Стоит ли родителям до совершеннолетия исполнять роль кошелька для своего чада или все же можно делиться «денежкой» с детским карманом? Не навредят ли детям просто так полученные деньги? Сколько давать? Должны ли они их зарабатывать?
Детские карманные деньги – проблема, которая не перестает волновать родителей, психологов, педагогов… и самих детей
Все мы помним, куда завели Буратино пять золотых монет… Умение распоряжаться деньгами – навык социальный: с ним не рождаются – его прививают родители в процессе воспитания.
Если же по каким-то причинам этот аспект был упущен, то жизнь, конечно, все равно «научит», но, возможно, с большими потерями.
Зачем нужны карманные деньги?
Самое расхожее возражение сводиться к тому, что ребенок не способен «правильно» распорядиться деньгами.
Во-первых, понимание «правильного» у родителей и у ребенка может не совпадать – то, что родитель сочтет мелочью, может быть в данный момент принципиальным для его чада (например, для положения ребенка среди сверстников).
Во-вторых, научиться распоряжаться деньгами – гораздо сложнее, чем их заработать. Многие из взрослых до конца жизни так и не осваивают эту науку и не выходят из состояния финансового кризиса. Возможно, потому что начали слишком поздно.
Скорее всего, первые полученные копейки ваше чадо на радостях спустит все и сразу на чипсы и жвачки… и вторые… и третьи…
А потом задумается и придержит для чего-то более нужного. Вот в этот момент и начнется процесс воспитания финансовой самостоятельности.
Свои деньги — это этап взросления
Возможность купить хоть мелочь без разрешения родителей очень важна для детей младшего школьного возраста. Деньги принадлежат миру взрослых. Дети их не зарабатывают и не контролируют.
Поэтому, приобщаясь к этому миру, ребенок начинает себя чувствовать тоже в чем-то взрослым.
Он начинает понимать, что не может получить все, что ему хочется, что иногда для получения желаемого надо отказаться от чего-то менее важного.
Следующая стадия взросления – способность накопить на более серьезную покупку. Тут, возможно, понадобиться подсказка родителей.
Но сам по себе факт осознанного откладывания говорит о способности ребенка расставить для себя приоритеты и контролировать свои сиюминутные желания.
Первые карманные деньги
В каком возрасте лучше начать практику карманных денег? Здравый смысл подсказывает, что для того, чтобы учиться распределять свои пусть и малые финансы, надо хотя бы уметь считать.
Раньше, чем ребенок научиться считать, деньги в его кармане не будут иметь никакой педагогической ценности. Получается, что в первом-втором классе школьник может уже вполне претендовать хотя бы на «три копейки» на булочку в буфете.
Уже в этом случае у него появляется шанс перетерпеть без булочки или конфеты и купить себе, например, наклейки.
Последовательность и стабильность
Важно помнить, что если деньги – это не выражение нашего настроения, а действительно осознанное средство воспитания, то одним из главных условий будет последовательность и стабильность.
Если оговорена какая-то сумма, то она должна выдаваться в установленные сроки и в том объеме, в каком вы уже пообещали. Сложно научиться планировать, если не знаешь, когда и сколько тебе перепадет.
Представьте свои чувства, когда вам задерживают зарплату или выдают ее не целиком. То же самое чувствует и ваш ребенок, если получает меньше огороворенного.
Можно возразить, что вы ему ничего не должны и он ничего не заработал. Да, не заработал. Но и вас никто не заставлял с ним договариваться.
Конечно, он вас за неисполнение не накажет. Но какой урок он при этом усвоит? Что примет за образец для своей взрослой жизни?
Урок должен быть усвоен
Если ребенок неразумно и очень быстро растратил свои средства, не стоит его жалеть и выдавать деньги раньше срока. Родители – не подушка безопасности и не страховая контора.
За несколько дней до начала следующей недели с вашим банкротом ничего не случиться. Зато у него будет время подумать, переварить опыт и более внимательно отнестись к следующей «получке».
Сколько давать?
Сумма – личное дело каждого родителя. Главный принцип – она должна возрастать постепенно по мере взросления ребенка. Любой ярко выраженный дисбаланс в детском коллективе, так или иначе, может сказаться на положении и поведении ребенка, причем в обоих случаях это, скорее всего, не пойдет ему на пользу.
Чтоб жизнь медом не казалась
Должен ли ребенок «зарабатывать» деньги или это просто «пособие» от родителей, добровольное пожертвование?
Часто родители, изрядно замученные добыванием хлеба насущного «в поте лица» и потрепанные начальством, выбирают вариант «зарабатывать», чтоб с младых ногтей жизнь медом не казалась. В этом случае сразу устанавливается прайс на работы по дому и школьные отметки.
Восприятие учебы в школе как работы приводит к тому, что получение хороших отметок приравнивается мысленно к должностным обязанностям и напрямую увязывается с «зарплатой» – карманными деньгами.
Но что станет с желанием учиться, если у родителей случиться финансовый кризис? И почему мама за приготовленный обед не получает ничего, кроме усталости, а ребенок на вынесенное ведро с мусором – шоколадку?
А принесет ли в старости сын стакан воды, если ему нечем будет заплатить? Получается, что установленное «равенство» оказывается неравенством для родителей.
Но не по прайсу, а по мере необходимости
Ребенок – член семьи. Муж ведь не просит жену, которая, например, сидит в декрете, «отработать» выдаваемые ей деньги.
Если ребенок – член семьи, он имеет право на часть семейного бюджета (не только в виде еды в холодильнике и одежды).
Но в таком случае, если он пользуется «благами», то берет на себя и часть обязанностей в семье. Но не по прайсу, а по мере необходимости.
Наказание «рублем»
Подобно тому, как родителя лишают премии за ошибку, ребенок может лишиться «кармана» за плохое поведение. В этом случае родитель рискует превратиться в самодура и постоянно шантажировать ребенка карманными деньгами, превратив их в средство для манипуляции.
Но ведь на работе лишают не всей зарплаты, а бонуса. Так и ребенку можно на время сократить «доход», но не отбирать полностью. При полном лишении маленький человек лишается того крохотного пространства свободы, которое у него было.
Это может плохо сказаться на отношениях с ним. Кроме того, если денег не будет у него, но будет у других, неокрепшая душа может впасть в сильное искушение «умыкнуть» их у другого. И, к сожалению, первые кандидаты на роль этого «другого» – сами родители.
Контроль
У родителей всегда есть большое искушение проконтролировать судьбу выданных денег. Можно поговорить с ребенком, расспросить о его планах, дать совет, как можно ими распорядиться…
Если ребенок получает деньги, за которые полностью отчитывается перед взрослыми, они не принесут ему никакой пользы. Это все равно что вы разрешаете малышу «дать тете денежку за мороженое», стоя у кассы.
Если малышу 3 года, это нормально. А если 12 лет? Лучше позволить ему самому приобрести свой финансовый опыт, даже если он будет негативным, чем постоянно ходить за ним со своим кошельком и предлагать «дать денежку на кассе».
А в каком возрасте ваш ребенок получил первые карманные деньги?








.jpg)




