Белорусские родители часто жалуются на то, что детям дают слишком много заданий на дом и приходится все вечера проводить за уроками. Мы решили узнать, какой объем домашних заданий получают школьники в других странах и как их успехи оценивают учителя.
Финляндия: «С 6-го класса домашнюю работу дети делают на ноутбуке»
Оксана — мама троих детей, живет в Финляндии. В семье двое школьников, которые учатся в 1-м и 9-м классах.
— Домашние задания в финской школе по сравнению с минской гимназией — небо и земля. Обычно они небольшие, их задают не каждый день. Это могут быть какие-то упражнения по математике или английскому. А на выходные вообще никогда ничего не задают. Я бы сказала, что в среднем дети тратят не более получаса в день на «домашку».
В старших классах бывают исключения, например, когда учитель просит написать эссе или выполнить какой-то проект.
— Но на такое большое задание дается обычно не меньше недели. Конечно, дети часто оставляют все на последний день, и тогда на домашнюю работу уходит больше времени.

Как я согласна с высказыванием этой мамы…..
Кто вообще придумал, что главная задача родителя школьника – делать с ним уроки? Кто сказал, что на домашние задания ребенка мама и папа должны потратить все свое свободное время? Почему в обществе укоренилось мнение, что зубрить, учить и вдалбливать с утра до вечера – это хорошо, а другой жизни – с долгими прогулками, уютными разговорами за чаепитием, семейным просмотром кинокомедий и просто таким иногда необходимым ничегонеделаньем – быть не должно, потому что «завтра контрольная,» «завтра доклад», «завтра проверочная», «завтра тест», «завтра снова в школу».
Да, я плохая мать! Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки. И дочь моя сама по вечерам тоже не хочет их делать. А другого времени у нас нет.
Современная жизнь такова, что почти каждый ребенок после уроков (а их 7-8!) куда-то идет – на секции, кружки, дополнительные занятия, в профильные школы. С учетом нагрузки родителей, городского трафика и прочего большинство людей собираются дома вечером. Мы, как правило, не раньше 20:00. Уставшие. С желанием элементарно пообщаться, поужинать, подготовиться к завтрашнему дню. И даже – грех какой – посмотреть кино или почитать книгу.
Но нет, нужно делать домашнее задание. Иначе завтра опять дневник будет пестрить «не готова к уроку», а я буду страдать от комплекса материнской вины.
Да, я плохая мать. У меня протестующий подросток, а не детка-ромашка. Она не хочет делать домашние задания. А я не могу стоять над ее головой и гавкать, как деревенская собака на проезжающие машины.
Потому что я много работаю. Потому что я устаю. Потому что я не помню математику за 8 класс. Потому что мне надо сварить гречку на утро и поджарить сырники (что получается далеко не всегда). Потому что мне надо погладить по голове мужа. Потому что вечером иногда у меня тоже бывают дела, встречи и мероприятия. Потому что у нас есть две кошки и собака, которые тоже ждут внимания. Потому что по выходным у нас дача, иначе можно сойти с ума. Потому что мне тоже еще «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота». Потому что я просто хочу отдыхать вечером.
Да, я плохая мать, как скажут сейчас многие. Я родила детей, а родительство – труд большой, нечего съезжать. А я и тружусь. Всю жизнь. Чтобы мои дети были здоровы, одеты, обуты, учились чему-то еще, кроме школьной программы, веселы, ездили на море и были моими друзьями.
И поэтому я не хочу по вечерам делать уроки. Я хочу с детьми просто разговаривать! Потому что я не считаю, что дети – это пожизненная кабала. Я считаю, что дети – это радость. И вечер – это время для радости, а не для скандала.
Господи, ну когда уже отменят домашние задания, как это сделали давно во многих школах мира? Почему нельзя ввести пары — на первом уроке заниматься теорией, на втором – практикой? Почему надо нести домой весь этот набор задач, когда это можно завершить играючи за 6-7, пусть даже за 8 часов….
21-й век ускорил жизнь, бросив нам много новых вызовов. Но в сутках не стало больше 24 часов. И сил, и здоровья больше не стало. И дети теперь другие. Почему нельзя это учесть, как это сделали те же финны?
Да, я плохая мать. Мой ребенок не хочет делать уроки дома. Я не убедила ее в ценности этого. А как я могла убедить, если я их сама ненавидела? Но мне «повезло» больше. Моя мама (по обстоятельствам) была домохозяйкой, и я с моими уроками была ее основной работой. И то я умудрялась вытаскивать книгу из-под стола и читать ее, как только мама закрывала дверь в мою комнату.
В общем, можете меня пинать как угодно, но я хорошая мать. И люблю свою непростую дочь.
Но в глазах общества я все равно плохая мать, а моя дочь – бунтующий подросток. Такими нас делает наша система образования.
У меня нет претензий к школе. У нас очень славная, душевная и во всех смыслах благополучная школа, которой я очень дорожу. Как и та, в которой я когда-то, сто лет назад, работала. И уже тогда, сто лет назад, я говорила о том, что надо полностью менять систему обучения, если мы хотим, чтобы в школе было по-настоящему интересно. Но воз и ныне там. Добавляют-убирают предметы, меняют идеологии, как носки, растягивают сроки обучения, придумывают новые вывески.
И ни одной настоящей, а не дутой реформы.
Начните с малого. Перестройте программу обучения так, чтобы не нужно было дома по ночам (хотя бы в будние дни) делать уроки.
Чтобы десятки тысяч матерей и отцов (уверена, что со мной многие согласятся) перестали считать себя плохими родителями.
А у противных подростков будет на один повод меньше для бунта.
А теперь пинайте. Все равно ведь я плохая мать….
В родительский чат учитель никогда не пишет домашнее задание: запомнить его — это ответственность ученика. И учитель просит родителей по возможности не помогать детям с выполнением домашней работы.
Очень разумно, по-моему.
Варианта два. Или родителям объединяться и «долбать, долбать, долбать», чтобы учили в школе. А не вытворяли всякую непотребщину как в соседней статье. Или тем, кого не устраивает, менять школу а то и страну проживания. Пока второй вариант единственно возможный. Потому что опять вернёмся к соседней статье. Поохали-поохали, утерлись, и дальше повели. В школе прослушаем про «фашистов», а потом будем во вторую смену учить за свой счёт.
Елена Бородако,
Конечно, я согласна с тем, что в школе куча проблем, и сама против домашки, но неужели в 7 классе ребенок сам не в состоянии сделать домашку?