«Мама, ты дура!» — отлично, дожили! Услышать такое от дочки, да еще при свидетелях!
Первая реакция – шок и стыд (при свидетелях же). Потом обида. Моя любимая красавица-дочка громогласно такое заявляет! И за что?
А за что, кстати? Разве вспомнить теперь? Что-то не дала, куда-то не пустила, может, пошутила неудачно? В памяти только эта фраза и немая пауза, как в кино. Все смотрят на тебя, ждут реакции, а ты…
Нет, психологов мы, конечно, читали. Знаем, что нужно сказать и сделать. И если бы не жаждущие справедливой расплаты родственники, эмоций было бы меньше, а толку больше.
Сказала бы, наверное, просто: «Не говори мне таких слов» или «Мне неприятно это слышать». Возможно, даже догадалась бы объяснить значение слова «дура». Ребенок-то мог и не знать, что говорит: так, ляпнул в сердцах. Но это если обида не затоптала здравый смысл куда подальше.
Реакция на обиду у каждого своя, и зависит, видимо от темперамента и привычек. Я включаю «умирающую овечку» и демонстративно ухожу страдать в «стойло». Там обычно мозг оживает и черные краски, к удивлению, оказываются серыми, а то и темно-синими.
И вот постепенно истеричное «что подумают другие» уступает место здравому «как сделать так, чтобы этого не повторилось».
Сначала понять – потом действовать. Вот бы не забывать этот принцип.
А вам доводилось слышать обидное от детей? Что вы при этом чувствовали? Как себя вели?
Людмила:
Менавіта дурай — не было, здаецца. Але злюкай, дрэннай мамай і іншымі дзіцячымі брыдкаслоўямі — бывае. На жаль, часцей яна вяртае тое, што выгаворваю ей я — у тых жа словах і інтанацыях.
Часцей за ўсе я вяду сябе класічна няправільна — саджуся на каня і пускаю аўтарытэт, гавару, што я маці, мяне трэба слухаць і паважаць. Калі гэта не спрацоўвае (а гэта амаль ніколі не спрацоўвае) гавару, што мне крыўдна такое чуць. Але, здаецца, з прычыны ўзросту, ёй усе гэтыя «дрэнна, добра, крыўдна, плаксіва, раніць, баліць» ды іншыя абстракцыі да фені-фені. Так і жывем.
Елена:
У меня один раз было: сын сказал, что я неуклюжая, как корова. Я сказала, что это обидно, он извинился и больше никогда не обзывал.
У нас был разговор о том, что обида и оскорбление, нанесенное близким человеком – самая больная, самая запоминающаяся, что это хуже всего.
Если я слышу, как ребенок обзывает маму дурой — я даже к маме хуже отнесусь, чем к ребенку. Ибо это продукт воспитания, на мой взгляд: не объяснила, не донесла. У нас в семье обидеть маму – самое страшное преступление.
	
	
	 
Екатерина:
Дурой не называли, но называли каким-то другим словом, типа «а ты баба». Я знаю, откуда корни. Так говорит муж, когда ему что-то не нравится. А дети всегда «начеку»: они пробуют, смотрят реакцию. Сказать, что я обиделась — нет, было чуть-чуть смешно, ведь это была взрослая реакция и интонация.
«Нечего на зеркало пенять», или сами с усами
Чего уж там. Был и у меня печальный опыт. За что тогда обозвала маму? Помню только, что она погрустнела как-то. Что-то мне говорила… Хотелось провалиться сквозь землю. Слова забылись, осталось только понимание: никогда так больше не сделаю.
Ирина:
До 7 лет точно не обзывала. Я была привязана к маме очень. Потом, когда появился отчим, у меня возникла ревность.
Он занялся моим воспитанием, и было обидно, когда он был не прав, но мама никогда не защищала. Тогда я не обзывала дурой. Я говорила, что ненавижу и что не нужна ей. Потом как-то все улеглось. Может, переходный возраст?
Марина:
О, я иногда маме такое говорила! Даже посылала в известном направлении. Слишком долго терпела – накопилось. Мама у меня жесткая, может так сказать, что остается только плакать в подушку, что я регулярно и делала. А потом выплеснула-таки на неё все. Мама просто впала в ступор. Она никак не ожидала такого от меня услышать.
А дальше, как в мужской драке, которая заканчивается «сообразим на троих». Сперва высказали все, что накопилось, потом поплакали, помирились. Теперь мама понимает, что я немного выросла. И обе мы поняли самое главное: чем больше говоришь друг другу слова любви, тем меньше злишься по мелочам.
	
	
«Мама — лучший тренажер»: комментарий семейного психолога Катерины Ковровой
	«Не пытайтесь воспитывать детей. Все равно
	они будут похожи на вас, воспитывайте себя»
	Английская пословица. 
	
	Ребенок «зеркалит» наше каждодневное отношение с миром, с близкими, друзьями и малознакомыми людьми. Он улавливает наш стиль общения, когда мы за рулем авто, в магазине, когда по телефону решаем каждодневные проблемы и справляемся с негативными эмоциями.
Искренне для себя ответьте: «Позволяете ли Вы себе оскорбления в адрес других людей? Может ли кто-то из близких грубо обратиться к Вам?» Если ответ утвердительный – начните с себя.
В любом случае, следует понимать, что наши маленькие исследователи находятся в самом начале своего пути, они разными способами познают себя, примеряют и мягкие, и плохие, и жесткие роли, нащупывают границы поведения, начинают осознавать, что можно, а что нельзя, учатся проявлять свои эмоции.
Еще в раннем возрасте необходимо очень четко дать понять ребенку, что укусы, удары, плевки и грубые слова неприемлемы. Поверьте, гораздо легче проигнорировать, обидеться, наказать или сделать вид, что кроха мал и не знает, что говорит и делает, но при этом есть большая доля вероятности, что подобное поведение будет повторяться из раза в раз.
Задача родителей в любой неприятной ситуации постараться вести с ребенком спокойный диалог: отведите малыша в сторону, опуститесь в один уровень с ребенком, посмотрите в глаза и на «доступном» языке приведите примеры того, что он может сделать или сказать по-другому, чтобы выразить свои негативные чувства.
Каждый раз эмоционально поощряйте и одобряйте малыша за проявленную выдержку и умение справиться со сложной для его возраста ситуацией.
Вместо «Итого»: а был ли повод?
Оказалось, что ребенок сказал не «дура», а «дука». Ведь учила же мама, что плохие слова в речи можно заменить другими, если очень хочется поругаться. Не в себе же злость держать? А услышала мама и родственники (надо ж им было уши развесить?) то, что ожидали услышать.
Да и окраску слову можно всякую дорисовать. Почему-то дурой быть обидно, а засранкой – нет. Или шкодливым карапузом. Или раздолбайкой… любимой. Даже дятлом быть не обидно, а вот дурой – больше не хочется.
	Екатерина Гринцевич
	с пожеланием быть только умницами
	
	Уважаемые читатели! А ваш ребенок обзывал вас когда-нибудь? Вы наказываете своего ребенка за плохие слова? Ждем ваши комментарии!

.jpg)