Андрей Жвалевский о сюрпризах подачи и восприятия современного детского кино на прошедшем фестивале «Лістападзік»
На прошлой неделе мы оказались в жюри кинофестиваля «Лiстападзiк». Слова «детская и юношеская аудитория» настроили на легкомысленный лад — сейчас посмотрим пару сказок и мультиков и выберем самый качественное детское кино.
Но нет.
Во-первых, ни одной сказки. Как объяснила председатель жюри Мира Гавиарова, сказки сейчас почти перестали снимать.
Во-вторых, мультик был один, да и тот вне конкурса. Почти все остальное — очень качественное, очень непростое и не очень «детское» кино.
- беременность у пятнадцатилетних («Вратарь»),
- экологические проблемы («Приключения Нелли»),
- мальчик из детского дома и его «бракованный» отец («На уровне глаз»),
- эмансипация в Монголии («Маленькая охотница с беркутами»).
И снято, повторяю, очень качественно, без установки «детям и так сойдет». Выбирать было очень сложно. Наверное, закономерно, что главный приз получил фильм «Микроб и Бензин» абсолютно взрослого режиссера — Мишеля Гондри («Вечное сияние чистого разума», «Токио!», «Наука сна»).
Да, была на фестивале одна накладка. На фильмы 16+ почему-то приводили четвертые-пятые классы (и это в конце концов закончилось скандалом), но это не к организаторам претензия, это к тем деятелям от образования, которые уверены, что на детское кино человек может попасть только в результате «культпохода».
Честно скажу, несколько дней после фестиваля мы ходили как пристукнутые, все переживали — как «у них там» серьезно подходят к кино для подростков, а у нас…
И тут я начал вспоминать собственное советское отрочество
«В моей смерти прошу винить Клаву К.». «Вам и не снилось». «Курьер». «Пацаны». «Чучело». Я уж не говорю про «Маленькую Веру». Все это фильмы, мягко говоря, непростые, без «сиропа с розовыми соплями».
Лезем поглубже в историю. И что находим? Вот описание фильма «А если это любовь?» (1961): «Шок! Дети целуются в кадре! Мама проводит с дочерью беседу о половой жизни! Неужели в советском кино было такое возможно?». Повторяю: 1961 год!
Еще цитата: «…фильм не только о советской школьной системе, он достаточно серьезно раскрывает проблему существования в обществе одаренного ребенка, который в силу своих природных качеств просто не может идеально вписываться в систему». Знаете, о какой ленте речь? Об «Аттестате зрелости», снятом в 1954 году.
Это успокаивает. Если 60, 50 и 30 лет назад в СССР снималось проблемное кино — и получало хорошую критику, становилось киноклассикой, не вызывало никакой истерики — так чего же теперь переживать?
Да, подросток имеет право услышать с экрана слова, которые ему и так знакомы
«Беременность», «самоубийство», «мастурбация». Это не нанесет ему психологической травмы. И, уж конечно, не «развратит». Но зато он поймет, что режиссер разговаривает с ним серьезно, на равных. Честно разговаривает — и подросток начнет внимать. Это не предположение, во время «Лiстападзiка» я не раз наблюдал волшебное превращение: ироничный, недоверчивый слушатель проникался, переставал острить и шуршать фантиками, полностью погружаясь в сложное кино.
Только, дорогие учителя, больше не приводите десятилеток на фильм о подростковой беременности. Десятилеткам будет скучно, а вы заработаете лишний инфаркт. Водите на такие фильмы пятнадцатилеток. Уверяю вас — «Вратарь» в разы снижает риск ранней беременности и повышает ответственное отношение к сексу.
Подросток.бел
специально для Ребенок BY
А что из конкурсной программы «Листопада» понравилось вам?



