В школе учат учителя, а дома — родители. Но нередко получается, что в школу пошел не только ребенок, но и взрослые, которые попеременно выступают то в роли ученика, выполняя за ребенка непосильные по сути и срокам задания, то в роли учителя, объясняя то, что учитель опустил или недостаточно проговорил
Раньше дети, идущие в школу, не умели читать и писать – там их всем учили, в то время как родители работали в поте лица. Потом образовательная планка повысилась, и в школу стали приходить уже читающие дети.
Теперь же стандарты размыты – никому не понятно, должен ли ребенок к первому классу уметь читать или его должен научить учитель. В результате в одном классе оказываются и те, кто читает книги, и те, кто едва знает буквы.
Марина, мама Алины (7 лет):
Дочка моя читает с 6 лет. Вспомниная свое детство, я считала, что должна научить ее читать к школе. Но в 1 классе таких, как она, оказалось всего пять человек. Остальные даже по слогам не могли читать. На обращения к родителям заняться с детьми чтением, реакция была одна: «Пусть учитель учит».
Ситуация осложняется тем, что в первых двух классах оценки не предусмотрены, а потом вдруг резко и программа усложняется, и оценки начинают выставляться в журнал: у детей стресс, у родителей – головная боль. Чтобы поступить после 4 класса в гимназию, нужны хорошие годовые оценки. Не все решаются пускать дело на самотек и сами садятся вместе с детьми за парты, чтобы контролировать процесс.
Елена, мама Марии (8 лет):
У нас гимназия с английским языком с 1 класса. Это, конечно, очень хорошо. Но уже ко 2 классу учителя разогнались так, что домашние задания-проекты по английскому приходится постоянно делать мне. А иногда даже не вместе с ребенком, а вместо ребенка, потому «задали на завтра».
Складывается впечатление, что учителя порой не соотносят свои задания и возможности самого ребенка. Не говоря уже про то, что могут быть занятия помимо школы – танцы, рисование, кружки разные. Ребенок по ночам учиться должен? Или родители должны быть репетиторами для детей?
В особенно печальной ситуации находятся родители детей, которые учатся во вторую смену.
Если воспитатель уроками не занимается, то получается, что уроки должны делаться вечером, а если, не дай Бог, есть еще какие-то увлечения, то и вовсе ночью. Должен ли воспитатель заниматься с детьми домашним заданием? Заставить воспитателя никто не может – он ведь не учитель. Ему главное, чтобы дети были сыты, целы и присмотрены. Потому все зависит от человека.
«После работы папы и мамы всей семьей делают уроки по 5 часов…»
После начальной школы программа усложняется, темп нарастает, а учителя-предметники становятся разными и, как это ни странно, соревнуются друг с другом по количеству и сложности заданий. Новые учебные пособия – отдельная сказка. Такое порой методисты загнут, что родители с высшим образованием не потянут.
Наталья, мама Ивана (12 лет):
В 5-6 классах школьники информационно перегружены. Даже отличники не справляются с гигантским объемом информации и выполнением домашнего задания. Порой неграмотно составленное методистом расписание, несогласованность при разработке планов и программ, а также отсутствие согласованности в действиях между учителями-предметниками ставит детей перед выбором, что выучить на следующий день на «хорошо», на «отлично».
Например, была ситуация, когда задали 2 стиха по белорусскому и русскому, 2 параграфа по истории, подготовка к самостоятельной или контрольной. При этом не забываем об отдыхе ребенка, кружках или спортивных секциях. И, естественно, родители хотели бы помощи по дому (не для помощи, а для воспитательного процесса). А выходит так, что после работы папы и мамы всей семьей делают уроки по 5 часов».
Есть мнение, что дети сейчас гораздо меньше способны усваивать информацию и самостоятельно учиться. Потому как лет 20 назад такой проблемы не было. Родители не висели над детьми – те пробивались в школе сами и получали по заслугам. Если ребенок не справлялся с уроками, родители не садились за стол вместо него.
То ли мы перенянчили своих детей, то ли гаджеты отнимают у них способность думать, но очевидно, что что-то то ли в самой системе образования, то ли в нашем отношении к ней уже пошло не так.
Обратим ли этот процесс? Есть ли выход? Вопрос риторический.
А как в вашей семье обстоят дела с домашними заданиями?


