Помните видео, где учитель кричит на ребенка? Спросили у экспертов, откуда столько агрессии в школе

На днях мы рассказали об инциденте в минской школе: пятиклассник взял с учительского стола свой телефон, из-за чего педагог подняла на ребенка руку. После выхода материала в редакцию написали читатели, которые также сталкивались с агрессией педагогов. Почему учителя позволяют себе общаться с детьми в такой манере и можно ли это списать на «выгорание»? Есть ли способы предупредить конфликты и как родителям разговаривать с ребенком, чтобы быть в курсе происходящего в школе? Попросили экспертов поделиться своим мнением.

Источник фото: unsplash.com

Педагог, психолог, специалист по семейному неблагополучию и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Наталья Поспелова отработала в системе образования 28 лет. Она считает, что корень подобных конфликтов между учениками и учителем — в профессиональном выгорании педагога:

— Особенно ярко такое состояние проявляется через 2−3 года после начала работы по специальности, на 7-й год и после 15 лет в профессии. Учителя — это доноры. Как бы банально ни звучало, но мы вкладываем в детей или других людей часть себя. На каждого ребенка у нас ласковое слово, взгляд, интерес, к каждому надо найти подход. Да что там — нас даже оценивают по детям, говорят: «Вот она умеет держать класс», «Она может увлечь аудиторию».

Учителя вкладывают в детей свой интеллект, заботу, внимание и происходит не только эмоциональное опустошение, но и профдеформация. Рано или поздно педагоги начинают, по мнению окружающих, «кричать», но мы не кричим: мы так раз-го-ва-ри-ва-ем: громко, четко. Складывается впечатление, что мы либо что-то постоянно скандируем, либо слегка не в себе. Такая речь — это тоже одно из проявлений профдеформации.

Мир учителя за годы работы сужается настолько, что каждый семейный праздник — это «педсовет», а 8 марта и Новый год — не праздники вовсе, ведь учителю надо либо дежурить на дискотеке, либо участвовать в «родительском патруле».

Бывает, что учитель работает на постоянном эмоциональном подъеме — так, что у него нет времени ни поесть, ни кофе выпить, ни в туалет сходить. То есть человек настолько напряжен на работе, что не замечает естественных потребностей тела — это нехорошее состояние.

Как справляться с профессиональным выгоранием? Есть общие рекомендации, но прежде всего надо уметь опереться на самого себя, коллектив или близких людей.

Сам человек должен адекватно воспринимать свои возможности и потребности, давать себе время на отдых. Больше повезло тем, кто не зацикливается лишь на работе и у него есть другие интересы. Учителя ведь обычно тянут на себе все указания свыше. По принципу «Родина сказала надо, комсомол ответил есть!» Тянут, берут не ставку, а полторы-две. И хорошо, если приходит понимание: я устал, нужна подзарядка. Хорошо, если есть возможность и готовность прийти к руководству, попросить о снижении нагрузки. Грамотный директор обязательно подчиненного услышит.

Во-вторых, должна быть поддержка коллектива, руководства. Признание коллег — это та отдушина, которая помогает справляться со стрессом и дает учителю сил. Психологические тренинги для учителей тоже могли бы стать отличным способом снять напряжение, поговорить о своих проблемах и справиться с ними.

Очень важно, чтобы учителя поддерживала семья. Сложно работать, если твои устремления, твой выбор быть педагогом не принимается родными. Но если вас поддерживают — шансы оставаться в профессии надолго увеличиваются.

В то же время выгоранием нельзя оправдать поведение учителя, когда он поднимает руку на ребенка. Дети не обязаны выслушивать агрессивные слова в свой адрес, они — заложники ситуации. Если учитель не владеет самим собой — это его проблема и руководителя, но только не ребенка.

— Когда я слушала учителя из ролика, подумала: она уже одним только криком почти ударила школьника. Вспомнилась аналогия с миром животных и фраза из произведения Виталия Бианки: «Медведица грозно зарычала и нанесла удар». Вот и здесь: своим криком учительница показывала, как же ее все это достало, она — на грани.

Источник фото: Pexels.com

«Ребенок должен знать, что является нормативным поведением, а что неприемлемым»

Нам не удалось поговорить с мамой ребенка, который попал на видео. Факт того, что между инцидентом и оглаской прошла неделя, дает повод предположить: мальчик мог ничего не рассказать родителям или же они посчитали этот инцидент недостаточно серьезным. Почему так происходит, рассуждает семейный психолог, член Белорусской ассоциации психотерапевтов и Европейской ассоциации гештальт-терапевтов Анна Матуляк:

— Ребенок должен отличать, какое поведение является нормальным, а какое — неприемлемым, причем не только со стороны учителей, но и со стороны любого взрослого. Эти знания изначально закладываются в семье. Если родители повышают голос, физически наказывают ребенка, то он, конечно, может стать нечувствительным к этому — будет считать нормой. Однако крик или физическое насилие все равно травмируют.

Важно выстраивать доверительные отношения в семье задолго до того, как у ребенка начнут появляться секреты. Если мама приходит домой с работы и рассказывает, как у нее прошел день, что удалось, а что нет, то и ребенок со временем начнет делиться событиями из своей жизни и будет воспринимать это как семейную традицию.

До определенного возраста (чаще всего речь идет о младшем подростковом) дети рассказывают родителям все. Но со временем общение может свестись к минимуму. Отчасти так происходит, когда родители не подпитывают коммуникацию, а ограничиваются вопросами «Что получил в школе? Как прошла контрольная?» Ребенок начинает замыкаться и утаивать информацию.

Обычно этому способствует и обесценивание эмоций ребенка: если мама говорит «Ой, подумаешь, какая ерунда, нечего из-за этого переживать», в следующий раз он никогда не скажет маме о произошедшем. Негативные ощущения останутся, но родные об этом не узнают. Нужно быть готовым выслушивать любые жалобы от ребенка, какими бы незначительными они ни казались.

Важный момент: чтобы дети могли защитить себя от кого-то, они должны уметь говорить «нет» любому взрослому, даже родителю. Навык самозащиты формируется так: сначала родители активно защищают ребенка, а потом ребенок учится защищать свои границы самостоятельно, в том числе и через противостояние взрослому. Важно, чтобы родители могли услышать это «нет».

Понаблюдайте за своим ребенком. Если он грустит, но остается работоспособным, спит, ест, учится, не отказывается идти в школу, то все в порядке. Периоды грусти — это нормально, ведь с возрастом у ребенка появляется все больше секретов от родителей (и не обо всех нужно знать), он может переживать свои маленькие проблемы наедине с самим собой. Но если родители все равно встревожены, разговор с классным руководителем или одноклассникам будет нелишним.

Вообще любое изменение в поведении ребенка — это повод поговорить. Если в семье здоровая атмосфера, ребенок будет откликаться на посылы родителей. Обращение может быть таким: «Я вижу, что что-то не так, меня это беспокоит. Я понимаю, что у тебя могут быть секреты, но мне важно убедиться, что тебя никто не обижает».

Составить такой разговор можно даже без доверительных отношений. Честно скажите, что вас беспокоит, предложите пойти к психологу. Диалог при этом постройте так: «Ты можешь не хотеть об этом говорить, но мы можем пойти к психологу, который не будет выдавать твои секреты и поможет тебе разобраться с проблемой».

Касательно ситуации с видео, ребенка надо обязательно защитить. У родителей не должно быть опасений по поводу того, что испортятся отношения с учителем или администрацией школы. Ребенок должен видеть и чувствовать, что враждебное и неуважительное поведение абсолютно неприемлемо.