«Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком
для них является внимание, которое им всецело уделяют
взрослые, особенно папа с мамой»
Г. Доман
Имя Глена Домана, американского врача-физиотерапевта, знакомо многим. Кто-то просто слышал где-то это имя, кто-то занимается со своими детьми по методике этого удивительного человека. Сегодня мы предлагаем познакомиться с ним и делом всей его жизни – методикой раннего развития Домана.
Шанс для особенных детей
Свою врачебную практику Глен Доман начал ещё в 40-ых годах, в обычной больнице обычным врачом. Работу Домана прервала Вторая Мировая Война, вернувшись с которой, он возвращается в медицину. Долгое время Доман посвящает себя работе по восстановлению детей с тяжёлыми нарушениями нервной системы и головного мозга.
В 1955 году в Филадельфии Глен Доман основывает Институт Развития Человеческого Потенциала, в котором он со своими единомышленниками продолжает работу по созданию уникальной методики для больных детей. В ходе многолетних исследований учёные пришли к выводу, что при лечении таких ребят нужно устранять не последствия болезни, а заниматься лечением самой первопричины, т. е повреждённого мозга. По мнению Домана, для достижения успешного результата, физическое и умственное развитие должно всегда идти рядом, так как только гармоничное сочетание этих двух понятий помогут больному ребёнку достичь результата.
В ходе лечения ребята стали показывать ошеломляющие результаты, порой не то чтобы догоняя своих здоровых сверстников, но даже перегоняя их по некоторым показателям. Во время лечения здоровые братья и сёстры больных деток нередко включались с ними в процесс обучения и по истечении некоторого времени стали также как и они показывать успехи. Сделав такое неожиданно заключение, Доман решает несправедливым оставлять обычных детей без развивающей методики.
Гений в каждом из нас
Доман утверждает, что каждый ребёнок гениален от рождения. Задача родителей поощрять гениальность в своём ребёнке. Делать всё возможное, чтобы малыш проявлял свои способности. Одним из залогов будущего успеха является активное поощрение двигательной активности ребёнка, начиная с первых дней его жизни:
- нужно закалять ребёнка,
- развивать его плавательный рефлекс,
- помогать ему ползать,
- а впоследствии, ходить и бегать.
Ребёнок, живо интересующийся окружающим миром, познающий его активно, развивается быстрее своих «стеснительных» сверстников.
Так же необходимо поощрять и любознательность малыша. Глен Доман считает, что все дети являются отличными «зубрилками», т. е. им намного легче, чем взрослым, заучивать сухие факты. Причём им для этого не нужны долгие повторения и заучивания, достаточно лишь несколько секунд.
30 секунд для гениальности
Основным инструментом обучения в методике Домана являются тематические карточки. На них изображены различные группы предметов на белом фоне, ниже размещается название предмета, написанное красным шрифтом. Начинать рекомендуется с простых слов, знакомых малышу, название которых состоит из одного-двух слогов.
В ходе исследования Домана было установлено, что наиболее активная работа мозга у человека происходит в первые семь лет жизни, поэтому, чем раньше начинаются уроки, тем лучше.
Занятия проводятся в комфортной для ребёнка обстановке, с хорошим настроением у обоих участников процесса. Первый раз показывают 5 карточек, на каждую отводиться 1 секунда, а название громко и чётко проговаривается ребёнку. Показ должен длиться не более 30 секунд, но проходить несколько раз в день. Через несколько дней вводятся новые карточки, а выученные убираются.
Схожим образом происходит обучение математике. Ребёнку показываются карточки с изображёнными на них красными точками. Карточки должны быть одинакового размера, на каждой разное количество точек, хаотично разбросанных по карточке. Почему точки? Ребёнок немножко иначе воспринимает явления и предметы. Цифра для него абстрактное и непонятное пока понятие. Ему намного проще понять, что такое два яблока, чем просто понятие два. Как только малыш освоит точки, их можно будет складывать в простые примеры.
Последним этапом является усвоение энциклопедических знаний. Этот этап также происходит при помощи карточек. Изображения могут быть абсолютно любыми:
- великие учёные,
- музыкальные инструменты,
- деревья,
- дикие животные и многое другое.
Эти карточки демонстрируются также как и все остальные.
Чем дальше вы продвигаетесь в обучении, тем больше оно усложняется. Если раньше вы могли просто назвать предмет, то дальше необходимо всё больше и больше разворачивать своё объяснение.
Здравый смысл
Как и любой методики, у методики Глена Домана есть свои хорошие и плохие стороны.
- Начнём с плохих. По традиции.
Демонстрация карточек не позволяет ребёнку активно участвовать в процессе обучения. Он просто пассивно воспринимает информацию, что в дальнейшем может дать негативные результаты. Ребёнок привыкнет получать готовую информацию и не будет стремиться добывать её сам. Огромное количество фактов может перегрузить психическую и эмоциональную систему малыша. Самым меньшим проявлением перенапряжения может стать раздражительность. А там и до мигреней не далеко. Большое количество неизвестных фактов просто будут знакомы ребёнку, не имея возможности применить эти знания, он просто о них забудет.
Сами же карточки, а именно их изготовление, подборка, приготовления к каждому занятию – это трудоёмкий процесс, занимающий много времени, которого у современного родителя не так уж и много.
Сам ребёнок не готов долго сидеть на месте. Ему хочется движения и познания мира именно в движении. Вскоре он может совсем отказаться от изучения материала.
Всех этих негативных факторов можно избежать, если относиться к обучению ребёнка без фанатизма (это я вам как педагог говорю). Умелое сочетание разных методик и дозирование объёма информации действительно могут дать положительный результат.
Данная методика, применяемая к больным деткам, приносила ошеломляющие результаты, по большей части благодаря огромному желанию родителей помочь своим крошкам. Для многих из них методика становилась смыслом жизни, который давал шанс их детям на нормальное существование.
- Положительная сторона
Положительным, несомненно, является то, что Доман призывал родителей как можно больше уделять внимания свои детям. Он говорил, что родители сознательно забивают головы детей ненужной информацией. Ведь так просто объяснить ребёнку то, что он хочет узнать. Не избавиться от него простым и жестоким словом «отстань», а рассказать, что тот предмет, на который он указывает – это дерево, называющееся каштан, что его плоды — каштаны, используют во многих целях и предложить собрать несколько. Правда несложно? Как часто вы лично так делали?
Закончить мне хочется словами самого Домана: «Никогда не стоит забывать о том, что чудеса заключаются не в методиках, а в самом ребёнке».
С пожеланием успехов, педагог и любознательная мама,
Кустова Наталья.
Уважаемые читатели! С какого возраста вы начали заниматься с ребенком? Какая методика вам больше понравилась? Пробовали карточки Домана? Ждем ваших ответов в комментариях!
Читайте также:
Как вырастить гения и не погубить детство?
Как выбрать школу развития для ребенка
Обсуждаем на форуме:
Семейный каталог:






