«В понедельник — танцы, во вторник — английский, в среду и пятницу — фортепиано. Есть окошко утром в воскресенье. Думаю отдать на спорт». Иногда мама заполняет свою жизнь делами ребенка, полностью отказываясь от собственных интересов. Чем опасна мода на интенсивное материнство, рассказывает в интервью Pravmir.ru социолог Ольга Исупова. Публикуем текст с сокращениями.
Негласное соревнование: «Переплюнь подругу, устрой ребенка в десять кружков»
«Надо начинать играть на скрипке в три года, потому что потом будет поздно» — в логике таких матерей. Но разве кто-то в три года понимает о себе, что хочет стать великим скрипачом? Женщина принимает решение за ребенка.
Как показывает практика, дети потом не всегда говорят ей за это «спасибо». С другой стороны, есть направления развития, в которых и правда, если рано не начать, большим, например, спортсменом не станешь. Эта дилемма неразрешима.
Отчасти желание принять решение за ребенка — следствие нормативного давления общества: «Если все так делают, то я не могу так не делать». Но для огромного числа женщин водить в десять кружков нереально. Например, они являются добытчиками в семье, причем не по своей прихоти, а потому, что семья крайне нуждается в деньгах или это матери-одиночки. Не стоит забывать, что в нашей стране остаться без мужчины легко. Словом, совмещать десять кружков с работой, не говоря уж о собственных удовольствиях и личностном развитии — совсем не получается.
Например, сегодня нас окружают роботы. Что это может означать? «Если ребенок не будет программистом — не будет никем, ведь даже дворники никому не нужны», — рассуждают родители мальчиков. Любой ценой запихивают сыновей в математические классы, даже если ребенку это не нравится, а в интеллектуальном отношении ему ближе гуманитарные науки.
А как определить, что действительно не нравится математика. А то мало ли, не нравится, что даётся, но надо приложить усилия, почитать учебник и больше решать а математика — такая штука, что без практики решения ничего не будет.
Так что просто, прежде, чем в математический класс отдавать, надо избавить ребёнка от мышления: « хочу всё и сразу, не прикладывая усилий, » и привить то, что без труда не вытащишь и рыбку из пруда
А по теме согласен — с количеством кружков сумасшествие.
Это уж у кого какие таланты.