбкой присевший отдохнуть на свой чемодан прямо около здания железнодорожного вокзала.


Гомель
 

Его манили Лондон и Париж. Он погулял даже по улицам Рио-де-Жанейро. Но Гомель все равно оказался и роднее и ближе. Наверное, именно с такой вот улыбкой и возвращаются домой после долгого-долгого пути.

Чудной дяденька сидит и смотрит на любимый город уже почти семь лет. За эти годы, наверное, тысячи людей поверили в легенду о том, что если подержаться за его большой палец, в дороге все будет хорошо.

Поэтому палец ярко сверкает на солнце, отполированный прикосновением взрослых и детских ладоней. Признаюсь честно – я тоже так делаю. И вот ведь что удивительно – дяденька ни разу не подвел.

Перед вокзалом – сквер. Хорошее место для того, чтобы присесть у фонтана, собраться с мыслями, оглядеться и решить, куда же дальше поведет тебя дорожка. Фонтан журчит и искрится, даря хорошее настроение.

А в фонтане, расправив крылья, танцуют два бусла. Нет-нет, не какие-то там аисты, а наши полесские буслы. Которые, кажется, вот-вот сорвутся в небо и понесут на своих крыльях людям счастье. Совсем как живые. Как те, что поселились рядом с моим домиком в деревне.


Гомель

Гомель
 

Буслы эти еще молодые. Им и трех лет, наверное, нет. Но немало уже повидали на своем веку. Ведь вокзал – это такое место, где судьбы то связываются в узелок, то навсегда разрываются, разделенные расстояниями.

Пройдя проспект Победы и свернув направо, мы попадем прямо к зданию цирка. А он у нас, нужно сказать, замечательный. Уникален тем, что единственный умудрился сохранить самый настоящий оркестр. Почти круглый год радует и взрослых и малышей хорошим настроением.

Первыми, кого вы встретите, придя сюда, будут клоун Карандаш (выполненный, кстати, в натуральную величину, если можно так выразиться, во все свои метр пятьдесят семь сантиметров) и его верная Клякса. Улыбка у клоуна очень светлая.
 

Гомель 

Гомель
 

А у Кляксы такой умный взгляд, что даже не верится, что она – бронзовая. Как вы думаете, почему его большой палец так блестит? Правильно, потому что наш Карандаш – тоже волшебный. Он отвечает за то, чтобы желания сбывались. Но не все, а только самые светлые и самые искренние.

Если пойти дальше и чуть-чуть свернуть влево, обогнув очередной сквер, который все с тех же советских времен (ну куда ты денешься от наследия) зовется Пионерским, то попадаешь прямо к театру кукол. Он у нас тоже очень хорош. Репертуар для самой взыскательной публики. От трех до ста лет уж точно.


Гомель
 

Там ведь не только спектакли для детей, но и пьесы для взрослых. И спешат в него не только зрители. Буратино, размахивающий своим ключом, запыхавшийся Артемон, доставивший прямо ко входу Мальвину в обитой бронзовым бархатом тележке, и усталый Карабас Барабас, на минутку присевший отдохнуть на ступени. Ну чем не сказка?


Гомель Гомель

Гомель
 

Чтобы было совсем уж как у классика, даже часы с боем имеются. Наверное, чтобы напоминать бабушкам, болтающим на скамейках, что вот-вот представление закончится, и пора внуков встречать.

Двигаясь вперед по улице Пушкина и никуда не сворачивая, мы с вами попадем прямо в центральный городской парк. Чего там только нет. И дворец Румянцевых-Паскевичей, и Свято-Петро-Павловский кафедральный собор, и оранжерея, и парк аттракционов…  И, конечно же, набережная. Мы ведь в самом южном городе.

А на этой набережной – огромный мужчина, не то чтобы совсем древний, но около того, плывет в утлой лодочке в компании с рысью. Мог бы, конечно, и с кем другим плавать, но дело в том, что рысь – это символ Гомеля, красующийся на городском гербе.


Гомель

Гомель
 

Так что вариантов-то, считай, и нет. Мужчина такой надежный, брутальный.  Смотришь, как он на копье свое опирается, и понимаешь – за таким город, как за каменной стеной. А рысь такая маленькая. Беззащитная такая.


Гомель
 

Видно, что лодка ей своими размерами доверия не внушает, особенно с таким-то монументальным мужиком в комплекте. Не ровен час – перевернется. Напуганная, в общем, рысь.

Меня, если честно, этот бронзовый шедевр в первое время настораживал своей монументальностью. Все время казалось, когда рядом стояла, что вот как завалится сейчас…  Но за годы прогулок по парку привыкла.  Хотя дочку отпустить к лодке по воде пошлепать так и не решилась.

Совсем недавно, 1 мая,  чуть дальше, у лебединого пруда открыли еще один бронзовый памятник. Сам князь Паскевич со своими любимцами Марко и Лордом теперь по набережной прогуливаться будет. Князь из себя весь такой денди. А у борзых столько задора в глазах…  Как живые получились.


Гомель
 

Кажется, еще мгновение – сорвутся с поводков и по дорожкам побегут. Или не пристало таким красавцам по парку носиться? Им только степенно вышагивать рядом позволено?

Все эти скульптуры, кроме «Буслов», автором которых является Дмитрий Попов,  придумал и воплотил Вячеслав Долгов.

После прогулки по парку неплохо было бы и домой. Пройдя мимо аттракционов, нужно повернуть направо, пройти по улице Гагарина до улицы Интернациональной, сесть в маршрутку №3, или №17, или №21 и поехать прямо в Советский район.

По дороге не помешает внимательно смотреть по сторонам. Потому что на улице Барыкина, прямо около только что построенного подземного перехода  нас будет поджидать компания бронзовых кротов, решившая выглянуть из-под земли вот в таком необычном месте. Видимо, хотели пробраться в яблоневый сад, который немного дальше, но чуть-чуть промахнулись.


Гомель Гомель
 

Раньше кротов было трое. Милые нелепые слепыши, то ли принюхивающиеся к выхлопным газам, то ли держащие носы по ветру. В процессе реконструкции улицы их понадобилось выкорчевать и временно поселить в другом месте. Жители района так распереживались, что буквально завалили местную администрацию письменными запросами.

Районной газете пришлось тогда постараться, чтобы успокоить неравнодушное бдительное население. Спустя два года, после завершения всех положенных работ, кротов не просто вернули, но еще и увеличили количество. Малышей стало четверо. Трое – на одной стороне дороги, и один, не успевший, видимо, прокопаться к остальным, на другой.

Повернув на бывшую улицу Речицкое Шоссе, которая не так давно переименована в проспект Речицкий, и доехав до сквера, называемого местными жителями «Сосонник» (ну а как его еще назвать, если он сплошь из сосен состоит?) можно увидеть у дороги камень, на котором, подставляя шероховатую спинку солнечным лучам, греется бронзовая ящерка.


Гомель
 

Она так осмелела, что даже и не думает удирать от многочисленных прохожих. Чуть прикрыла веки, выгнула хвостик загогулинкой, и впитывает в себя тепло, грея старые косточки.  У нее ведь очень долгий век. Больше десятилетия – это для ящериц срок…

В самом конце пути нас снова встречает рысь. Не такая испуганная, как в лодке на набережной.


Гомель
 

Большая, матерая, то ли с многозначительной ухмылкой, то ли с оскалом. Сторожит город на въезде со стороны Речицы и как будто бы говорит: «Смотрите мне, если что!». Но нас-то не обманешь. Кисточки на ушах сияют не просто так. Скольких детей  по доброте на себе перекатала.

Вот мы и  дома. Отдохнем, подкрепимся и по другим районам гулять пойдем. В нашем городе ведь кого только в бронзе не отлили. И дворничиху с метлой и волшебным зеркальцем, в которое на удачу стоит заглянуть, и студентку Татьяну, и семью медведей…  Так что бродить по улицам можно долго-долго.

Кстати, автором скульптур в Советском районе является замечательный архитектор, скульптор и керамист Тамара Валерьевна Дмитриева. Известна она не только тем, что так чудесно украшает улицы и скверы, но еще и своей работой в студии «Архитектура, дизайн, лепка» в Центре творчества детей и молодежи Советского района. Но это уже совсем другая история.

Анна
 

Уважаемые читатели! Вы были когда-нибудь в Гомеле? Чем вам запомнился этот город? Как часто вы путешествуете по Беларуси? Ждем ваши комментарии!