Был один учитель — стало много. Как помочь ребенку, который перешел в среднюю школу

С началом учебного года помощь в адаптации нужна не только первоклассникам. Пятиклассники тоже испытывают стресс, ведь в младшей школе с ними работал один учитель, а теперь — много. Школьный педагог-психолог Анастасия Петровская дала советы родителям.

Источник фото: Личный архивАнастасия Петровская

Для младшего школьника учитель — это его «вторая мама», отмечает психолог. В их отношениях много заботы, доверия, наставлений. При переходе в среднюю школу педагогов становится больше, и каждый приносит с собой не только новые знания, но и свой характер, стиль изложения учебного материала, требования.

— Привыкать приходится даже к определенному темпу и тембру речи. Например, первый урок вел учитель-флегматик: спокойно, медленно объяснял материал. А следующий урок  уже ведет учитель-холерик, у которого быстрый темп речи, он ведет себя эмоционально. Детям нужно время, чтобы привыкнуть к такому разнообразию в характерах.

Вторая возможная трудность  — это кабинетная система. В средней школе ребята не сидят в одном кабинете, а переходят из одного в другой, в зависимости от урока. В этом году пятиклашки, как и всем другие ученики, будут находиться только в своем кабинете из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки, но обычно им приходится привыкать к «кочевому образу жизни». Это может вызвать волнение.

Источник фото: Unsplash.com

Еще одна возможная сложность — смена коллектива, говорит психолог. Очень часто состав меняется по сравнению с начальной школой.  

— Новый коллектив — это всегда испытание, как для детей, так и для родителей, педагогов. Из своего опыта могу сказать, что именно здоровый микроклимат в классе составляет 70% успешной адаптации. Случается так, что в одном классе может оказаться слишком много «звезд», которые могут начать соперничать между собой или «подбивать» других ребят искать ребенка, с которым дружить не нужно. В таких случаях нужна слаженная работа родителей и педагогов для того, чтобы помочь детям преодолеть возникшие трудности во взаимоотношениях между одноклассниками. 

А еще в пятом классе меняются школьные задания: теперь они направлены не просто на воспроизведение материала, а на его анализ, высказывание личного мнения, что может быть сложным для некоторых детей.

— Ребенку нужно не просто прочитать и воспроизвести текст без ошибок, но и порассуждать, сделать альтернативные задания, опираясь на уже полученные знания. Также добавляется больше самостоятельности и форм заданий. Например, сочинить предложение с нужным количеством частей речи, найти ошибки в работе соседа по парте. 

Был один учитель — стало много. Как помочь ребенку, который перешел в среднюю школу: 4 комментария

  1. toomushchik-toomushchik22619

    Да, сейчас в начальной школе ребенок взаимодействует в основном с 1 педагогом. Но есть еще учитель физ-ры, пения, иностранного языка, и учитель ГПД (жаль, конечно, что ИЗО отдали на откуп учителю младших классов, это точно не на пользу развитию способностей детей). Т.е. ребенок на самом деле и в младшей школе взаимодействует не с одним учителем . И при переходе в 5 класс важен скорее не сам факт умножения количества учителей, а то, что исчезает «основной».

  2. marsi22638

    Где это дети в том году будут учиться в одном классе? И где это увеличили перемены?

  3. tanyamaksya22658

    marsi, Nori, а вы хотите, чтоб перемены увеличили?

  4. nori22972

    ТаняМакся, у нас в школе одна смена и перемены по 15 минут были все время нашего обучения. Мне, если честно, не имеет принципиального значения увеличат или нет перемены. Но я прекрасно понимаю, что есть дети, у которых все рассчитано по минутам и после школы им уже необходимо ехать на дополнительные занятия, тренировки, к репетиторам и т.д.

Обсуждение закрыто.