Mamochki.by

Когда идти к логопеду

СКОЛЬКО МОЖНО КАРТАВИТЬ?

 

– Если речь не выправится, плохо будут учиться, – говорит сотрудник лаборатории содержания и методов обучения детей с трудностями обучения Института коррекционной педагогики РАО, кандидат педагогических наук Валентина Алексеевна Киселева. – Трудности в письме и чтении практически обеспечены. 4,5 – 5 лет – это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Потому что до этого возраста еще идет формирование звукового строя речи и ребенок как бы пробует разные варианты звукопроизношения.

 

Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л». Большинство детей к 4 – 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.

 

Если же ребенок так и не научился правильно говорить, идите к логопеду. Причем сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, а задолго до него, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.

 

НУЖНА ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТА

  • Если в 2 – 3 года ребенок не различает звуки, а потому взаимозаменяет их. Например, говорит «сапка» вместо «шапка», но «шобака» вместо «собака». # Если к 3 – 4 годам ребенок не слышит слоги в слове. Он может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные – это основа слова, его ритмика. И нарушение слоговых структур – сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова.
  • Если ребенок говорит в нос. Такой «прононс» не всегда связан с аденоидами. Поднесите зеркальце к носу ребенка, и пусть он что-нибудь скажет. От дыхания зеркальце может слегка запотеть. Но если запотевание пойдет активно, значит, струя воздуха идет через рот. А ведь наша речь предполагает носовое дыхание.

ЧТО НЕОБХОДИМО УМЕТЬ К ШКОЛЕ?

 

К 6 годам ребенок должен знать все многообразие бытовых предметов: посуды, мебели, одежды. К сожалению, сегодня все чаще случается, что без малого первоклассник может впервые от логопеда услышать такие слова, как «дуршлаг» или «сарафан». Так что совет постоянно общаться с ребенком – по-прежнему актуален. Ведь даже чрезмерно деловым папе и маме нет нужды специально высвобождать время для разговора с дитем. Просто рассказывайте ему, как вы варите борщ, как меняете колесо в машине, как работаете на компьютере и т. д. Все это поможет малышу активно пополнять словарный запас.

 

Если же новые слова запоминаются с трудом, если ребенок не в состоянии выучить ни одно стихотворение – это тоже повод обратиться к логопеду. К 5 годам ребенок должен уметь правильно согласовывать слова в роде и числе, а к 6 – и в падеже. Он должен уметь образовывать и видоизменять слова, составлять предложения, правильно пользоваться предлогами, не путая их. И перед школой четко знать «право – лево», вчера – сегодня.

 

Незнание подобных вещей говорит о том, что у ребенка нарушены зрительное восприятие и оптико-пространственные отношения. Что это значит?

 

Представьте себе какую-нибудь картину, мы воспринимаем ее сперва целиком и лишь потом вдаемся в детали. У детей же фрагментарное восприятие, они видят картину по кусочкам и лишь потом складывают в единое целое. Но к 6 годам восприятие должно «повзрослеть» и стать целостным. Проверить это можно таким образом.

 

Нарисуйте ребенку картинку с массой подробностей. Домик с окошками, в одном есть занавеска, в другом – нет. Забор: справа грушевые деревья, слева – яблони. Из трубы идет дым. В левом углу – солнце, в правом – птицы и т. д. И пусть ребенок перерисует эту картину в точности. Не так и важно, насколько хорошо будет все нарисовано, важно, насколько точно. Если он деревья поменял местами или не увидел занавески – значит, он не замечает детали и зрительное восприятие нарушено.

 

В пространственных значениях: право – лево, верх – низ и т. д. – шестилетка уже легко разбирается сам. Но если даже после тщательных тренировок он путает эти понятия так же, как вчера – завтра, придется прибегнуть к специальным упражнениям, которые подскажет логопед.

 

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО

 

И все же до школы еще целое лето. Вполне достаточно, чтобы скорректировать речь будущего первоклассника, а может, и полностью исправить ее. Упражнения, которые предложила В. А. Чистякова, полезно делать и малышам – для профилактики логопедических проблем.

 

Чтобы у ребенка была красивая грамотная речь, ему необходимо полноценно владеть своим телом. Мы часто увлекаемся развивающими занятиями для головы и совсем забываем про тело.

 

А ведь плавание задействует абсолютно все мышцы, заставляет их работать, при этом корректирует мышечный тонус – все это «выравнивает» неврологию. Такие виды борьбы, как ушу, айкидо, помогают правильной постановке дыхания. А танцы развивают чувство ритма – фундамент фонетики. Кстати, для этих же целей поиграйте с ребенком в различение бытовых шумов. Пусть он на слух определяет звуки работающего миксера, закрывающейся двери холодильника, чирканье спички и т. д.

 

Не забывайте о мелкой моторике: массаж пальчиков и самомассаж – разогревание своих ладошек.

 

Спрячьте в кастрюлю с крупой какую-нибудь игрушку – пусть ребенок копается там, отыскивая машинку или пупсика и развивая таким образом тактильные ощущения. А можно игрушку положить в мешочек, чтобы ребенок на ощупь отгадал, что мама там спрятала.

 

Насыпьте в одну коробочку горох, в другую – фасоль. Поставьте их по разные стороны от ребенка и предложите ему одновременно складывать крупы в одну кастрюлю. Эта игра развивает координацию движений.

 

Чтобы ребенок соотносил себя в пространстве, постоянно уточняйте у него: что сзади тебя, что слева, что над тобой… А если развернуться в другую сторону? Учите проводить параллели: у тебя вверху голова, а у дома – … (крыша) и т. д.

 

Не ждите молниеносных результатов, должно пройти время. Придется несколько десятков раз проделать упражнения, прежде чем речь улучшится.

 

Елена Бабичева

 

 

 

 

Читайте также:

Дети, в школу собирайтесь!

Игры на развитие памяти

Обсуждаем на форуме:

Наши детки от трех до семи лет

 

 

 

 

Comments

  • zaicyonok22994

     Подскажите пожалуйста, нашему сокровищу 2 года и 8 месяцев и мы мало чего говорим…..   Стоит ли нам обращаться к логопеду

    07.05.2009 19:05
  • vikty22995

    Пожалуйста подскажите хорошего логопеда для 3х летнего ребенка. Проблемы с произношением “с”,”ш”, “р”, при разговоре высовывает кончик языка.  Желательно район Малиновка и близ лежащие. 

    03.10.2010 18:10
  • tatianaav22996

    где можно найти програму по развитию ребенка с ззрречи?

    26.12.2010 21:12

Sorry, the comment form is closed at this time.

Comments

  • zaicyonok22994

     Подскажите пожалуйста, нашему сокровищу 2 года и 8 месяцев и мы мало чего говорим…..   Стоит ли нам обращаться к логопеду

    07.05.2009 19:05
  • vikty22995

    Пожалуйста подскажите хорошего логопеда для 3х летнего ребенка. Проблемы с произношением “с”,”ш”, “р”, при разговоре высовывает кончик языка.  Желательно район Малиновка и близ лежащие. 

    03.10.2010 18:10
  • tatianaav22996

    где можно найти програму по развитию ребенка с ззрречи?

    26.12.2010 21:12

Sorry, the comment form is closed at this time.