Архив рубрики: Раннее развитие

Раннее развитие по методике Глена Домана

«Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком

для них является внимание, которое им всецело уделяют

взрослые, особенно папа с мамой»

Г. Доман
 

Раннее развитие по методике Глена Домана


Имя Глена Домана, американского врача-физиотерапевта, знакомо многим. Кто-то просто слышал где-то это имя, кто-то занимается со своими детьми по методике этого удивительного человека. Сегодня мы предлагаем познакомиться с ним и делом всей его жизни – методикой раннего развития Домана.
 

Раннее развитие по методике Глена Домана

Шанс для особенных детей

Свою врачебную практику Глен Доман начал ещё в 40-ых годах, в обычной больнице обычным врачом. Работу Домана прервала Вторая Мировая Война, вернувшись с которой, он возвращается в медицину. Долгое время Доман посвящает себя работе по восстановлению детей с тяжёлыми нарушениями нервной системы и головного мозга.

В 1955 году в Филадельфии Глен Доман основывает Институт Развития Человеческого Потенциала, в котором он со своими единомышленниками продолжает работу по созданию уникальной методики для больных детей. В ходе многолетних исследований учёные пришли к выводу, что при лечении таких ребят нужно устранять не последствия болезни, а заниматься лечением самой первопричины, т. е повреждённого мозга. По мнению Домана, для достижения успешного результата, физическое и умственное развитие должно всегда идти рядом, так как только гармоничное сочетание этих двух понятий помогут больному ребёнку достичь результата.

В ходе лечения ребята стали показывать ошеломляющие результаты, порой не то чтобы догоняя своих здоровых сверстников, но даже перегоняя их по некоторым показателям. Во время лечения здоровые братья и сёстры больных деток нередко включались с ними в процесс обучения и по истечении некоторого времени стали также как и они показывать успехи. Сделав такое неожиданно заключение, Доман решает несправедливым оставлять обычных детей без развивающей методики.
 

Раннее развитие по методике Глена Домана

Гений в каждом из нас

Доман утверждает, что каждый ребёнок гениален от рождения. Задача родителей поощрять гениальность в своём ребёнке. Делать всё возможное, чтобы малыш проявлял свои способности. Одним из залогов будущего успеха является активное поощрение двигательной активности ребёнка, начиная с первых дней его жизни:

  • нужно закалять ребёнка,
  • развивать его плавательный рефлекс,
  • помогать ему ползать,
  • а впоследствии, ходить и бегать.

Ребёнок, живо интересующийся окружающим миром, познающий его активно, развивается быстрее своих «стеснительных» сверстников.

Так же необходимо поощрять и любознательность малыша. Глен Доман считает, что все дети являются отличными «зубрилками», т. е. им намного легче, чем взрослым, заучивать сухие факты. Причём им для этого не нужны долгие повторения и заучивания, достаточно лишь несколько секунд.
 

Раннее развитие по методике Глена Домана

30 секунд для гениальности

Основным инструментом обучения в методике Домана являются тематические карточки. На них изображены различные группы предметов на белом фоне, ниже размещается название предмета, написанное красным шрифтом. Начинать рекомендуется с простых слов, знакомых малышу, название которых состоит из одного-двух слогов.

В ходе исследования Домана было установлено, что наиболее активная работа мозга у человека происходит в первые семь лет жизни, поэтому, чем раньше начинаются уроки, тем лучше.

Занятия проводятся в комфортной для ребёнка обстановке, с хорошим настроением у обоих участников процесса. Первый раз показывают 5 карточек, на каждую отводиться 1 секунда, а название громко и чётко проговаривается ребёнку. Показ должен длиться не более 30 секунд, но проходить несколько раз в день. Через несколько дней вводятся новые карточки, а выученные убираются.
 

Раннее развитие по методике Глена Домана


Схожим образом происходит обучение математике. Ребёнку показываются карточки с изображёнными на них красными точками. Карточки должны быть одинакового размера, на каждой разное количество точек, хаотично разбросанных по карточке. Почему точки? Ребёнок немножко иначе воспринимает явления и предметы. Цифра для него абстрактное и непонятное пока понятие. Ему намного проще понять, что такое два яблока, чем просто понятие два. Как только малыш освоит точки, их можно будет складывать в простые примеры.

Последним этапом является усвоение энциклопедических знаний. Этот этап также происходит при помощи карточек. Изображения могут быть абсолютно любыми:

  • великие учёные,
  • музыкальные инструменты,
  • деревья,
  • дикие животные и многое другое. 

Эти карточки демонстрируются также как и все остальные.

Чем дальше вы продвигаетесь в обучении, тем больше оно усложняется. Если раньше вы могли просто назвать предмет, то дальше необходимо всё больше и больше разворачивать своё объяснение.
 

Раннее развитие по методике Глена Домана

Здравый смысл

Как и любой методики, у методики Глена Домана есть свои хорошие и плохие стороны.

  • Начнём с плохих. По традиции.

Демонстрация карточек не позволяет ребёнку активно участвовать в процессе обучения. Он просто пассивно воспринимает информацию, что в дальнейшем может дать негативные результаты. Ребёнок привыкнет получать готовую информацию и не будет стремиться добывать её сам. Огромное количество фактов может перегрузить психическую и эмоциональную систему малыша. Самым меньшим проявлением перенапряжения может стать раздражительность. А там и до мигреней не далеко. Большое количество неизвестных фактов просто будут знакомы ребёнку, не имея возможности применить эти знания, он просто о них забудет.

Сами же карточки, а именно их изготовление, подборка, приготовления к каждому занятию – это трудоёмкий процесс, занимающий много времени, которого у современного родителя не так уж и много.

Сам ребёнок не готов долго сидеть на месте. Ему хочется движения и познания мира именно в движении. Вскоре он может совсем отказаться от изучения материала.

Всех этих негативных факторов можно избежать, если относиться к обучению ребёнка без фанатизма (это я вам как педагог говорю). Умелое сочетание разных методик и дозирование объёма информации действительно могут дать положительный результат.
 

Раннее развитие по методике Глена Домана


Данная методика, применяемая к больным деткам, приносила ошеломляющие результаты, по большей части благодаря огромному желанию родителей помочь своим крошкам. Для многих из них методика становилась смыслом жизни, который давал шанс их детям на нормальное существование.

  • Положительная сторона

Положительным, несомненно, является то, что Доман призывал родителей как можно больше уделять внимания свои детям. Он говорил, что родители сознательно забивают головы детей ненужной информацией. Ведь так просто объяснить ребёнку то, что он хочет узнать. Не избавиться от него простым и жестоким словом «отстань», а рассказать, что тот предмет, на который он указывает – это дерево, называющееся каштан, что его плоды — каштаны, используют во многих целях и предложить собрать несколько. Правда несложно? Как часто вы лично так делали?

Закончить мне хочется словами самого Домана: «Никогда не стоит забывать о том, что чудеса заключаются не в методиках, а в самом ребёнке».

С пожеланием успехов, педагог и любознательная мама,

Кустова Наталья.


Уважаемые читатели! С какого возраста вы начали заниматься с ребенком? Какая методика вам больше понравилась? Пробовали карточки Домана? Ждем ваших ответов в комментариях!

Читайте также:

Как вырастить гения и не погубить детство?

Как выбрать школу развития для ребенка

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Семейный каталог:

Центры развития ребенка

Интернет-магазины детских игрушек

Модельное рабство или эстетическое и духовное воспитание детей?

Kids Fashion Days 2014
 

Вы задумывались о том, чтобы отдать своего ребенка в школу моделей? Почему некоторые мамы просто жаждут видеть свое чадо на подиуме? И что ждет детей-моделей после 18 лет? Про это и многое другое в нашей статье.

*****

По опросам обычных мам на улицах, выяснилось, что большинство родителей против и совершенно не понимают, зачем нужны дети-модели.

«Это травмированная психика, это звездная болезнь, это дрессированные дети, совершенно не умеющие показывать реальных чувств, эти дети, кроме как продавать себя, больше ничего не умеют!» — утверждали многие.

Так ли это?

По телевизору часто показывают, как молоденькие и красивые девочки в погоне за подиумом уезжают в зарубежье и далеко не каждую «модель» ожидает счастливое будущее.


А как развивается детская мода у нас? 

27 апреля в Минске прошел детский показ мод «Kids’ Fashion Days BFW». Подобные показы происходят два раза в год уже четыре года подряд.
 

Kids Fashion Days 2014
 

В этот раз на подиуме были представлены детские коллекции от таких марок, как «Ангелы моды», Bell Bimbo, Lemur, Tiffany Junior, Kukolka, дизайнерская коллекция Натальи Костромы-Андреюк.

На подиум вышли юные, но профессиональные модели школ Kids’PODIUM, Mademoiselle Adr’i, и «Галереи Моделей» Анастасии Чучупаловой.

То есть школы юных моделей у нас есть!

Чтобы узнать все обстановку в детско-подиумном направлении, пришлось проникнуть в закулисье и увидеть все своими глазами.


А что там, в зазеркалье?

Каждая мама и многие папы знают, как происходит подготовка к разнообразным утренникам в школах и детских садах.
 

Kids Fashion Days 2014 Kids Fashion Days 2014
 

Так вот, отличий совершенно нет: мамы помогают переодеться своим моделям, поправляют прически, макияж, сами дети переживают и волнуются, некоторые справляются с волнением с помощью игр.
 

Kids Fashion Days 2014
 

Организаторы всегда рядом и готовы придти на помощь юным модникам в любую секунду. Это самые обыкновенные дети, ничем не отличающиеся от других.


Что такое школа моделей?

Об этом нам рассказала организатор показа Оксана Кавецкая (руководитель детской школы моделей «KIDS` PODIUM»):

«В школу моделей попадают дети от 3,5 лет. Это может быть совершенно любой ребенок. Мы берем абсолютно всех! Наша школа помогает детям раскрепощаться, быть более открытыми и не боятся выступать на публике.
 

Kids Fashion Days 2014
 

С детьми работают профессионалы своего дела: дизайнеры, стилисты, психологи и другие. Ребята изучают такие предметы, как хореография, постановка дефиле, этика, история моды, дизайн одежды, актерское мастерство.

Маленькие модели получают невероятное удовольствие от обучения и выступлений. К самим же показам допускаются не все, а только те дети, которые достигли лучших результатов во время обучения.

Это дает дополнительный стимул ребенку и создает здоровую конкуренцию. Дети стараются и подтягиваются друг за другом. Сама школа направлена на культурное развитие девочек и мальчиков.
 

Kids Fashion Days 2014
 

А культурное развитие – это, прежде всего, развитие внутренней культуры, а потом уже ровная спина, правильная осанка, красивая походка, уверенный взгляд, умение вести себя в обществе. Каждый ребенок хочет попасть на сцену.

Ведь для того, чтобы понять, что такое модель, нужно выйти на подиум, ребенок должен ощутить это внутреннее состояние и решить для себя, нужно ли ему это в дальнейшем.
 

Kids Fashion Days 2014 Kids Fashion Days 2014
 

Детей, выходящих на сцену впервые, и маленьких моделей мы обычно выпускаем в начале показа, здесь главное — не передержать ребенка в закулисье. Также малышам часто в пару ставим старших детей, так они чувствуют себя комфортнее»


Что говорят родители о школе моделей?

Елена, мама десятилетней Александры:

«Моей дочке очень нравится обучаться в школе моделей. Она стала уверенной в себе, самостоятельной, много знает о модных тенденциях, сама способна выбрать себе наряд в магазине.
 

Kids Fashion Days 2014
 

Мы посещаем много разнообразных кружков, и школа моделей идет как дополнительная нагрузка и хобби. Ребенок совершенно не лишен детства. Красота в хорошем смысле спасает мир, а красота под давлением — это другое.

Занятия проходят по субботам: Это небольшие чаепития, мастер-классы, творческие уроки, этикет, визаж, хореография и многое другое. Ребенок приходит  домой воодушевленным и счастливым.

Наши выступления осуществляются где-то 6 раз в год, и моя дочка уже привыкла, чувствует себя в этой области, как рыба в воде. Зарубежных поездок не предвидится пока что, но думаю, скоро и эту вершину покорят наши белорусские модели»
 

Kids Fashion Days 2014
 

Заболеет ребенок звездной болезнью или нет, это скорее зависит от родителей, если родители не ставят модельную школу выше всего, а ребенка не возвышают как звезду мирового масштаба, тогда и ребенок адекватно реагирует на происходящее.

Это просто хобби и увлечение, будущее у каждого из детей разное: некоторых возможно и ожидает подиум в дальнейшем, но большая часть детей уйдут от этого, так как это всего лишь культурное развитие ребенка.


Kids Fashion Days 2014: Как это было

Главным спонсором модного показа выступила ZORKA KIDS. В установленной фотозоне все без исключения могли сфотографироваться с забавным медвежонком.


Как это было


А так же, каждый малыш получил чудо-зверушку из воздушного шарика.
 

Как это было


Начало показа объявлено!

Kids Fashion Days 2014
 

Приглушенный свет, подиумная дорожка, освещенная прожекторами, ненавязчивая музыка, аплодисменты и… один за другим, где-то неуверенно и пугливо, а где-то легко и даже игриво, выходят маленькие модели, презентуя коллекции разнообразных брендов.


Kids Fashion Days 2014 Kids Fashion Days 2014

Kids Fashion Days 2014 Kids Fashion Days 2014

Kids Fashion Days 2014

Kids Fashion Days 2014

Kids Fashion Days 2014

Kids Fashion Days 2014 Kids Fashion Days 2014

Kids Fashion Days 2014 Kids Fashion Days 2014

Kids Fashion Days 2014

Kids Fashion Days 2014

Kids Fashion Days 2014

Kids Fashion Days 2014

Kids Fashion Days 2014
 

Скромные, красивые, стеснительные малыши, более опытные и уверенные в себе ребята постарше, но самое главное – это самые обыкновенные дети, которые умеют не только красиво ходить по подиуму, но и бегать, прыгать, веселиться и радоваться жизни в закулисье!

А отдавать ребенка в школу моделей или нет — личное дело каждого родителя.

Фотограф Елизавета Павлова


Уважаемые читатели! Вы хотели бы видеть своего ребенка на подиуме? Как вы относитесь к моделям? Есть ли у юных моделей будущее? Ждем ваших комментариев!


Читайте также:

Жизнь без телевизора: зачем подсаживать детей на иглу лени?

Столкновение темпераментов: как развести и успокоить двух пылких малышей?

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Семейный навигатор:

Детские развлекательные центры

Понравилась статья? Поделись ей с друзьями в социальных сетях! Жми

Как выбрать школу развития для ребенка

В центре развития


Не успел ваш малыш появиться на свет, а вы уже задумались о том, как будете развивать своего юного гения? Возможно, вам эта мысль пришла только через 6 месяцев? Или после первого дня рождения? В любом случае – вы не опоздаете.

Практически все мамы начинают заниматься с малышами с первых месяцев – разговаривают с детками, читают стихи и сказки, показывают предметы и картинки, покупают развивающие игрушки. Хочется чего-то большего? Тогда вам пора в школу раннего развития.

Зачем ходить в центр развития?

Некоторые скажут: «Я и сама смогу заниматься с собственным ребенком дома! Информации в интернете много, книжки и игрушки куплю, а школы – это обдираловка». Может, оно и так, но занятия в детских клубах имеет свои плюсы.

Центр развития – это первый социум, в который попадает маленький человечек. Он учится общаться и взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, делать что-либо в группе, слушать педагога, повторять за сверстниками. Это поможет ему легче адаптироваться в садике или школе. Да и у мамы наконец-то появится возможность вырваться из круговорота домашних дел, пообщаться с новыми людьми.

В каком возрасте начинать?

Некоторые школы предлагают занятия с 6 -8 месяцев, в других первую группу набирают с 1 года. Но есть группы с 2 до 3, с 3х лет и старше, для дошкольников. Подумайте, есть ли смысл лично для вас водить ребенка в школу с полугода. Если вы считаете, что да – начинайте! Хотя детки с 1-1,5 лет уже осознанно воспринимают происходящее вокруг, и заниматься будут с удовольствием и интересом.

Как же выбрать школу?

Считаем метры. Месторасположение детского клуба часто является решающим фактором для многих мам. Зачем ехать с крохой через весь город, если можно выбрать центр в своем районе? Это верно, ведь ваш карапуз за время пути может устать, захотеть спать и кушать. Сил на занятия останется немного.

Методика — наше всё. Сейчас школы предлагают занятия по различным системам – Домана, Зайцева, Монтессори. Некоторые педагоги объединяют несколько методик либо предлагают свою разработанную программу занятий. Выбор только за вами, но нужно учитывать один факт.

Читаю легко

Выбранный метод обучения будет эффективным только в том случае, если педагог владеет им в совершенстве, имеет достаточно необходимых для занятий пособий и материалов. А еще лучше, если он проходил обучение по данной теме и имеет сертификат.

Цена вопроса. Cтоимость обучения в детских центрах развития очень разнится. Если семейный бюджет поджимает, а ходить с ребенком на занятия все-таки хочется, то этот критерий может оказаться первостепенным. Но и тут не надо расстраиваться. Дорогое – не значит лучшее. Главное, чтобы юному ученику было комфортно.

Нерадостное настроение от маленького помещения и небольшого набора «крутых» игрушек сразу улучшится при грамотной, доброжелательной и интересной работе педагога.

Какую выбрать направленность?

Если ваш малыш непоседа, дома его не усадить и на минуту, а на детской площадке он безостановочно бегает от горки до качелей и обратно, то вам стоит выбрать занятия, где упор делается на танцы или гимнастику. Возможно, стоит записаться на детский фитнес или в бассейн. А рисовать и лепить можно и дома.

Если у вас достаточно спокойный ребенок, который любит созерцать, часами слушать рассматривать книги, рисовать, то выбирайте школу с творческим уклоном. Пусть он там занимается своими любимыми занятиями и развивает в себе эти способности.
 

Школа раннего развития


Некоторые дети хорошо воспринимают информацию утром, некоторые пребывают в хорошем расположении духа вечером, после дневного сна. Обратите внимание на продолжительность занятия и распределение разных видов упражнений внутри него. Малыши не способны долго концентрировать внимание, быстро утомляются и теряют интерес. Поэтому работа за столом должна чередоваться с танцевальными или физкультурными упражнениями. А продолжительность самого урока должна быть не более 45 -60 минут.
При выборе центра лучше всего лично сходить в несколько из них, побеседовать с педагогами, узнать их образование и квалификацию, посмотреть на помещения, набор материалов, расспросить о программе и продолжительности занятий. Хорошо, если в школе предлагают пробные занятия. Не стесняйтесь их посетить. Обязательно продумайте, в какое время вам с ребенком удобно ходить в школу.

Обязательно прислушивайтесь к своему ребенку. Не одергивайте его со словами: «Играть дома будешь, а здесь заниматься надо!» Игра – важная часть обучения для детей. Именно такой способ познания мира они знают и понимают. Малыш должен чувствовать себя комфортно, что бы в дальнейшем у него не пропало желание учиться. И тогда вам удастся найти такую школу, в которой интересно будет и вам, и вашему ребенку, где обязательно раскроется огромный потенциал вашего чада.

 Евгения Бузюк


Уважаемые читатели! Как вы относитесь к развивающим центрам? Ходите ли вы туда со своими ребенком? Ждем ваших ответов в комментариях!

Читайте также:

Как вырастить гения и не погубить детство?

Все дети как дети, а ты…

Обсуждаем на форуме:

Воспитание ребенка

Семейный каталог:

Центры развития ребенка

Организация и проведение детских праздников

Театр в жизни детей

Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализация художественных произведений помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание этих произведений. Однако им интересен не только просмотр спектакля в настоящем театре, но и деятельное участие в своих собственных представлениях: подготовка декораций, кукол, создание и обсуждение сценариев.

Уже театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.
Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Существуют разнообразные виды детского театра. Самый распространенный — это театр игрушек. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки. Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, тотеатр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку. Процесс подготовки кукол для театра пяти пальчиков увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью.

Куклы в этом портативном театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши экспансивно сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными.

Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков — дело хлопотливое, но возможное в любом детском саду. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, воспитатель может подойти с ней к малышам, и этот поросенок или мишка могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребенка, попросить что-либо сделать.

Вызывает интерес у детей и теневой театр. Теневой театр — распространенный вид инсценировок сказок и сюжетных стихотворений. Показ теней сопровождается чтением рассказа, сказки, басни. Поскольку теневой театр имеет свои особенности: неподвижность силуэтов, отсутствие перспективы, глубины, невозможность располагать один силуэт за другим, — это во многом определяет и выбор репертуара. Без особых затруднений можно осуществить в таком театре постановку русской народной сказки «Теремок», где все персонажи могут проследовать в кувшин-теремок. Возможен показ таких сказок, как «Колобок», «Лиса и кувшин» и др. Если трудные для показа части литературного произведения имеют важное значение для понимания содержания спектакля, их можно прочитать и без силуэтного сопровождения.
Для расширения возможности теневого театра делают несколько силуэтов одного и того же персонажа в различных позах и положениях. Чтобы подчеркнуть, что действующее лицо выступает в разных ситуациях, у этого персонажа-силуэта выделяются характерные черты (нос, шарф, волосы и т. д.).

Показ спектакля теневого театра требует на первых порах участия трех воспитателей: один должен сидеть перед экраном и читать текст, двое других за экраном управлять силуэтами. Возможны различные варианты показа спектакля: можно читать все произведение, а можно ограничиться лишь чтением авторского текста, реплики персонажей будут произносить воспитатели, находящиеся за экраном, и т. д.
Когда воспитатели приобретут опыт в управлении силуэтами, они могут показывать спектакль даже поодиночке, привлекая в качестве ассистентов детей.

Воспитателю придется читать текст за нескольких действующих лиц, поэтому надо научиться за каждого говорить так, чтобы дети могли по голосу различать персонажей. Дикторское прочтение слов автора требует, чтобы текст читался выразительно, внятно, достаточно громко. Одним из вариантов теневого театра является такой, когда силуэты получаются от фигур людей.

Так же как и в теневом театре с плоскими фигурами, свет должен быть за экраном, а зрители садятся перед экраном. Свет должен быть ярким: на воздухе — солнце, а в комнате — очень яркая лампа, которая вешается в полутора-двух метрах от экрана, на уровне плеч детей. Прежде чем приглашать зрителей на просмотр спектакля, воспитатель приводит за экран 6—8 детей и объясняет им их обязанности. Он сам проходит близко от экрана и просит, чтобы дети сказали, когда тень будет ярче и отчетливее.

Сначала дети будут разыгрывать сценки-импровизации, шутить и веселиться. Для создания комического эффекта можно дать им смешные головные уборы, приделать длинные носы, пышные бороды и т. д. Затем можно готовить небольшие жанровые сценки.

Интересный литературный материал для театра теней дан в книге Т. Н. Караманенко «Кукольный театр в детском саду».

Большой популярностью у малышей пользуется картонный театр на столе. В нем все: сцена, занавес, декорации, фигурки — делаются из картона и раскрашиваются. По характеру сценического материала этот театр называют театром картинок.

Маленькие дети любят рассматривать картинки в книгах, и, конечно, с радостью встречают они картинки двигающиеся. Издательство «Малыш» выпустило оригинальные книжки-игрушки «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Мальчиш-Кибальчиш», представляющие собой своеобразные миниатюрные театры картинок. Изобретательно выполненные сценки могут служить образцом для театра картинок.

Самодельные театры картинок создают эффект действия: при показе спектакля воспитатели стараются перемещать фигурки. Как правило, их делают на подставках, за которые тянут небольшими крючками, прикрепленными к палочкам. В последнее время передвижение фигурок в театре картинок производится магнитами, при этом можно добиться даже того, что фигурки будут забавно танцевать.

Элементарная форма представления в картиночном театре — передвижение картинок на столе без создания эффекта внезапности появления. Просто сначала, например, ставят большую репку, затем выдвигают последовательно бабку и всех других персонажей спектакля. При таком показе руки воспитателя привлекают к себе слишком много внимания. Чтобы закрыть от детей руки, из картона делается красивый барьерчик (40—50 см длины и 8 см ширины).

Для создания обстановки театрального представления воспитатели делают занавес, кулисы. В таком театре на сцене могут находиться различные фигурки, передвигаться в разных направлениях.
Репертуар театра картинок очень разнообразен: можно инсценировать многие сказки и сюжетные стихотворения.

Развитие эстетического вкуса дошкольников будет проходить тем успешнее, чем продуманнее будет организована работа по изучению доступных детям художественных произведений. Уже в группе раннего возраста при рассказывании потешек и маленьких стишков для усиления эмоционального воздействия художественного слова следует практиковать постановку коротеньких сценок в настольном театре. С расширением кругозора детей сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. Практически большинство художественных произведений, составляющих обязательный литературный минимум или включенных для дополнительного изучения, могут быть инсценированы одним из указанных способов.
 

Раннее развитие: есть ли чем гордиться?

Я предлагаю посмотреть на раннее развитие детей с несколько иных позиций, чем это обычно делается. И, во-первых, хочу сказать, что здесь я не вижу никакой проблемы. Дети прекрасно развиваются в раннем возрасте, поглощая умопомрачительные объемы информации, если им не мешают взрослые. Независимо от того, стремятся ли родители развить ребенка или не делают этого он пройдет колоссальный этап развития именно в первые 3 года жизни, из которых особенно насыщен первый год. Это происходит просто потому, что ребенок так устроен. Но родители, зная об этой природной особенности ребенка и не вполне понимая, зачем она нужна, боятся чего-нибудь недодать своему чаду. Многие из них окрылены идеей развития гения, чтобы гордиться своими достижениями в воспитании дитяти. Ну, очень хочется маме двухлетнего малыша сказать другой маме: «А наш уже читает!» И непременно подчеркнуть — «вот чего мы достигли!», подразумевая, «какая я молодец, какая я замечательная мама».

Раннее развитие ребенка — это всегда проблема родителей, а не малышей. Это всегда стремление испытать гордость за свои родительские достижения, даже если мама и папа искренне уверяют, что они хотят только общения с ребенком, хотят дать ему только самое лучшее. Причем очень часто родители стремятся к этому любой ценой, и все неудачи ребенка рассматривают как личное поражение, подтверждение собственной несостоятельности. Педагоги и психологи из практики знают, что если к ним пришел ребенок, прошедший школу раннего развития, то это, прежде всего, проблемные родители, а потом уже — трудные дети.

Зачем ребенку нужно раннее развитие или аргументы «за»

Главным аргументом приверженцев идеи раннего развития является особенность развития головного мозга ребенка. В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам — на 80%. В самом деле, — это впечатляет! Но это развитие происходит не за счет появления новых клеток мозга, т.е. серого вещества, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования связей между ними. Это говорит о том, что задачей развития головного мозга является не столько накопление информации, сколько ее систематизация. Задача накопления информации решается примерно до исполнения малышу 8-9 месяцев, а затем начинается ее систематизация и параллельно продолжается накопление.

А зачем ребенку нужно, чтобы к трем годам была накоплена и систематизирована большая часть информации о внешнем мире? Человек существо социальное и ему необходим развитый мозг, чтобы он мог успешно встроиться в социум. Для этого необходимо овладеть многими понятиями. Например, надо знать иерархию группы и общества, различные формы взаимоотношений между ее членами, запретные зоны, свое положение в группе, культурные особенности, быт и систему хозяйствования. Но кроме этого необходимо также знать и то, что позволит выжить, понять взаимосвязи с окружающим миром и уметь ориентироваться в нем. А для этого необходимо знать животный и растительный мир, атмосферные и астрономические явления, смену времени суток и времен года, и т.д. Таким образом, к моменту социальной адаптации, которая начинается у ребенка примерно в 3-3,5 года, он должен знать все, что поможет ему жить по законам группы и выжить в природной среде обитания. Поэтому в зависимости от сложности устройства социума и условий выживания ребенок усваивает тот или иной объем знаний и проводит взаимосвязи между полученными понятиями. С этой точки зрения его развитие в этот период должны быть оптимальным, востребованным жизненной необходимостью. Поэтому попытки навязать ему программу развития определенную не естественным образом жизни, а рекомендациями папы или мамы, Зайцева, Глена Домана или Никитина, мы неизменно вторгаемся в процесс индивидуального развития ребенка и нарушаем его.

Авторы и разработчики идеи раннего развития

Итак, возможности раннего развития действительно колоссальны и есть механизмы их задействования. В общем, это не новая и вполне доступная информация. Авторы методик раннего развития всегда подают эту информацию как некую диковинку, известную только им. Они наслаждаются этим открытием, и им кажется, что все остальные просто слепцы, которые не видят этих возможностей ребенка. Понятая закономерность позволяет им нажимать на «кнопки», регулирующие развития мозга ребенка, и радоваться — «ура! заработало!».

Интересен тот факт, что подавляющим большинством разработчиков идеи раннего развития являются мужчины: Глен Доман, Масару Ибука, Никитин, Зайцев, Чарковский, Гуттерман. Однако сегодня в психологии и психиатрии доказано, что в отличие от женщины, мужчина не способен к идентификации себя с ребенком раннего возраста. Идентификация с ребенком, это особое состояние женщины-матери, позволяющее ей точно понимать все потребности малыша. Именно поэтому в древних обществах мужчина допускался к воспитанию только после исполнения ребенку 3, а то и 7 лет. В некоторых русских деревнях для мужчины считалось позором, принимать участие в воспитание детей до 3 лет. Если он совершал подобный проступок, то женщины могли его публично побить и с криками выгнать из дому. Отец мог баловать маленького ребенка, но не мог воспитывать или учить его. Известно также, что мальчики переходили на мужскую половину не ранее исполнения им 5-6 лет.

В этих правилах поведения заключалось прекрасное знание психологии пола, и многовековая мудрость — только женщина-мать может точно чувствовать потребности ребенка и не сможет ему навредить. Мужчина же стремится к нововведениям, плохо рассчитывает силу и поэтому ребенок может стать жертвой оплошности или неудачного эксперимента. Вот когда малыш окрепнет и подрастет, у него появится потребность расширить поле деятельности, тогда ему необходимо участие мужчины.

Итак, мужчины придумали, на какие кнопки надо нажимать, чтобы получить вожделенный результат — маленького гения. А что же придумали женщины? А женщины оказались намного мудрее и придумали программу поощрения и поддержки грудного вскармливания, методы мягкой адаптации новорожденного к внеутробному существованию и методику спонтанного развития творческих способностей ребенка.

Чему хотят научить ребенка раннего возраста?

Многообещающее раннее развитие ребенка, которое начинают, чуть ли не на следующий день после родов (чтобы не опоздать), не отличается разнообразием. Если мы посмотрим, какой именно набор знаний вкладывается в понятие «раннее развитие», то мы увидим, что это чтение и счет. Еще говорят о живописи, иностранных языках и музыке, но мало. Если мы вспомним, какой объем системной информации должен усвоить ребенок (иерархия и культура группы, различные формы поведения, объекты живого и неживого мира, атмосферные и астрономические явления и т.д.), возникает вопрос, а не обедняем ли мы его? Не сводим ли мы его по истине гениальные возможности к собственным примитивным представлениям о том, что такое гениальность?

Наверное, для мамы, которая не знает иностранного языка, не умеет складывать в уме трехзначные числа и не любит читать книги, высшее проявление гениальности — это умение читать и считать. Но с точки зрения ребенка это совсем не так. Он готов усваивать знания по зоологии, ботанике, изучать звездное небо, рассматривать облака, познать мир озер, изучить мифологию. Но взрослым трудно дать ему эти знания, они просто не знают этого сами. Зато все они знают алфавит и цифры.

Я знала маму, которая гуляла в парке со своей двухлетней дочкой с определителем растений. Девочка прекрасно говорила и задавала матери многочисленные вопросы: «А это — какое дерево? А эта травка как называется? А это что за цветочек?», на которые та не могла ответить. Закончилось это тем, что дочь поправляла маму, если та забывала название растения, и мама, в конце концов, выучила растительный мир средней полосы. Надо сказать, что до этого момента мамаша знала только три названия деревьев береза, сосна и ель, в чем она откровенно и призналась: «Если бы не дочь, так бы и не узнала. А зачем мне это? Я же не лесничий».

Зачем детям знания, которые им навязывают взрослые?

И все-таки, зачем же родители так упорно хотят, чтобы ребенок умел читать и считать? Ответ прост: чтобы сам читал книги и познавал мир. Но дети не могут познать мир, читая книги. Они просто по-другому устроены и им не нужны те знания, которые нужны взрослым. Более того, они не могут полноценно усваивать информацию теми способами, которыми ее усваивают взрослые. Взрослый человек большую часть информации получает, читая, но она ложится у него на уже сложившийся базис понятий, которые он получил в раннем детстве. У ребенка такого базиса нет, и поэтому прочитанному не на что опереться и не к чему пристроиться.

Специфика детского восприятия состоит в том, что лучше всего они усваивают только то, что видят и слышат, то, что получают в непосредственном общении со взрослыми. Но видеть они должны не знаковые символы (цифры и буквы), а объекты внешнего мира и взаимоотношения в группе людей. Из многолетнего опыта воспитания детей первых лет жизни могу сказать, что они очень хорошо запоминают информацию на слух. Трехлетний ребенок способен рассказывать наизусть сказки и стихи, которые слышал от матери или бабушки в 1,5 года притом, что эти стихи ему больше ни разу не читали. Но малыш не может в 3 года воспроизвести стихи и сказки, которые он прочел в 2 года сам. И здесь дело не в технической стороне запоминания, а в эмоциональности восприятия. Ребенок воспринимает то, что передано в непосредственном общении и окрашено эмоцией и множеством интонаций. Текст же, который он читает самостоятельно, не расцвечен эмоциями, потому что малыш пока не имеет опыта эмоциональной передачи информации. Этот опыт складывается у него в результате длительного ежедневного общения, в результате слушания рассказов и переживания различных событий.

Формирование эмоционального опыта ребенка раннего возраста чрезвычайно важно для развития у него нравственных понятий. Вся информация должна быть пронизана чувствами. Понятия о добре и зле, счастье и горе, и даже понятие о светлом утре, жарком лете, опасной поездке, уютной комнате и старом диване складываются только тогда, когда ребенок непосредственно наблюдает проявления чувств и эмоций, характеризующих эти понятия. А можно ли вложить глубокие и возвышенные чувства в таблицу умножения и счет?

Хочется также сказать о зрительном восприятии объектов внешнего мира. Все знают, что ребенок любит рассматривать и запоминать увиденное. Зная эту особенность ребенка, многие экспериментаторы в игровой форме подсовывают ему таблички со словами, кубики со слогами и т.д., стремясь научить его читать. Наибольшее недоумение у меня вызывает метода развешивания табличек с названиями на все вещи в квартире. Это делается, чтобы ребенок выучил названия предметов, соотнеся объекты с внешним видом слов. Этот метод, к сожалению, не учитывает того, что малыш, глядя на предмет с табличкой, не преследует задачу соотнести объект с его названием, а честно считает, что на всех вещах в доме должны быть вывески. Я думаю, что в таком восприятии мира нет эстетики и реалистичности. Как объяснить ребенку, что остались «неподписанными» деревья в лесу, звезды на небе, облака, цветы и многое другое в этом мире. А еще очень важно понимать, что, глядя на предмет для малыша гораздо важнее соотнести с ним не печатное слово, а услышать как он «звучит». Ребенок занят тем, как вы называете предмет, и какое отношение к этому предмету отражается в ваших словах.

Из этого следует, что детям необходим эмоциональный опыт общения со взрослыми и объектами внешнего мира: мир в глазах ребенка становится живым благодаря переживаемым эмоциям, которые он наблюдает во время общения. Но у взрослых другие цели: им надо, чтобы ребенок самостоятельно читал и считал, т.е. занимал себя сам. Получается, что взрослые хотят чисто технически использовать возможности развития ребенка, ограниченные первыми тремя годами жизни, и задействовать все ресурсы его мозга, но при этом они не хотят тратить на малыша много времени. Они будто бы рассчитывают «вот, я научу его всему сейчас, а потом он уже будет все уметь, и не будет меня беспокоить». Скорее всего, эти цели даже не вполне осознаваемы.

И здесь возникает еще одна проблема — проблема возможностей взрослых. Оказывается, что маме проще написать сотню табличек и развесить их по всей квартире, чем выразительно прочесть сказку «Курочка ряба» 30 раз подряд (а ребенку раннего возраста именно столько раз и нужно, чтобы он был удовлетворен чтением сказки). Родители пытаются технократизировать общение с малышами, сводя его к тем возможностям, которыми располагают сами. И их можно понять. Им трудно читать сказки вслух с выражением по 20 раз подряд, им трудно найти на небе созвездия, определить геологические породы и виды растений и животных, просто потому что у них нет сил и нет должных знаний о мире. Они просто не могут дать ребенку необходимый ему эмоциональный опыт, насытить его жизнь увлекательными событиями и разнообразием. У них даже нет традиционных праздников, возможности каждый день гулять по лесу, или хотя бы по парку, наблюдать за облаками и звездами, мастерить что-то руками для дела, а именно эти несложные события дают наиболее богатые возможности для развития ребенка и познания им мира.

Кто самый умный?

Итак, наши цивилизованные родители японцы, русские, англичане, американцы, немцы, французы и многие другие стремятся полностью задействовать ресурсы развития своих детей и прилагают к этому титанические усилия. Но кто же в итоге оказывается самым интеллектуальным из народов, населяющих мир? Аборигены Австралии, индейцы Америки и другие народности, сохранившие первобытные подходы к воспитанию детей. В свое время Гумилев рассказывал о необыкновенной интеллектуальной одаренности индейцев Северной Америки, которые продолжают вести традиционный образ жизни. Никто из родителей не обучает малышей чтению и счеты в раннем возрасте. Но их дети очень быстро осваивают школьную программу, а затем поступают в высшие учебные заведения и успешно закачивают их, также опережая программу.

Воззрения древних На каких же принципах строится воспитание детей раннего возраста у нецивилизованных племен. В древности практически все народности считали, что новорожденный ребенок — это целостное существо, обладающее полным вселенским знанием. Его считали божественной сущностью, и поэтому поведение взрослых было ориентировано на удовлетворение всех его потребностей и желаний. По мере роста и приобщения к миру людей ребенок постепенно утрачивал свои связи с миром богов, а вместе с ними и полное божественное знание. Таким образом, в воспитательные задачи взрослых входило сохранение этих изначальных знаний ребенка. Это вполне понятно, — что может быть полнее вселенского знания. Никому не приходило в голову чему-либо учить младенца до исполнения трех лет. Это представлялось абсурдным — ведь никому из нас не придет в голову учить именитого математика таблице умножения. Так же и здесь, как можно осмелиться учить бога человеческим глупостям?

Чтобы сохранить божественные знания дитяти существовала целая система приемов воспитания, среди которых немалое место занимали расспросы ребенка. После исполнения малышу полугода родители, бабушки и дедушки ласковым голосом расспрашивали его об устройстве мира, пытаясь таким образом удержать уходящие знания. И, судя по результатам, это им удавалось.

Спонтанное развитие творческих способностей

Представления о целостности и божественном знании новорожденного были частью представлений о совершенно ином способе восприятия информации. Считалось, что можно все знать, ничему не обучаясь. Эта философия гласила: «В каждой частице Вселенной содержится информация обо всей Вселенной». Значит, в новорожденном уже содержатся все знания о Вселенной, надо только научиться ими пользоваться. Именно на этих представлениях основывались древние методы «развязывания ума» у ребенка, которые сегодня можно назвать методикой спонтанного развития творческих способностей. Эти методы позволяют беспрепятственно осваивать иностранные языки и игру на музыкальных инструментах, делают доступными понимание многих областей знаний, которые кажутся чрезвычайно сложными. Те дети, к которым была применена эта методика, обладают неограниченными интеллектуальными способностями. Наблюдая процесс усвоения ими знаний, складывается впечатление, что ребенок не учится, а лишь знакомится или вспоминает то, что он когда-то хорошо знал. Удивительно, что для раскрытия безграничных возможностей в познании, необходимым условием является правильное пересечение и перевязывание пуповины новорожденного, а затем проведения ряда поддерживающих действий до исполнения ребенку 3-х лет.

Наиболее поразительной является способность к освоению музыкальных инструментов и удивительная музыкальность этих детей. Я это знаю на примере своего дедушки, человека, к которому эта методика была применена. Он беспрепятственно осваивал игру на любом музыкальном инструменте, но особенно любил гитару и мандолину. Никогда не зная ни одной ноты, он делал прекрасные гитарные аранжировки популярных мелодий, за что на конкурсе импровизаторов в 20-е годы получил первый приз — испанскую гитару, инкрустированную перламутром и золотом. Примечателен один случай. Однажды дедушка отмечал какой-то праздник в веселой компании своих товарищей. Когда дело дошло до песен и танцев, оказалось, что из инструментов у хозяев есть только рояль. Дед сел за инструмент, прошелся по клавишам и сказал, что он попробует акомпонировать. Когда компания попела и поплясала, один из товарищей деда сказал: «А я и не знал, что ты на рояле играть умеешь!» На что дед ответил: «До сегодняшнего дня я тоже об этом не знал».

Заинтересовавшись возможностями неограниченного развития интеллекта и творческих способностей я собрала около 500 свидетельств людей, по отношению к которым эти методы применялись, что позволило им осваивать многие области знаний практически без ограничений. В дальнейшем это послужило базой для проведения небольшого эксперимент, в котором участвовало 20 будущих мам. По отношению к 10 новорожденным этот метод был применен, а по отношению к остальным 10 — нет. Через 5 лет можно было судить о результатах по оценке этих двух групп детей. Дети из группы, где применялся метод спонтанного развития творческих способностей, по оценке педагогов, психологов и родителей, действительно проявляли неординарные способности в понимании многих вещей и проявляли неординарные музыкальные способности. Правда, были затруднения в оценке степени их интеллектуальности: у разных детей она проявлялось в той или иной мере, не являясь однородной. Тем не менее, их интеллектуальный уровень явно превосходил уровень детей из контрольной группы. Эти наблюдения, несмотря на ограниченность выборки, являются достаточными, чтобы расширить применение этого метода, тем более, что он выражается в ряде мер, никоим образом не влияющих на здоровье и психику ребенка.

Кроме того, этот эксперимент заставляет задуматься о развитии интеллектуальных способностей вообще. Он открывает принципиально новые, неизвестные ранее возможности развития и подвергает сомнению целесообразность «раннего развития» способностей ребенка с помощью обучения, пусть даже и игрового. Более того, этот эксперимент подтверждает возможность совершенно иного способа получения и использования информации. Существуют механизмы, позволяющие пробудить к жизни и использовать интуитивное бессознательное знание, которое современными людьми практически не используется. Эта возможность значительно облегчает процесс познания и делает его гораздо более эффективным.

Резюме

Итак, необходимость в раннем развитии ребенка несомненна, но методы, которые пытаются для этого использовать, оставляют желать лучшего. Во всяком случае, я не торопилась бы ставить эксперименты на собственном ребенке, тем более, что никто из разработчиков этих методик не говорит о том, что происходит с гениальностью чада к исполнению ему 30 лет. А это очень важно, потому что только к этому возрасту можно произвести оценку педагогического воздействия на ребенка. Если после всех воздействий и воспитательных мер к 30 годам мы получим яркую личность, человека с устойчивыми нравственными понятиями, способностью к творчеству и широкими интеллектуальными возможностями, значит, мы получили хороший педагогический результат. А если нет? …

И еще, существуют совершенно иные пути познания и способы творческого развития ребенка. К сожалению, эти методы остаются сегодня недоступными, хотя именно они наиболее просты и наименее трудоемки. Более того, они известны, и их можно широко применять. Но видимо, современным родителям гораздо проще идти по пути технических решений и рисовать на табличках слова и точечки, покупать кубики Зайцева и т.д.

Парадокс состоит в том, что, стремясь к развитию интеллекта, мамы и папы не замечают информации о возможности его неограниченного развития, которое достигается другими методами, чем они привыкли представлять. Именно поэтому проблемы «раннего развития» — это проблемы родителей и их представлений о развитии, а детям остается развиваться настолько, насколько им это позволяют сделать взрослые.

 

Читайте также:

 

 

 

 

 

 

Иностранные языки в раннем возрасте

 

Театр в жизни детей

Обсуждаем на форуме:

Обучение и развитие детей

 

Раннее развитие — методика Глена Домана

Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. В первую очередь, больных детей (кроме слепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Со слепыми детьми дело обстояло сложнее – первый шаг их программы состоял в том, чтобы дать им возможность видеть хотя бы очертания.
В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим, постепенно, понемногу, они начинали и двигаться. До обучения по методике Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития детей, а спустя некоторое время после начала обучения – по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей!
И опять же возникает вопрос, который задавала себе еще Мария Монтессори: “что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?”
Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми.
Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.
Целью, которую поставил себе Доман, является – “дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей.”
Доман хорошо знает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи — семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Исходя из этого, свою систему он построил для трех-четырехлетних малышей.
В первую очередь, считает Доман, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей ребенка. Конечно, надо обучать так, чтобы это было психологически комфортно ребенку, надо стараться исподволь развить его врожденные рефлексы.
Мне кажется, что дети, которых пеленали, в большинстве своем более апатичны, не позволяют себе сделать того, что они хотят, в более старшем возрасте, чем дети, которым позволяли и помогали двигаться так, как они хотят. Вы когда-нибудь видели, какая радость написана на личике трехмесячного малыша, которому помогают стоять и ходить? Если да, то после этого Вы никогда не скажете, что такое раннее развитие вредно.
Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие.
По мнению Домана, лингвистические способности – врожденная функция человеческого мозга. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам. Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называются словами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идет речь. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают. Исходя из этого, идея “готовности к чтению” (а также все другие “готовности”) является полнейшим вздором. Утверждение о том, что ребенок готов к чтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно. Готовность созидается в детях, а если не созидается – случайно или с какой-то целью – она не появится вообще.
Доман считает, что если учить ребенка фактическому материалу в математике, а факты, на которых основывается математика, — это числа, такие как один, два, три, четыре, пять, шесть, — то он откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д. Из этого он делает вывод, что математические способности – также неотъемлемые функции человеческого мозга.
Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того, чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.
Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.
Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Для этого родители делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. Было бы, наверное, неплохо, если бы ребенку не просто давали энциклопедические знания, но еще и рассказывали, где и как они применяются, как они взаимосвязаны между собой, подкрепляли бы примерами из жизни (тогда информация становится менее безликой, а, значит, и более интересной для ребенка).
Доман рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 — 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5 — 10 секунд. Мне же кажется, что лучше показывать настолько быстро, насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа, т. е. слова и точки – быстро, а картины – медленно.
Для обучения чтению Доман берет старинную англо-германскую систему: предъявление и озвучивание целого слова. Он рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне. Доман советует начать обучение как можно раньше, лучше – до года. Но в этом возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета. Если же у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то он, скорей всего, все равно не представит себе за словом предмет (т. к. слишком быстро показывают и часто меняют слова, он не успевает к ним привыкнуть). Получается, что мы, с самого раннего возраста, учим ребенка мыслить абстрактно. А может, лучше образно? Кстати, дети с образным мышлением эту методику плохо воспринимают. Мне кажется, что было бы лучше, если бы показывали одновременно на одном листе сверху – картинку, снизу – подпись.
По мере взросления ребенка Доман предлагает увеличивать продолжительность и количество занятий. По достижение ребенком возраста 1,5 — 2 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке.
Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него “ходячую энциклопедию”), но не учат думать (использовать полученные знания). Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. “Факт” надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими “фактами”, определить ему место в мире.
С другой стороны, эта методика хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. И, к тому же, большой плюс в том, что Глен Доман воспитывает родителей, объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Качество методики подтверждается еще и ее результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.

Развиваем мелкую моторику с помощью подручных материалов

Однако начать никогда не поздно, поэтому в этой статье мы предлагаем Вам игры и занятия для развития мелкой моторики, которые подходят для детей от 1 года.

Баночки, коробочки, сундучки

Мы уже писали в нашей статье «Детские игрушки для ребенка 1-2 лет» о необычайной любознательности маленьких детей. Чтобы направить эту любознательность в познавательное и развивающее русло, используйте емкости, разнообразные по размеру, цвету, материалу и форме. Это могут быть пластиковые контейнеры (их даже можно купить специально – и для игр ребенка, и для хозяйства), баночки из-под крема, детского питания (прозрачные баночки больше привлекают малышей, т.к. видно, что находится у них внутри), жестяные банки из-под чая (малышу понравится, как звонко будут падать мелкие предметы на дно), различные тюбики, сундучки, шкатулки.

Как играть?

Внутри сундучков можно прятать различные интересные для малыша вещицы: пуговицы, колпачки от фломастеров, магнитики и т.д. Во-первых, открывание и закрывание сундучка будет стимулировать развитие мелкой моторики рук, а во-вторых, ребенок будет развивать свою способность к открытию нового.

Баночки можно использовать для перекладывания или пересыпания мелких предметов. В коробочках можно проделать отверстия разного размера и предложить малышу опускать через них различные предметы. Так ребенок будет формировать свое пространственное мышление (широко-узко, большой-маленький).

Мелкие предметы: пуговицы, бусины

Многие родители боятся давать своим детям мелкие предметы, и напрасно. Ведь мы не призываем оставлять Вашего ребенка наедине с коробкой мелких бусин или пуговиц – играть нужно вместе с ребенком, следуя его интересам и настроению, иначе пользы будет мало. А если занятия проводятся регулярно и весело, то польза от них будет неоценимой.

Играя с мелкими предметами, ребенок развивает не только мелкую моторику своих рук, но и тактильную чувствительность, и пространственно-образное мышление. Если Вы все же опасаетесь, что ребенок потянет такие игрушки в рот, можно порекомендовать нанизать их на веревочку или шнурок. При этом можно брать такую игрушку в дорогу или на улицу.

Как играть?

Самое простое, что можно сделать – складывать мелкие предметы в коробочки и баночки, о которых мы писали выше. Также ребенок может вынимать и перекладывать их из одной емкости в другую. При этом родители могут объяснять, почему в одну баночку вмещается много бусин или пуговиц, а в другую мало. Так малыш будет развивать не только мелкую моторику, но и понятие размера (большой-маленький).

Еще один способ игры с мелкими предметами – выкладывание узоров. Это могут быть как произвольные узоры (для детей помладше), так и узоры по заранее нарисованной мамой или папой схеме (для детей постарше). Узоры можно выкладывать на столе или листе бумаги (в том числе цветной), или же на раскатанном кусочке пластилина – тогда пуговицы будут «прилипать» к нему.

Мелкие предметы: макароны, горох, фасоль

Эти материалы можно найти на любой кухне в любое время. И это их главное и неоценимое преимущество.

Как играть?

Поиграем в «Золушку»: насыпьте фасоль и горох (или разные виды макарон) в одну и ту же емкость и попросите ребенка отделить одно от другого. Усложненный вариант этой же игры (для детишек постарше): попросите ребенка брать горошины не большим и указательным пальцем, как он делает это обычно, а большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Пересыпайте макароны, фасоль или горох из одной емкости в другую с помощью ложки. Убедитесь, что ложка достаточно глубокая, чтобы малыш не рассыпал материалы.

Если Вы используете цветные макароны, то можно отделять макароны одного цвета и складывать их в отдельную емкость.

Также можно просто погружать руки ребенка в миску с этими материалами и делать вид, что месите тесто. Это будет приятно и полезно не только детям, но и взрослым.

Крупа

Игры с крупой требуют определенной сноровки и терпения, поэтому они подойдут для детей старше 1,5 лет. Подойдет любая крупа, желательно, чтобы каждый раз она была разная.

Как играть?

Крупа очень хорошо подходит для так называемого «пальчикового рисования», она создает очень интересный эффект. Рассыпьте крупу ровным слоем на какой-либо поверхности (для Вас будет удобнее использовать поднос, который легко можно вымыть после игры) и проведите пальцем так, чтобы получилась линия. Попросите малыша повторить. Первое время это могут быть обыкновенные линии и зигзаги, затем переходите на более сложные рисунки (геометрические фигуры, домики и т.д.).

Также ребенку будет интересно пересыпать крупу через сито (можно использовать кухонное или игрушечное сито, например от ведерка).

Детям постарше можно предложить делать аппликации из разных круп. Основой при этом должен быть плотный картон, в качестве клеящего материала лучше всего подойдет клейстер из крахмала.

Соленое тесто

Соленое тесто часто используется вместо пластилина: его легко приготовить из самых обычных ингредиентов, оно не прилипает к рукам и легко отмывается.

Как играть?

Естественно, из теста нужно прежде всего лепить. Что – зависит только о Вашей фантазии. Не ленитесь, ведь поделки можно запечь, раскрасить и сохранить на память.

Малышам помладше интересно просто месить тесто и отрывать от него небольшие кусочки. Сделайте несколько маленьких шариков из теста и предложите ребенку их размять (как бы размазать) одним пальчиком.

Можно раскатать (или размять руками) небольшие пласты теста и использовать их как основу для аппликации: «наклеивать» на них те же макароны, фасоль, горох. О других приемах лепки с маленькими детьми читайте в нашей статье “Лепим из пластилина с малышами”

Иностранные языки в раннем детстве или Баба-яга против!

Но искусственно вводить иностранный язык, который вы, может быть, и знаете прекрасно, но дома на нем не общаетесь, до года точно не нужно. Дайте ему разобраться с родным!

Возможно, вам покажется странным, что авторы, пишущие про раннее развитие имеют такое консервативное мнение по поводу изучения иностранных языков в раннем возрасте. Ведь Доман, Лупан, Ибука пишут, что иностранному языку можно обучать с пеленок!

Попробуем объяснить свою позицию.

Жизнь грудного младенца наполнена впечатлениями и открытиями. В первый год жизни ребенок получает огромное количество информации.
Но стоит ли тратить драгоценное время и внимание малыша еще и на иностранные языки? К сожалению, опыт подсказывает, что учат язык сотни малышей, а выучивают единицы. Так зачем тратить столько сил и времени?
Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что ребенку, в конечном итоге, все равно, на каком языке он будет говорить: ему важно понимать и быть понятым. Он еще не может любить язык как таковой, и если его понимают, и он понимает окружающих, говорящих на его родном языке, у него НЕТ мотивации для изучения иностранного языка( а без неё невозможно говорить об успешном обучении!) Конечно, изучение иностранных языков такой же прекрасный способ развития мозга как и многие другие способы! Но при отсутствии необходимой языковой среды, при том, что реально ребенок столкнется с языком, который вы ему предлагаете, только лет через двадцать, все эти двадцать лет оттачивать его французский или китайский язык- занятие настолько трудоёмкое, дорогое, отнимающее массу времени нужного для творчества, спорта, музыки, что эти факторы делает такую учебу бессмысленной. Язык же не является самоцелью! Вам нужно понимать других людей и получать информацию. И в тот момент, когда вам это понадобится, существуют простые эффективные способы быстро овладеть языком. При этом в дошкольные годы достаточно заложить небольшую, но очень прочную базу языка, например, выучить наизусть две сказки и повторить их с ребенком по 500-800 раз, чтобы он не смог их забыть до глубокой старости, и ставить ему на этом языке любимый фильм. Это все усилия, которые следует приложить, но на базе этого, в 16-17 лет, при необходимости (а, тем более, в языковой среде!) ваш ребёнок сможет интенсивно, МОТИВИРОВАННО занимаясь 3-4 месяца, довести иностранный язык до блестящего уровня. И его язык, разумеется, ни в чём не будет уступать иностранному языку молодого человека, который занимался с детства по два-три раза в неделю с учителем, делал по несколько часов домашнее задание и так далее. Пусть лучше это потерянное время дети посвящают музыке или живописи. Но…!
Но, если вы, все-таки, решили обучать малыша иностранному языку, то как же определить возраст «готовности» ребенка. Мы думаем, что начинать можно только в момент, когда малыш свободно владеет родным языком: понимает обращенную к нему речь на сто процентов, грамотно строит фразы, использует в разговоре большинство частей речи. Естественно, что ребенок до года на такие подвиги не способен. Думаю, что вы сами заметите, когда он освоится….

Одна из главных проблем, которая встает перед родителями, упорствующими в своем желании обучить младенца иностранному языку — это выбор методики обучения. НО! Ни одна из существующих традиционных методик обучения (а они, как правило, создаются для УЧЕНИКОВ среднего и старшего школьного возраста), не подходит для малышей первых пяти, а то и семи-восьми лет жизни (а мы с вами и вовсе находимся в самом первом году). Все они ориентированы на то, что ученик обладает сознательным восприятием, устойчивым вниманием, логическим мышлением, навыками самоконтроля, умении слушать педагога, понимать и принимать учебную задачу. А главное, они рассчитаны на сознательную мотивацию к обучению. А этого, как мы уже выяснили, у малышей нет и быть не может.

Многие методики (да почти все) рассчитаны на одновременное усвоение устной и письменной речи. А это, опять же, недопустимо при работе с малышами (хотя Доман настаивает именно на этом). Дети должны сначала полностью освоить письменную речь родного языка, а уж затем прикасаться к речи иностранной.

Ребенка дошкольного возраста, если уж на то пошло, надо вводить в иностранный язык, как в родной. Припомним, как входит в родную речь новорожденный.

С момента рождения ребенок слышит речь взрослых обращенную друг к другу и к нему самому. Никому не приходит в голову говорить ребенку только отдельные слова. Мы разговариваем фразами. А отдельные слова, несомненно, выделяем голосом, показывая предмет или картинку, иллюстрирующую слово или объясняем жестами. Постепенно, по крупинкам, по слову, малыш начинает понимать нашу речь. Так же постепенно он пытается начинать говорить те слова, смысл которых он хорошо понимает. Он смотрит телевизор, слушает песенки, стихи и сказки. И так далее. Активная речь складывается постепенно, по мере понимания все большего числа слов.

Такой же подход стоит использовать, как нам кажется, и в обучении иностранному языку. Не стоит делать подстрочный перевод слов и фраз. Нужно просто много говорить при ребенке, читать ему, смотреть видеозаписи на изучаемом на языке (повторяя одну и ту же запись много раз). Понимание речи и активное включение в нее придет постепенно, возможно, не так скоро, как вам бы хотелось. Но оно будет твердым, уверенным.

И только после того, как ребенок начнет говорить на языке, можно постепенно начать вводить письменную речь (то есть учить читать и писать на иностранном языке). Но, конечно, не стоит этого делать раньше, чем на родном языке.

Если же, в силу обстоятельств, ребенок попадает в двуязычную среду, несомненно, он заговорит на двух языках одновременно. Но! Заговорит он гораздо позже, чем его сверстники, осваивающие только один язык, будет делать гораздо больше ошибок при построении фраз (так как его мозг с трудом отделяет грамматические правила одного языка от правил второго). Даже если ребенок хорошо говорит на двух языках, родным для него будет только один, как правило, язык матери. И именно мать должна постараться сделать так, чтобы ребенок овладел им в совершенстве, полюбил родной язык и культуру, научился читать на нем прежде, чем на любом другом.
Не забывайте, что эта тема, которую невозможно копировать с опыта иностранцев. Потому что американских, французских, израильских, канадских детей окружает бесконечное количество носителей разных европейских языков. И во дворах и в парках часто гуляют маленькие дети, которые говорят с родителями на каком-то своём языке. И таких языков в одном дворе может быть добрый десяток (более того, описаны случаи, когда дети сами овладевали 5-7 языками близких друзей!). Но пока мы (и БАБА-ЯГА) живем в стране, где все (почти все) говорят по-русски, и введение дополнительных языков является искусственной нагрузкой. Так же выглядит ситуация в Италии, где на улице невозможно найти человека, который понимает какой-нибудь другой язык, кроме итальянского! И, например, для маленького итальянца введение дополнительных языков в течение первого года жизни мы тоже не рекомендуем. ( Исключая, как уже сказано, семьи, где мать ребёнка случайно оказывается «нашей», из Медведково!)

У трехлетней белоруски — более 60 картин на холстах. Посмотрите, что и как она рисует

Анабель Бондарович — всего 3,5 года, но она уже нарисовала более 60-и картин на холстах. Ее работы продаются, в том числе за границу. А 1 июня у девочки состоится вторая персональная выставка. Поговорили с папой юной художницы — узнали, как родители заметили способности дочери в столь раннем возрасте.

Источник фото: архив героевПервая картина Анабель «Зачарованный лес»

Павел Бондарович, папа Анабель, рассказывает, что открыли художественный талант дочери совсем недавно.

— Моя супруга Анна в декретном отпуске занималась с дочкой лепкой, рисованием и прочими активностями. У Анабель была магнитная доска, пальчиковые краски, карандаши, фломастеры, раскраски, а в 2,5 года мы купили ей два небольших холста просто ради интереса. Думали, она изобразит какие-нибудь каракули и все, а дочь разрисовала весь хвост, и получилась неплохая картина по мотивам книги о Винни Пуха. Мы сами удивились.

Мама девочки — дизайнер-архитектор, она знакома с изобразительным искусством, поэтому творение дочери смогла оценить не только как восторженная мать. Павел говорит, что после такого удачного дебюта Анабель, они с супругой решили купить малышке больше холстов — та очень обрадовалась.

— Анабель сама рисует и сама выбирает тему, — рассказывает отец. —  В любой момент ей можно дать холст и спросить, что она будет рисовать, дочь сходу скажет. Обычно рисует по мотивам книжек. Мультики мы ей не часто показываем, но у нас есть книги по мультфильмам.

Юная художница сама выбирает не только сюжет, но и цветовую палитру. Родители не вмешиваются. Единственное, в чем помогает мама, — открыть тюбики с краской.

— Анабель даже в магазине выбирает цвета сама. Обычно это выглядит так: она сразу берет ярко-розовый, затем — желтый, а потом еще какие-нибудь. Но розовый должен быть обязательно, — смеется Павел.

Никаких кружков по рисованию девочка не посещает, говорит папа. Родители считают, что девочка черпает свое вдохновение в книгах.

— Перед рисованием Анабель обычно рассматривает иллюстрации. Ее любимые темы для картин — это космос, море, а также персонажи историй и сказок: Винни Пух, Паддингтон, Робин Гуд. Много картин написано по книгам финского писателя Маури Куннаса, а также по мультфильмам «Холодное сердце», «Тролли», «Зверополис», «Пони»… У каждой картины своя тема и свое название.

Анабель творит руками, поэтому по окончании работы юная художница сама становится похожа на картину: она вся в краске с головы до ног. Но это не повод запрещать дочери экспериментировать, считают родители.

— Анабель пробовала рисовать и кистью, и валиком, но пальцами ей нравится больше всего. Даже не пальцами, а руками. Супруга расстилает на полу огромную клеенку, чтобы свести к минимуму уборку после рисования.

Родители не только не запрещают дочери рисовать таким трудозатратным для них способом, но и стараются организовать ей удобную обстановку. Так, чтобы Анабель могла без проблем рисовать большие картины, мама с папой нашли подходящую площадку за пределами квартиры — в холле школы, что находится по соседству.

— Дома у нас не так много места. Мы ходили и договаривались с администрацией школы. Нас пускали вечером, когда там никого не было, — говорит Павел.Источник фото: архив героев

Источник фото: архив героев

Анна разместила картины дочери в интернет-магазине на площадке для ремесленников, и — несколько картин купили иностранцы.

— Одна картина улетела в Германию, другая — в США, еще одна — в Великобританию, а парочку купили в Беларуси. Чтобы люди чуть больше узнавали о Анабель, мы решили завести страничку в Instagram, потому что в магазине миллион картин, и найти там что-то невозможно. Даже не знаю, как там у нас что-то купили. С осени на страничку в Instagram подписалось около 5000 человек, хотя рекламу мы не давали. Жена сама развивает аккаунт дочери, — говорит папа.

Прошлой осенью у Анабель уже состоялась первая выставка — в той самой школе, где девочка время от времени рисует.

— Мы организовали ее больше для себя. Я сделал простенькие мольберты, на которых стояли картины. На выставку пришли в основном наши родственники, хотя и посторонние люди тоже были. После этого мы подумали, что можно опыт повторить, у Анабель ведь достаточно интересные работы.

Родители считают, что девочка рисует в стиле «абстракционизм».

— Мы смотрим, какие сейчас модные тенденции в этом направлении, и картины Анабель в современные стандарты вписываются. Мне кажется, что у нее абстракционизм в чистом виде. В отличие от взрослых она не думает над тем, как сделать картину более интересной. Как видит, так и рисует. Она просто размашисто рисует рукой и говорит: «Это его шапочка. Вот его пальто». Конечно, посторонний человек на картине шапочки не увидит, но зато ее видит сама Анабель.

Картин у трехлетней художницы уже много: только на холсте — более 60 штук. Есть небольшие, а есть и внушительные — метр на полтора.

— Мы решили обратиться в минский Дворец Искусства, чтобы провести там выставку. Это была идея моей супруги. Когда пришли в этот зал, Анабель обрадовалась, поняла, что ее работы снова увидят другие люди. Думаю, это может быть интересно. Я показывал картины своим коллегам, не говоря, кто их рисовал, и им нравилось. К тому же на выставке можно организовать продажи картин и заодно помочь детям. Часть средств мы планируем направить на благотворительность.

Выставка юной художницы Анабель Бондарович запланирована с 1 по 13 июня во Дворце Искусств в зале № 2. Часть средств, которые будут собраны от продаж, пойдут на благотворительные цели в фонды «SOS деревни» и Unihelp.

Двухлетний малыш из Индии признан самым юным гением. Посмотрите, что он умеет

Аарьяваану Джоши из индийского города Ратлам всего 2 года, но он уже стал мировой знаменитостью. Малыш попал сразу в две книги рекордов как самый юный гениальный ребенок.

Источник фото: Facebook

Достижения маленького индийца зафиксированы в Kalams books of world records и Noble Book of World Records. Об этом сообщает издание The Free Press Journal.

К своему возрасту мальчик действительно умеет очень многое. Например, считает до двухсот, знает английский алфавит, названия 30 животных, 31 фрукта, 16 птиц, 30 частей человеческого тела. Малыш может распознать 12 геометрических фигур и рисовать некоторые из них. Он уже неплохо обращается с ноутбуком и сопоставляет 25 похожих объектов за 2 минуты.

Его мать Дивья Патидар Джоши (Миссис Индия 2018) и отец Прайас Джоши (офицер торгового флота) очень гордятся достижениями сына и тем, что он известен далеко за пределами родины. По их словам, видеоролики, где Аарьяваан показывает свои умения, были опубликованы в 130 странах, включая Индию, США, Великобританию.

Мама посвящает сыну трогательные посты в социальных сетях.

— Он не знает, что вы наблюдаете за ним, но в этот особенный момент вы понимаете, что он растет. Я имею в виду, что он действительно взрослеет. Так горжусь тобой, любовь моя, Аарьяваан Джоши, мой малыш.

Источник фото: FacebookМама маленького вундеркинда — победительница конкурса красоты, общественный деятель и модель

Сейчас родители раздумывают о том, куда отдать сына на учебу: Аарьяваан получает предложения о приеме из разных школ мира по квоте вундеркиндов.

Источник фото: Facebook

Двухлетний малыш «побил рекорд» другого юного гения из Индии — Адваита Коларкара. Уже в 4 года Адваит создавал прекрасные картины, которые ценились и за пределами страны. 

Родители настолько ценили способности своего ребенка, что решили переехать из Индии в Канаду — они посчитали, что здесь у гениального художника появится больше возможностей для раскрытия таланта. И не прогадали.

Выставки работ Адваита проходили во многих культурных столицах мира: ценители искусства отдавали за картины малыша тысячи долларов.