Родительский комитет – герои или злодеи? Прихлебатели угнетателей или Данко с горящим сердцем? Автору данной статьи довелось побывать по обе стороны баррикад. И надо признаться, что то, как выглядят конфликты из разных окопов, – это, как говорят в Одессе, две большие разницы
Многие родители считают, что родительский комитет им что-то должен, словно его члены сильно выиграли за счет своего положения и потому должны оправдать оказанное им доверие.
Иные даже подозревают, что члены РК находятся на особом счету у учительницы, потому к их детям положительно предвзятое отношение (в ущерб другим). Также нередка необоснованная уверенность, что «если бы я был в РК, все было бы организовано лучше».
Три мушкетера
Когда начинается бесконечная дискуссия о неоправданных и бессмысленных поборах в школе, в сознании возмущенного народа РК отказывается априори на стороне угнетателей.
Как же, ведь это они, как коллекторское агентство, «выколачивает» деньги из трудового народа на благо школьной администрации! А может, им еще за это какие-то льготы дают? А может, еще и приплачивают?..
Поверьте, ситуация на родсобраниях доходит до абсурда.
А ведь все почему-то забывают, что на первом родительском собрании учительница спросила, кто хочет в состав родительского комитета. И леса рук почему-то не было.
Только после пятиминутной паузы нашлись те, у кого зашкаливал уровень ответственности, кому не чужд трудовой героизм – те, кто согласился взять на себя закупку водички/бумаги/стаканчиков, дополнительных учебных тетрадей, организацию новогодних подарков, экскурсий, поздравлений учителей, покраски пола и оклейки окон и т.д. Т.е. все то, чем почти все остальные родители в классе не захотели заниматься, хотя эта вода и подарки и тетради и оклеенные окна нужны всем без исключения.
Эти люди оторвали кусок времени от себя, своего дома, своей семьи и потратили его на вашего ребенка, а вместо «спасибо» периодически получают упреки, почему то не так, это не эдак, почему не столько собрали, не туда потратили, вовремя не принесли стаканчики и т.д.
И члены РК вечно словно стоят на ковре и оправдываются.
Один за всех и все на одного
Худшая участь ждет того камикадзе, кто решился взять на себя «кассу» класса…
Мало того, что надо все время следить, чтобы отчетность была по каждой копейке и в любую минуту быть готовым ее предоставить, так еще и могут попрекнуть, что недостаточно рационально были использованы деньги класса: то есть купили нужное не там, где подешевле, а где смогли.
Нет, чтоб по городу поездить, к ценам на туалетную бумагу присмотреться, акции поискать, так позволили себе закупиться в ближайшем гипермаркете.
Миссия невыполнима
А собрать со всех эти самые деньги – та еще проблема. Гарантированно в любом коллективе найдутся товарищи (где один, а где и пять), с которых эти деньги (на салфетки/воду/стаканчики/подарки) будет просто не содрать! Даже если их ребенок будет хлестать воду литрами, расходовать по полрулона бумаги в день и даже заниматься по закупленным на весь класс тетрадям, с родителей получить полагающиеся деньги может оказаться просто нереально.
Ну не бить же их, пока не отдадут?! И на ребенке не отыграешься: он же не виноват, что родители так себя ведут. Он и пить хочет, и праздник со всеми отметить и т.д.
Юмор в том, что по шапке в итоге все равно получит кассир: «Почему нашими деньгами за него платите? Почему с него не собрали?»
Только на вопрос «Каким образом?» критики ответить не могут внятно.
А подарки (как детские, так и учительские) – это еще один больной вопрос, нарыв на теле класса.
Одни считают, что учитель и на шоколадку не наработал, другие ратуют за большой подарок, один – что детям не нужны сладости в подарках, другие – что нужно делать сладкий подарок.
Как вы думаете, на ком сходится перекрестный огонь всех спорящих? Правильно, на трех мушкетерах, которым больше всех в жизни надо.
Видимо, они как-то существенно выигрывают от того, будет в подарках шоколадка или нет, подарят учителю приличный подарок или не очень, поедут дети на экскурсию или не поедут.
Мало кто понимает, что добровольцы всегда вольны принимать решения самостоятельно.
Если надо, чтобы класс оформил какую-то там подписку, так оно надо в любом случае.
И вне зависимости от того, возьмутся эти деньги молча из кассы РК или учительница будет эти деньги (по 30 копеек с человека!) слезно выпрашивать на родсобрании, поскольку «это распоряжение директора», вряд ли для остальных это что-то сильно изменит.
Разве что нервов и времени больше будет потрачено, а результат тот же.
Паршивая овца
Автор далек от идеализации. В мушкетеры могут пролезть и очень авторитарные и весьма недалекие люди, жаждущие общественной деятельности, и просто непорядочные, которые встречаются всегда и везде.
Правда, последний вариант случается редко, но создает прецедент, который потом отражается на всех остальных добровольцах тенью подозрений. В том случае, если кто-то из РК вызывает стойкое обоснованное (а не просто не нравится!) недоверие, то лучше объявить ему импичмент.
Только при этом всегда надо быть готовым занять его место со всеми вытекающими.
Так что с родительским комитетом надо дружить, а не воевать. Это и по-человечески правильно (они заботятся о ваших детях) и предусмотрительно, а то ненароком могут предложить поменяться местами.
А как вы относитесь к участникам родкома в школе и садике у ваших детей?




