«А Ира с нами прилетела? Или она на этой планете и была?» Зарисовки о детской инклюзии

Инга Дубинина, мама 4-ех очень разных детей, руководитель центра проблем детского развития «Левания» считает, что до того, как процесс включения людей с инвалидностью в активную социальную жизнь пойдет в реальности, он должен случиться в нашем сознании

Инклюзия — она в головах. Вот только в них

 

Источник фото: wallpaperscraft.ru

 

Дети на этом инклюзивном пути — первые. Инга Дубинина описывает жизненные ситуации, раскрывающие детское отношение к проблеме инклюзии.

Занятие в Детском клубе

Он никакой не инклюзивный, и нету там спецалиста по инклюзии, но просто они нас позвали и стараются Иришу (дочь автора, ребенок с инвалидностью — прим. ред.) принять и понять.

В дни, когда мы приходим в клуб, переходят со сладостей на орешки и бывалые дети объясняют новым, что вот да — такая интересная Ирочка, которой надо иногда помогать подняться по ступенькам или провести ее за руку в игре.

 

Источник фото: wordpress.com

 

Когда мы пришли впервые, я видела пытливые детские взгляды, но они посмотрели, как-будто что-то состыковали в своих головах про эту странную девочку, и снова принялись за игру.

По тому, как дети аккуратно к ней отнеслись, я поняла что с ними, видимо, предварительно поговорили. Но я не уточняла как.

И вот дети играют в «ракету», все полетели на другую планету, вот-вот встретятся инопланетные эльфы, идет какой-то спонтанный сюжет у игры.

И вдруг один мальчик, маленький и потому очень искренний, прелестно, наивно, но очень точно лексически обозначает разницу между остальными детьми и Иришей:

Маша (это их фея-руководитель), а Ира — она с нами прилетела? Или она на этой планете и была?

 

Источник фото: nyt.com
 

Маша от неожиданности зависла (мы же помним, что у нее нет специального инклюзивного образования), но на одну минуточку зависла (у нее оказалось простое человеческое принятие), и тут же нашлась:

Ира? Ира с нами прилетела. Она наша. Но раньше она жила на этой далекой планете, и потому она знает их инопланетный язык, и может быть для нас переводчиком!

Дети все как один развернулись к Ире, на их лицах читалось понимание «так вот в чем дело-то!», и один самый смелый спросил:

Ира, это правда? Ты знаешь инопланетный язык?

 

королеваИсточник фото: freak-cabaret.com

 

Ира — со всей имеющейся у нее статью — кивнула головой и сказала:

Да.

Я в легком шоке наблюдала

За этой картиной. За этими извилистыми поворотами сюжета.

Была готова — если что — спасти ребенка (я уже все время готова, у меня безусловный рефлекс).

Как выкрутится Маша? Что ответит Ира, когда на нее смотрят много детских глаз? Как она  будет потом держать линию, если вдруг понадобится что-то переводить? С инопланетного-то?

 

Источник фото: haste-cdn.net
 

Но не понадобилось. Дети быстро унеслись за другой поворот сюжета.

Но я записала себе этот случай в голову большими буквами. Как великий образец. Простоты и принятия. Без инклюзивного образования.

Дети в инклюзивной школе в Польше

В этой конкретной школе инклюзивный принцип в воздухе висит, он просто уже везде.

Директор, например, рассказывает, что поскольку они взяли несколько детей с аутизмом, а им нельзя сладкое, оно им вредно (это говорит директор!!!), то в школе ввели правило: в школу сладкое не приносить, ни на какие перекусы.

Но нам же надо было дать детям что-то взамен? Так вот, мы везде расставили мисочки с орешками, орешки всем можно.

Источник фото: 4tololo.ru
 

Я готова была расцеловать такого директора, который в курсе, что для детей с аутизмом сахар — зло.

Но расскзать хочу не про директора, а про детей. Они же успели у этого директора перенять инклюзивные принципы.  

 

Источник фото: medium.com
 

Потому что именно их среда важна: как они впитали принятие, что у них в головах и какие у них реакции.

Дети сочиняют гимн класса, пишут придуманное на доске, галдят, обсуждают, стирают и снова пишут. 

Вроде вырисовались 2 куплета, отлично столбиком на доске вырисовались. Дети отвлеклись на что-то там, и в это время их одноклассник с синдромом Дауна подошел и стер слова с доски, то ли чистоту навел, то ли что.

 

Источник фото: sodainfo.ru
 

Какую бы вы ожидали реакцию детей? Удивляйтесь. Дети хлопнули себя по толковым инклюзивным лбам:

Йолки! Как это мы забыли про Филиппа? Как прозевали, и он все стер? Ну, это мы шляпы, конечно…

Так, Збышек и Кристоф — вы займите Филиппа, ну порисуйте, Филипп, ты рисуй пока герб! А мы все быстренько, пока свежее в голове, восстановим гимн.

И восстановили по-новой, за 5 минут.

 

Источник фото: 7ya.ru

Удивились? Не удивляйтесь

Так примерно в здоровой версии реагируют остальные дети в семье, где есть ребенок с особенностями. Они привыкли, они приняли его как часть жизни, его поведение и, может, даже странности.

Они не размахивают руками, и не требуют крови/мести/наказания, и не взывают к справедливости. Потому что они давно впитали, что справедливость — это придуманная штука, а разнообразие — естественная, природная.

Источник фото: ya-roditel.ru

 

И надо просто уметь учитывать это разнообразие — и тогда ты в порядке. И гимн записан, и благодарная мама (учительница) похвалит или денег даст.

И согласитесь: умение не виноватого наказать, а быстренько гимн восстановить — это же бесценное качество для любого по жизни. Таких же мы сами любим и хотим с такими быть.

Хотите, чтобы с вашими детьми вот так же было легко рядом? Это несложно приобретается через учебу в здоровой инклюзивной среде.

Пришли мы как-то с Ирой в …

А чего это все я? А подключайтесь. Ведь у вас хватает и своих интересных примеров. Совершенно жизненных. Как тех, что хочется запомнить, так и тех, что лучше бы развидеть… 

Источник фото: pravmir.ru

 

Подходите, вникайте, узнавайте о нас и наших проблемах. Будьте рядом. От одного этого – легче.

Колонку ведет:

Дубинина Инга – мама 4-х детей, очень разных детей, руководитель центра проблем детского развития «Левания».

Скажу сразу – повезло мне тут на широкий диапазон возможностей и качеств. Дети в моей семье и разных полов, и взрослые и маленькие, и нейротипичные и особенные, и приемный есть.

Я приглашаю вас на страницах этой колонки говорить о детях. О ваших и моих, о детях в целом, но с «уклоном» в сторону особенных детей, детей с инвалидностью. Ведь они точно есть где-то рядом с вами, даже если лично вас «бог миловал».

Если об этом говорить вслух, обсуждать, искать пути друг к другу, пытаться понять друг друга, говорить наружу – то внутри становится легче. Всем. И тем кто уже, и тем кто вокруг.

Я без претензии, что я могу говорить от лица всех семей, где есть дети с инвалидностью. Инвалидность – она очень разная, и потребности разные, и горести разные, и мнения внутри сообщества таких родителей разные.

Но все же я внутри темы, и я с активной позицией и потому многие вопросы, которые волнуют эту категорию родителей, я хорошо знаю, каждый день в этом живу и работаю.

Так что, добро пожаловать. Поговорить. О сложном.