Сексуальное просвещение среди школьников активно продвигается в таких странах, как Бельгия, Германия, Нидерланды и Швеция. В Беларуси подобной практики пока нет даже в перспективе, но это не значит, что тема для нас неактуальна. Нужен ли в школе предмет, на котором будут открыто говорить о сексе? Вот мнения родителей, учителя и психолога-сексолога.
Вера, 39 лет, один ребенок:
— Моему сыну уже 21 год. Когда он был подростком, у нас были доверительные отношения, хотя казусов в тех разговорах было не счесть. Говорить с сыном о сексе я пыталась лет с 12, девочки уже тогда вовсю его интересовали. Не всегда, конечно, получалось, но как могла, так я и говорила. Обычно на мои попытки объяснить, что такое презерватив и для чего он нужен, в ответ слышала: «Мам, я знаю». Анатомия как предмет всегда интересовала моего сына (кстати, поступил он на биологический факультет и учится уже на четвертом курсе).
К большому сожалению, у меня в детстве таких доверительных отношений с родителями не было, а разговоров о половом воспитании — и подавно. Возможно, поэтому я старалась максимально сблизиться с ребенком. Рада, что у меня получилось, может, не все было идеально, но я справилась.
Думаю, предмет о половом воспитании в школе точно бы не помешал. На таких уроках можно не только объяснять детям, что такое секс, но и обсуждать вопросы здоровья, взаимоотношения между мальчиком и девочкой и то, как их правильно выстраивать. Мне кажется, именно этого не хватает подросткам сейчас.
Лилия, 41 год, мама двух дочек — 6 и 15 лет:
— Я считаю, что предмет о половом воспитании должен быть обязательным: дети взрослеют рано — благодаря интернету и «продвинутым» сверстникам. Чем раньше школьники этот предмет начнут изучать, тем будет лучше для правильного формирования личности ребенка. Я бы его ввела, скажем, лет с 11−12. Учителем у мальчиков должен быть мужчина, у девочек — женщина. И человек не просто должен отрабатывать часы, а быть детям другом, психологом, не учителем! Иначе толку от такого предмета будет ноль.
Сама я разговариваю со старшей дочкой на «эти» темы регулярно. Мы общаемся с ней в формате подружек или сестер, а не как мать и дочь. Отношения действительно откровенные. Например, дочь знает, что я рано начала интимную жизнь и очень жалею об этом. У нас нет никаких барьеров. Возможно, она знает обо мне даже лишнее, но мне хотелось, чтобы дочка не совершила моих ошибок, была мудрее в своих поступках и решениях. На своем примере я также стараюсь объяснить, что нужно ценить в человеке духовную, а потом уже физическую красоту.
Моя мама, например, такие темы со мной не обсуждала. Видимо, стеснялась, поэтому я слушала «опытных» подруг. И когда девочки в классе рассказывали, «кто и с кем», я стояла в сторонке и думала, что моя девственность — это дефект, от которого нужно срочно избавляться…
Анастасия Викторовна, учитель математики, классный руководитель:
— О половом воспитании нужно говорить и в школе, и дома. Огромную роль в этом вопросе играют родители, но и школа не должна оставаться в стороне. Сейчас классных часов по этой теме нет. Но я слышу, что дети наедине задают друг другу «пикантные» вопросы, просят совета. Правильно организованные занятия помогли бы подросткам получить ответы на эти вопросы и справиться с комплексами по поводу своего тела и внешности.
Стоит ли вводить такой урок в школьную программу? Вопрос сложный. Можно начать с факультативов или каких-то дополнительных занятий с привлечением врачей — я считаю, что они более компетентны в таких вопросах.
Татьяна Тихомирова, психолог, сферы интересов — сексология, арт-терапия, гештальт-терапия:
На мой взгляд, знания о физиологии и анатомии тела ребенка можно давать детям, начиная с детского сада. Для малышей слова «пенис», «вульва» звучат так же обычно, как и «рука», «голова», «живот». Именно взрослые придают словам эмоциональный окрас либо стыда/смущения, либо нормы.
Некоторые исследования показали, что дети, которые знают названия своих половых органов, чаще всего избегают сексуальные преступники. Малыши гораздо сложнее ведутся на манипуляции, так как хорошо знакомы с правилами безопасности.
Уже в школе должен быть предмет, на котором дети смогут получать знания о том, как выстраивать романтические отношения; как справляться с расставанием; какие можно устанавливать межличностные и телесные границы. На занятия можно приглашать профессионалов узкой специализации: гинеколога, уролога и др.
В странах, где в школах присутствует половое образование, наблюдается низкий процент подростковых беременностей. Школьники более осознанно подходят к началу половой жизни и начинают ее на несколько лет позже, чем их сверстники из стран, где таких уроков нет. Ребята хорошо понимают, что такое секс, какие у него последствия и как их избежать.
Но, конечно, школа должна работать в тандеме с родителями. Задача каждого из нас — не игнорировать происходящие с ребенком изменения, давать поддержку на разных этапах развития, научить правилам безопасности (в том числе рассказать о безопасном сексе к 10−12 годам). По статистике, к ранним половым связям, беременности, заболеваниям приводит в том числе сексуальная неграмотность родителей.
Если ребенок застал вас врасплох своим вопросом, скажите честно, например: я не знаю ответа, давай я подготовлюсь и расскажу тебе или давай вместе найдем ответ на твой вопрос в этой книге. Так вы формируете доверительные отношения между вами, и в дальнейшем ребенок будет знать, что родители его не отругают, не застыдят, а поддержат. Ведь поддержка — такая важная и необходимая опора в диаде «ребенок — родитель». От себя пожелаю всем здоровья, быть услышанными и принятыми.
Анастасия Черканова, журнал «Город женщин»
Нужны ли уроки полового воспитания в школе? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Можно начать с факультативов или каких-то дополнительных занятий с привлечением врачей — я считаю, что они более компетентны в таких вопросах.
***
Согласна с этим мнением.
Но в первую очередь половым воспитанием детей должны заниматься родители.
—————-
На мой взгляд, знания о физиологии и анатомии тела ребенка можно давать детям, начиная с детского сада. Для малышей слова «пенис», «вульва» звучат так же обычно, как и «рука», «голова», «живот». Именно взрослые придают словам эмоциональный окрас либо стыда/смущения, либо нормы.
***
Оказывается, я не одинока )))
Вопрос, как всегда, в профессионализме исполнения. Всунут эту «допнагрузку» пожилой замученной жизнью училке, и будут родители потом гадать, почему ребёнок считает, что ППА — нормальный метод предохранения, а от мастурбации развивается шизофрения.
любую тему можно обсудить
любое обсуждение можно испортить
Знаю нашу школу и учителей, уж лучше просто учат, вот просто хотя бы учат. 2+2=4. А семейные ценности, половое воспитание, идеологию должны прививать родители. Ибо с воспитательной функцией наша школа не справляется, увы.
А так идея хороша, и вопрос важный и нужный, но исполнение будет аховое. Поэтому уж лучше мы сами. А школа пусть учит.
Знаю нашу школу и учителей, уж лучше просто учат, вот просто хотя бы учат. 2+2=4. А семейные ценности, половое воспитание, идеологию должны прививать родители. Ибо с воспитательной функцией наша школа не справляется, увы.
А так идея хороша, и вопрос важный и нужный, но исполнение будет аховое. Поэтому уж лучше мы сами. А школа пусть учит.
Проблема в том, что часто сами родители в этой теме не разбираются, либо считают, что ребенок ещё маленький, ему это ни к чему, а ребенку годиков 15. Очень часто воспитание сводится к угрозам, мол принесешь в подоле из дома выгоню, или эта тема обходится стороной.