Как учатся эстонские школьники, которые стали лучшими в Европе по тестам PISA

По результатам тестов PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), эстонские школьники заняли первое место среди европейских стран. Эта страна вошла  в пятерку лидеров в мире, уступив Китаю, Сингапуру, Макао и Гонконгу. Среди европейских стран следующая после Эстонии — Финляндия, Беларусь — в четвертом десятке.
 

Источник фото: Фото автора

Директор частной минской школы «Стембридж» Наталья Искорцева недавно побывала в образовательном туре по школам Эстонии и увидела своими глазами, за что учителя и директора благодарны местному Министерству образования.

—  Ни для кого не секрет, что образование выполняет госзаказ: какие люди нужны, тех и «клепаем». Во всей Эстонии — 1 300 000 человек. Всего. И там понимают, что человеческий капитал — залог успеха и устойчивости государства. Поэтому госзаказ звучит простыми словами: каждому ребенку должно в каждой школе быть хорошо и каждый ученик должен развиваться в соответствии со своими способностями и целями. А вы, школы, должны это сделать, и у вас есть полная свобода действий в процессе, а ответите — по результату. Иными словами, в Эстонии принят результат-ориентированный подход на основе доверия и профессиональной этики.
 

Источник фото: Фото автораГрупповая работа — один из важнейших навыков 21 века

Разумеется, чтобы доверять, надо предоставить возможности школам. Это, во-первых, про материально-техническое обеспечение. Во-вторых, про подготовку и повышение квалификации учителей. В-третьих, про систему координат в виде стандартов обучения. В-четвертых, про поддержку. Что все это значит?

Больше детей — больше денег у школы

Школа получает подушевое финансирование, то есть на каждого ученика из бюджета выделяется определенная сумма. Гимназии (10-12 классы) финансируются из республиканского бюджета, основные школы (1-9 классы) — из местных бюджетов. В среднем, это порядка 85 евро на человека в месяц. Так формируется бюджет школы, который расходуется на зарплаты и другие образовательные нужды. 

Базовый оклад учителей — 1300 евро за ставку в 35 часов в неделю, и он не зависит от предмета или стажа, категорийность учителей вообще устранена. Могут быть надбавки за классное руководство, а также преподавание на эстонском «стоит» дороже, нежели на русском. К сожалению, мужчин эти зарплаты все еще не привлекают, но здесь стремятся к гендерному балансу.

Источник фото: Фото автораГруппа педагогов из России и Беларуси, которые приехали изучать эстонский опыт

Хорошая материальная база

Государственный концепт цифровой школы означает, что в каждом классе есть проектор, экран, колонки  — это как минимум. И есть общая электронная среда, в которой происходит общение между школой и семьей, оценивание, там же доступ к материалам.
 

Источник фото: Фото автораЗанятия робототехникой. Современная альтернатива урокам труда

Бесплатное горячее питание

Питание горячее (и вкусное!) предоставляется всем ученикам бесплатно и по выбору. За родительскую плату может быть буфет или полдник, если дети долго остаются в школе. 

Современные учебники

Учебники тоже все бесплатные для учеников (хотя в открытом доступе стоят по 15-20 евро каждый). И когда заглядываешь в них, становится понятно, почему такие высокие результаты Эстонии в рейтинге PISA. Мало того, что они приятные и их хочется брать в руки, так они еще и наполнены так, что задания PISA не удивляют потом ребят: графики, связь теории с жизненными ситуациями, окружающими детей в современном мире, вопросы на развитие читательской компетентности и критического мышления и т.п.

И учителя подтверждают: сейчас дети не будут учить что-то только потому, что так написано в программе. Поэтому каждый урок начинается с ответа на вопрос: «Зачем это тебе надо или где тебе это пригодится в жизни?». Потому как путь к мозгу ребенка лежит через личный интерес, осознаваемую пользу или отношения между учителем и учеником.

Учитель — партнер и наставник

Переворачивается роль учителя: теперь ученик — активный участник всего процесса обучения, много работающий в команде, а учитель — посредник и направляющий на пути добычи знаний и навыков. Учитель-партнер, помогающий сориентироваться в жизни, а не указующий, нормирующий и контролирующий «взрослый». Оценка — конфиденциальная информация, поэтому никогда не произносится на класс.
 

Источник фото: Фото автора

Родители сами выбирают школу для ребенка

Уважение и безопасность —  в основе взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса на всех уровнях. Поэтому доверие — не декламация, а норма жизни. И школа сама заинтересована в том, чтобы так и было, потому как нет закрепления учеников за школами по территориальному принципу — родители и ученики сами выбирают, где будут учиться. А следом за учеником в школу приходит финансирование. Поэтому школы заинтересованы в том, чтобы быть привлекательными для своих учеников и их удерживать.
 

Источник фото: Фото автораДизайнерская роспись шкафчиков — подарок от архитектора новой школы. А стол — творческий проект самих гимназистов

Источник фото: Фото автораСлева — мягкий уголок библиотеке, где дети могут в уюте почитать. Справа — хранение учебных гаджетов в классе

 

Источник фото: Фото автораСтена для скалолазания нужна, чтобы дети побольше двигались на переменах

Прозрачность системы и никаких рейтингов школ

Еще один интересный момент про школы —  это прозрачность. На сайте каждой школы можно найти отчет о проведении самооценки. Он включает в себя основные части:

  • Управление и лидерство (как школа сработала по своему плану развития и общему плану работы и учебной программе);
  • Работа с персоналом (кого и как нанимали, как обучали, как работала конкурсная комиссия и т.п.);
  • Работа с заинтересованными сторонами (партнеры, родители, органы самоуправления, власти и т.п.);
  • Ресурсы (как и что привлекали, на что потратили);
  • Учебно-воспитательный процесс (сколько учеников, работа с учениками с особыми образовательными потребностями, реализация школьной учебной программы и т.п.).

Вся эта информация регулярно обновляется и находится в общем доступе для общества. Этот самоанализ государство, конечно, проверяет. Но не в сравнении с другими школами или образом идеала, а каждый раз —  в сравнении с результатами самой же школы в прошлом периоде и с поставленными школой целями. И не устраивает рейтингов — ведь школы, как и дети, изначально разные.

Источник фото: Фото автораАктивная перемена — дети танцуют под караоке

Министерство становится сервисом

В дополнение к этому министерство берет на себя сервисную функцию по отношению к школам: проводит анкетирование учеников, родителей, учителей, вспомогательного персонала  и администрации школы и предоставляет школам обработанную информацию о том, что в школе хорошо работает, а где есть проблемы и нужно вникнуть глубже, изучить ситуацию и что-то изменить.

То есть школа не «делает лицо» перед проверяющими органами, отчитываясь о том, как все замечательно, а министерство само изучает ситуацию объективно, помогает информацией в режиме: «Ситуация выглядит так-то, разбирайтесь сами дальше и развивайтесь на благо стране». Поэтому все учителя и директора школ говорят: «Мы благодарны министерству за то, что мы можем спокойно и качественно работать». 

Можно много всего перечислять из того, что происходит в эстонской школе и обществе в целом, но на самом деле, основной секрет прописан в Законе Эстонской Республики об образовании:

Статья 2. Понятие, цели и уровни образования  
Целью образования является:
1) создание благоприятных условий для развития личности, семьи, эстонской нации, национальных меньшинств, а также экономической, политической, культурной жизни эстонского общества и охраны природы в контексте мировой экономики и культуры;
2) воспитание людей, уважающих и соблюдающих законы;
3) создание каждому человеку условий для непрерывной учебы.

Статья 11. Общее образование
Общее образование является системой знаний, умений, навыков, ценностей и норм поведения, способствующей формированию постоянно развивающейся личности, способной жить достойно, уважать себя, свою семью, других людей, а также природу, выбрать и освоить подходящую профессию, действовать творчески и нести гражданскую ответственность.

Поездка в Эстонию была профинансирована программой MOST (Mobility Scheme for Targeted People-to-People-Contacts). Программа мобильности для целенаправленных межличностных контактов) — проект Европейского Союза, направленный на расширение контактов между гражданами Беларуси и ЕС с целью обмена передовым опытом и улучшения взаимопонимания.

Как учатся эстонские школьники, которые стали лучшими в Европе по тестам PISA: 4 комментария

  1. andkr22636
    bars1006:

    А самое главное — учебные программы здесь упомянуто лишь вскользь, сказано только про то, что учебники написаны понятным языком и задания там более практико-ориентированные по сравнению с нашими.

    Там сказано, что учебники заточены на прохождение теста PISA, в том числе поэтому такие высокие результаты.

  2. bars100622651
    Andkr:
    bars1006:

    А самое главное — учебные программы здесь упомянуто лишь вскользь, сказано только про то, что учебники написаны понятным языком и задания там более практико-ориентированные по сравнению с нашими.

    Там сказано, что учебники заточены на прохождение теста PISA, в том числе поэтому такие высокие результаты.

    Так и понятно, что на 90% именно поэтому высокие результаты Эстонии в рейтинге PISA.

  3. maryna-m22663

    А уровень знаний у этих детей они проверили? математику, физику, химию? Я сомневаюсь что по знаниям эстонские дети впереди планеты всей, вряд ли они обойдут Сингапур, Корею, Китай и даже сомневаюсь что обойдут Россию. Международные олимпиады только эти страны и берут медали, никогда не слышала чтоб эстонцы что-то выиграли по информатики, математике, химии или физике, я имею в виду серьезные предметы, реальные знания. Их школа это комфортное заведение, где не должно быть скучно, должно быть весело, легко и непринужденно. Конфиденциальность оценок это чтобы ты не знал какой ты на самом деле тупой и как ты отстал от остальных, чтобы не было мотивации, чтобы тебе не было стыдно за себя. В этих школах тебя убедят, что ты все равно уникальный, только потом эти уникумы работают официантами в Британии и искренне не понимают когда и что пошло не так, когда именно их уникальность дала сбой.

  4. muggle22656
    maryna-m:

    Международные олимпиады только эти страны и берут медали, никогда не слышала чтоб эстонцы что-то выиграли по информатики, математике, химии или физике, я имею в виду серьезные предметы, реальные знания.

    может у них нет такой цели, как выиграть на олимпиадах? Да и детей отдельно готовят к олимпиадам, и далеко не всех. Пару умнейших ребят погоду не делают, и если смотреть среднею температуру, то ещё большой вопрос, где дети умнее.
    И вероятно, что везде плюс-минус всё одинаково, просто кто-то гордиться олимпиадами, как и табличками на стене «лучший работник месяца».

Обсуждение закрыто.