Разговор за едой с девочкой Д., семи
	с половиной лет.
	— Ешь! Ешь немедленно!
	— Мама, ну я не хочу, я не люблю рисовую кашу
	с изююююмооом… ыыыыыыыыыыыы….
	— Ешь, кому говорят! Дети в Африке за ложку
	такой каши маму родную бы продали!
	Пауза минут на пять…
	— А кому?
	— Что – «кому»???
	— Ну кому бы они продали маму родную, если все
	поголовно голодают?
	Занавес… 
	
	
	 
*****
Скажите, а вы умеете воспитывать детей?
Умеете? А где учились? Отправьте меня туда. Пожалуйста…
Есть такая расхожая фраза, что на каждой кухне сидит по президенту страны и по тренеру национальной сборной по футболу.
Мы любим, уставившись в телевизор, покритиковать политику партии и попререкаться с Соловьевым или Веллером. А что, удобно – они тебя не слышат, однако мнение высказывать не мешают, и есть шанс почувствовать себя ну таким умным… таким политически грамотным и экономически подкованным…
Так и с воспитанием. Все мы очень хорошо знаем, как надо воспитывать детей. Особенно чужих. Особенно в песочнице или на танцах. Чье-то чадо обсыпается песком и с криком выхватывает у других детей игрушки?
Ух, я бы его сейчас ремнем, да по заднице, по заднице… а мамаша его стоит и в ус не дует. Невоспитанные оба, сразу видно! Фу, Андрюша, не дружи с таким гадким мальчиком…
Девочка Эвита (Эвита, вы слыхали что-то подобное? Выпендрежники невоспитанные, рукавом нос утирают, а все туда же!) на занятиях танцами не слушает педагога, а носится по залу, не обращая внимания на мамино шипение из щели между дверями и косяком.
	Фу, какая нехорошая, непослушная девочка, что за мамаша у нее, не в состоянии ребенка приструнить! Я бы на месте этой мамы (дальше можно подставить что угодно – отлупила, за ухо из зала вывела, объяснила, пресекла…)!
	 
	
	А наши дети всегда идеальны?
Не шумят, не требуют чужую игрушку, не ковыряются в носу и не сбивают с толку остальных детей на занятиях? Да? Ух, как нам повезло-то…
А вот неправда это. Нет идеальных людей и нет идеальных детей. Любого ребенка при взгляде со стороны есть в чем поправить, есть за что наподдать.
Только мы за своими детьми не всегда замечаем эти шероховатости – или же списываем их на возраст, недосып, перевозбужденность, характер… но крайне редко – на воспитание! То есть в других мы недостаток этого воспитания видим, и очень хорошо знаем, как с этим бороться, а у себя как-то не очень…
Наверное, это все рассуждения на тему соломинки в чужом глазу. Но как же это мешает жить на самом-то деле! Мне – мешает.
	Я злюсь на себя за то, что мои дети не так хорошо воспитаны, как могли бы – но я оооочень хорошо знаю, как бы замечательно я воспитала и драчливого Андрюшу из песочницы, и неуправляемую Эвиту с танцев. Но свои – это свои. И признать, что все не так хорошо, как могло бы быть – это признать свою некомпетентность в воспитании детей вообще и своих в частности.
	 
	
	Как научиться воспитывать своих детей? Помогут ли нам в этом умные книги, опыт бабушек и мам? 
Возможно, кому-то помогут. А кто-то из чувства противоречия не будет следовать маминым советам — да что она понимает, мама, а тем более – бабушка, тогда время другое было!
А сейчас нам столько всего нужно успеть, жизнь такая стремительная… вот и не находим мы минутки, чтобы присесть на корточки перед своим малышом. Поговорить с ним, объяснить, как надо себя вести в песочнице и что драться – некрасиво.
Вместо этого мы боремся со следствием нашего невнимания, одергиваем детей, прикрикиваем на них. А они просто не знают – как надо? Мы им не рассказали, понадеялись на то, что сами сообразят…
	Это утрированно. Конечно, мы стараемся предусмотреть и предотвратить какие-то острые моменты, не дать малышу стать совсем уж неуправляемым и непослушным. Но суть воспитания, как мне кажется, не совсем в этом.
	 
	
	Я помню, что меня НЕ воспитывали – со мной разговаривали
Всегда. Что, у моей мамы было больше времени, которое она могла посвятить мне? Она работала на двух работах, до какого-то времени перемещалась по городу на общественном транспорте, зачастую с несколькими пересадками, бегала по магазинам в поисках хоть каких-то продуктов (80-е и 90-е, все помнят?)
Неужели у меня этого времени меньше? А если не времени – чего тогда мне не хватает?
Да, сегодня у нас больше возможностей заниматься детьми – множество школ раннего развития, художественных студий, всевозможных семейных центров, секций и прочего.
Но я ловлю себя на мысли, что мы с легким сердцем сбрасываем с себя ответственность и перепоручаем наших детей кому угодно – тренеру, педагогу, художественному руководителю, няне… тем, кто в нашем сознании ассоциируется с профессиональным воспитателем, человеком, который точно умеет воспитывать!
А оправдываемся тем, что ведь мы молодцы, ребенок не дома перед телевизором киснет, а развивается, занимается, оздоравливается!
А мне кажется – это от неумения общаться с ним. Мы купим ему абонемент в секцию, отвезем, подождем час-полтора под дверями, отвезем домой, где он обложится дорогими игрушками – и как бы наш родительский долг выполнен… А выполнен ли он?
Никаких выводов не будет и быть не может. Это всего лишь рассуждения, мысли вслух на вечную тему – что я делаю, что я могла бы сделать, и чего не делаю. Но мне кажется, что подобные мысли время от времени посещают любую маму…
А самое при всем этом удивительное – что наши дети растут мудрыми и добрыми. Откуда-то они узнают, какими мы хотим их видеть… И стараются не огорчать маму. А если случайно и огорчат – исправятся, повинятся, пообещают больше «никогда-никогда!»
	…и девочка Д. рисует портрет мамы сказочной красоты, а не в виде задницы на фоне монитора. А мальчик М. подходит, берет бестолковую маму руками за щеки и тихо-тихо говорит – мамотька, ты плинсеса…
	 
	Уважаемые читатели! Как вы воспитываете своих детей? Всегда ли они послушные? На ваших детей жалуются соседи, учителя в школе, воспитатели в детском саду? Ждем ваши ответы в комментариях!
	 
Читайте также:
Колонка редактора: Научный эксперимент о ненаучном воспитании
Ребенок с моторчиком: гиперактивный или нормальный?
Обсуждаем на форуме:
Семейный навигатор:
Детские развлекательные центры
Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях!

.jpg)

